Как найти инвестора для бизнеса
Основная проблема всех начинающих бизнесменов – отсутствие финансирования для старта. Как найти инвестора для бизнеса? На каких условиях он согласится вложить средства в новый проект? Можно ли в России вообще привлечь инвестиции в бизнес на стадии его создания?
Заметим, что о заемных банковских средствах начинающему предпринимателю можно сразу забыть. Банки выдают кредиты лишь на «развитие» проекта, а не на его открытие. Претендовать на банковский кредит может лишь прибыльный бизнес, который реально существует на рынке, как минимум, в течение года.
Давайте рассмотрим те варианты инвестирования, при которых найти партнера можно еще на этапе появления идеи.
Знакомые и родственники
Поиск инвестиций многие будущие предприниматели начинают с собственного окружения, привлекая в качестве «спонсоров» проекта своих знакомых и близких. К сожалению, этот вариант имеет больше минусов, чем плюсов.
Во-первых, мало кто из знакомых располагает достаточной суммой свободных средств для такого рискованного вложения как стартап.
Во-вторых, практически всегда возникает вопрос: каким образом инвестор будет участвовать в деятельности фирмы?
Если он станет полноправным партнером, значит, автоматически получит право принимать решения, связанные с вашим (!) бизнесом. Очень часто такое «грубое вмешательство» со стороны приводит к непониманию, ссорам, конфликтам и даже разрыву отношений.
Если же знакомый выступает в роли классического инвестора – он рано или поздно захочет вернуть вложенные в проект средства с выгодой для себя или претендовать на часть прибыли.
Можете ли Вы гарантировать ему какие-то конкретные результаты, когда бизнес находится на стадии идеи? И что произойдет в случае, если идея окажется неудачной, а инвестированные в нее средства испарятся без следа?
Бизнес-ангелы
Бизнес-ангел – это частный инвестор для бизнеса (и, как правило, очень состоятельный человек). Он вкладывает собственные средства в инновационные проекты с большим потенциалом роста еще на стадии их создания.
Цель бизнес-ангелов – дождаться максимального увеличения стоимости компании, чтобы в заранее оговоренные сроки продать свою долю в бизнесе с прибылью в сотни процентов.
Такое инвестирование рассчитано на длительный период (3-7 лет). Обычно в роли бизнес-ангелов выступают успешные предприниматели или высокооплачиваемые специалисты и топ-менеджеры. Их средний возраст составляет 45-65 лет, и практически все из них – мужчины.
Такие инвесторы могут позволить себе рискнуть частью своих сбережений. Ведь в случае провала финансируемого проекта, бизнес-ангел по-прежнему останется очень обеспеченным человеком. Зато в случае успеха инвестор может рассчитывать, что его вложения окупятся многократно! Кстати, каждый пятый бизнес-ангел – миллионер.
Контролировать деятельность инвестируемой компании бизнес-ангелы могут по-разному. Но чаще всего, они принимают самое активное участие в ее управлении. Обычно бизнес-ангелы вкладывают средства в инновационные проекты, связанные с новыми технологиями.
Кстати, такие известные в настоящее время компании как Apple и Amazon.com в свое время были профинансированы именно бизнес-ангелами!
Где найти такие инвестиции?
Проще всего предложить свой проект бизнес-ангелу через тематические порталы (например, «Национальную Сеть Бизнес-Ангелов»). На подобных сайтах представлена детальная информация об условиях инвестирования, даны конкретные примеры и расчеты, описаны требования к проектам. Там же можно оставить заявку на финансирование в электронном виде.
Уже упомянутая Национальная Сеть Бизнес-Ангелов принимает к рассмотрению проекты со всей территории России и ближнего зарубежья. Объемы финансирования могут быть самыми разными: от 20 тысяч долларов до нескольких миллионов.
Требования к проекту:
Первое: сформированная бизнес-идея, грамотный бизнес-план будущей компании или подробное описание сути проекта в письменном виде. Ваша задача – убедить инвестора в том, что идея действительно обладает большим потенциалом роста.
Второе: высокая предполагаемая доходность проекта (30-40% ежегодно). Ведь любой бизнес-ангел рассчитывает со временем увеличить сумму своих вложений в несколько раз.
Третье: объективные расчеты стоимости компании и разработанная стратегия будущего выхода бизнес-ангела из дела (продажа его доли в бизнесе).
Если проект покажется заслуживающим внимания, автора идеи пригласят для обсуждения деталей и доработки документации. После этого по проекту пишется краткая аннотация и рассылается инвесторам (публикуется на сайте). Заинтересованный инвестор связывается с автором идеи для проведения переговоров.
Кроме того, Национальная Сеть Бизнес-Ангелов раз в два-три месяца проводит презентацию, на которой будущие бизнесмены могут напрямую представить свою идею бизнес-ангелам.
Фонды посевных инвестиций
Фонды называются «посевными», потому что они финансируют стартапы, находящиеся как раз на ранней («посевной») стадии: есть идея бизнеса, четкий план развития, набрана команда, но нужны деньги на проведение подготовительных работ и выхода на рынок. Между подачей заявки и получением денег из фонда обычно проходит 3-6 месяцев, необходимых для проведения нескольких экспертиз.
Такие фонды существуют в виде общества с ограниченной ответственностью с собственным штатом юристов, маркетологов и финансистов для оценки представляемых на рассмотрение проектов.
Давайте разберем специфику такого инвестирования на примере известного в России посевного фонда РВК.
Рассчитывать на получение инвестиций могут инновационные компании, деятельность которых прямо или косвенно направлена на развитие науки, технологий и техники в России.
Фонд рассматривает только проекты, привлеченные своими внутренними венчурными партнерами (их перечень по городам представлен на официальном сайте РВК). Другими словами, сначала нужно «пройти отбор» у одного из официальных партнеров, которые затем готовят проект к защите на Инвестиционном комитете РВК.
Если проект одобрен на всех этапах, то автор идеи может рассчитывать на финансирование в размере не более 75% от необходимого объема инвестиций (но не более 25 миллионов рублей).
Фонд финансирует проект на условиях владения частью акций или доли в предприятии (и то, и другое со временем перепродается по более высокой цене).
Фонды посевных инвестиций предпочитают вкладывать средства в инновационные и многообещающие проекты. Например, известный венчурный фонд «Прожект Венчурз» в свое время профинансировал создание и раскрутку социальной сети Domosite.ru.
Сеть создана специально для жителей многоквартирных домов, их общения между собой и обсуждения жилищных проблем. Кроме того, зарегистрированным пользователям доступна масса удобных онлайн-сервисов. Прямо на сайте может сдать показания счетчиков, вызвать сантехника на дом или получить квитанции ЖКХ в электронном виде.
Венчурные фонды крупных компаний
В последнее время многие крупные компании создают собственные венчурные фонды для финансирования проектов со сходными видами деятельности.
Например, группа компаний Softline (один из лидеров на российском рынке лицензирования программного обеспечения) открыла свой корпоративный фонд под названием Softline Venture Partners. Общий размер фонда в настоящий момент составляет $20 млн., а объем инвестиций в один проект варьируется от $100 000 до $1 000 000.
Softline Venture Partners инвестирует в IT-проекты на ранних стадиях их развития (разработка программного обеспечения для малого и среднего бизнеса, мобильные приложения, средства электронной коммерции).
Кроме прямого финансирования, стартапы могут рассчитывать на помощь в стратегическом управлении, профессиональное обучение, юридическое и бухгалтерское сопровождение, маркетинг и продвижение от Softline.
Финансовое участие фонда осуществляется в виде прямых инвестиций в капитал стартапа. По результатам раскрутки проекта доля венчурного фонда перепродается по более высокой цене другим инвесторам. Минимальная доля управляющей компании в уставном капитале проекта составляет 25%.
Заявку на участие можно подать прямо на сайте фонда. Перед рассмотрением на инвестиционном комитете каждый проект анализируется внутренними и внешними экспертами Softline (в сфере программного обеспечения, маркетинга и финансов). После успешного прохождения всех стадий предварительного анализа проект отправляется на рассмотрение на экспертном совете.
Конкурсы от крупных компаний
Такие «монстры» бизнеса как, например, Яндекс и Майкрософт регулярно проводят конкурсы на выявление перспективных идей и проектов. Победители, естественно, получают средства на воплощение своей идеи (бюджет инвестирования каждого проекта составляет несколько сотен тысяч долларов).
Например, тот же Яндекс запустил специальную программу под названием «Яндекс.Фабрика», в рамках которой многообещающие стартапы могут рассчитывать на получение начальных инвестиций и помощь профессионалов на всех стадиях реализации своего проекта.
Основные направления инвестирования:
- новые модели бизнеса в Интернете;
- рекламные технологии;
- анализ и структурирование информационного потока (подписки, электронная почта, блоги);
- навигация;
- мультимедийные технологии;
- разработка новых интерфейсных решений;
- обработка данных.
Каждый проект проходит три отборочных тура, затем с победителями индивидуально обсуждаются условия сотрудничества.
А руководство корпорации Microsoft еще в 2011 году обещало выделить средства на поддержку 100 российских стартапов в ближайшие 10 лет (от 30 до 100 тысяч долларов на каждый проект).
Компания, претендующая на получение гранта, должна быть ориентирована на большой рынок, заниматься разработкой ПО и иметь хотя бы прототип своего продукта. Обязательно наличие грамотного бизнес-плана и использование в своей деятельности сервисов Microsoft.
Региональные фонды венчурных инвестиций
Инвестируют в стартапы и «местные» венчурные фонды.
Например, Томский центр венчурных инвестиций готов профинансировать любую компанию, которая: зарегистрирована на территории Томской области; может предоставить проект по созданию и выводу на рынок какой-то новой конкурентоспособной продукции.
Каждый проект проходит три стадии рассмотрения (в течение нескольких месяцев). Обязательных требований к проекту достаточно много. Например, минимальная доходность должна быть не менее 20% годовых, срок окупаемости не превышать пяти лет, объем необходимых инвестиций составлять не более 18 млн. рублей. Кроме того, обязательно наличие опытного образца продукции.
При успешном прохождении всех этапов отбора Фонд входит в Уставной капитал компании на условиях 50% на 50% и выходит из него через пять лет, продавая свою долю стратегическому инвестору либо учредителям компании.
Либо же проект финансируется на других условиях: ТЦВИ вкладывает средства (от 50 тысяч до 5 миллиардов рублей) в виде прямых инвестиций и претендует на часть будущей прибыли компании (в виде ежегодных отчислений с дохода).
Еще один популярный фонд – это Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области.
Фонд (под руководством «Управляющей компании Ермак») финансирует проекты на ранней стадии роста – когда продукт или технология уже созданы и нужны средства для их запуска в серийное производство.
Требований к претендентам на финансирование немало:
Во-первых, регистрация предприятия в качестве ЗАО или ООО на территории Свердловской области или Екатеринбурга. Фонд обязательно участвует в уставном капитале компании, причем, его доля может варьироваться от 25% до 75% акций.
Во-вторых, наличие инновационной идеи в области внедрения результатов НИОКР и изобретений.
В-третьих, наличие прав интеллектуальной собственности (авторские права, патенты) на идею.
В-четвертых, реализация проекта в течение шести лет.
В-пятых, ожидаемая доходность – не менее 30% в год.
Автор: Валентина Малиновская
Источник: Инвестиции в РоссииОригинал: http://www.investmentrussia.ru/svoi-biznes/malii-biznes/naiti-investora-start-up.html
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий
09.04.2015
Утром – деньги, вечером - стулья. Такая ситуация сегодня, наверное, знакома каждому ...
Требуется: