Сергей Белоусов: «Универсальные принципы бизнеса формулируют шарлатаны»
Принципы бизнеса одного из самых известных IT-предпринимателей и венчурных инвесторов России.
Бизнесмен с 18-летним стажем, гражданин Сингапура и почетный профессор МФТИ Сергей Белоусов — личность почти легендарная. Он тот самый успешный «серийный предприниматель», о которых все говорят, но мало кто их видел, и один из самых успешных и известных венчурных инвесторов России.
Свою первую компанию Rolsen Белоусов основал в 1995 году, всего за три года превратив ее из маленького стартапа в проект с оборотом $150 млн. Потом были Solomon, Infratel, Acumatica и самая известная — глобальная Parallels. В 2010 году появился фонд Runa Capital, а в 2012-м — «квантовый» Quantum Wave Fund.
Белоусов довольно прям и категоричен в общении, не боится провокаций и резких оценок.
Весной 2013 года Белоусов вернулся в ряды предпринимателей, возглавив компанию Acronis. Он создал отдельный СЕО-офис, с помощью которого «дотягивается до всех частей компании» и который, по его словам, эффективен в кризисной ситуации, и сам принимает все решения.
О том, какие правила он будет использовать, чтобы построить очередной бизнес, Сергей Белоусов рассказал «Деловой среде».
Главный принцип — никаких принципов
Бизнес нельзя создавать по шаблонам. Он всегда живет в контексте, общих принципов нет, и даже самые тривиальные правила не всегда оказываются верными. Человек, который утверждает, что у него есть универсальные принципы построения бизнеса, — шарлатан.
Универсальные принципы построения бизнеса формулируют шарлатаны, а опыт иногда мешает
Бизнес должен быть большим, активно расти, зарабатывать деньги, удовлетворять клиентов, быть далеким от криминала — очевидных вещей очень много. Но некоторые компании не должны быть большими, кое-где работникам не надо иметь высокие моральные принципы, а часть из них вообще не должны получать прибыль.
Опыт серийного предпринимательства помогает: дает понимание того, как работают бизнес-процессы. Однако опыт и мешает: кажется, что ты уже в совершенстве знаешь старые техники, инструменты, методы, так что придумывать новые нет никакой необходимости.
В IT зарабатывает только компания номер один
В технологическом бизнесе деньги зарабатывает только компания номер один в своем сегменте. Вторая зарабатывает немного, третья — ничего. Весь вопрос в том, кто станет первым. Это как гонка между Ferrari и McLaren. Насколько одна машина лучше другой? Разницы невелика, но призы и слава достаются победителю.
Если продукты конкурентов одинаково качественны, выигрывает более сильный бренд
Acronis — компания, покупателем продуктов которой может стать любой человек и любая организация в любой стране мира. Чтобы выиграть, мы должны построить сильный бренд. Клиент часто покупает продукт не потому, что разбирается в технических подробностях, а потому, что доверяет бренду.
Будьте параноиком
Для того, чтобы IT-компания могла вырваться в лидеры, надо параноидально собирать информацию о пользователе: как он себя ведет, что делает с продуктом — вплоть до того, куда он кликает. Это позволит «очистить» продукты и интерфейс от излишней сложности.
Узнайте пользователя лучше его самого и продайте ему инновационный полированный стул
Кроме этого, очень важно качество технологий. Ведь можно продавать обычные стулья, а можно — интересные и инновационные. Последние продавать легче, да и стоят они не сильно дороже.
Я говорю о том, что в софтверном бизнесе надо минимум раз в год выпускать новые версии старых продуктов и выводить на рынок прорывные новинки. В том же Acronis мы сделали внутреннюю исследовательскую лабораторию, где инженеры и архитекторы будут «полировать стулья» — придумывать технологии и получать патенты на изобретения.
Заставляйте сотрудников «сильнее думать»
В Parallels мы много времени, сил и денег потратили на построение правильной системы мотивации. Например, работников на заводе не надо сильно мотивировать, потому что это не креативный труд. Там все четко: сколько деталей сделал — столько денег получил.
Креативного человека так мотивировать не получится, потому что его нельзя померить. Не знаешь, насколько лучше он может работать, если будет «сильнее думать». Поэтому мы и делаем большую ставку на мотивацию. Один из самых сильных вариантов мотивации для программиста — внести свой вклад в известный и полезный продукт с сильным брендом и огромным количеством пользователей.
Каждый третий сотрудник — не тот
Когда бизнес растет, люди не всегда могут расти вместе с ним. Некоторым сложно сменить роль сотрудника на лидера команды, а лидеру, который блестяще руководит командой из пяти человек, превратиться в менеджера, использующего KPI для управления большой компанией.
Приходится нанимать нужных специалистов, а это всегда сложно. Сложно удержаться и не брать недостаточно хороших специалистов, когда есть свободные вакансии, а сроки поджимают. Да и вообще вероятность не ошибиться при найме не меньше 33%, каждый третий — не тот.
Без бюрократии бизнес не вырастет
Может показаться, что отсутствие бюрократии — это хорошо. Но это не совсем так. Сейчас в Acronis, например, очень мало отлаженных бизнес-процессов. Компанией в два раза меньше еще можно было бы управлять вручную. И штат в 500 человек — это как раз та стадия развития бизнеса, когда нужно вводить бюрократию. А Acronis этот предел уже давно перерос.
Внедрять полезную бюрократию тяжело, люди привыкли работать неформально. Но без четко прописанных процедур вырастить бизнес до нескольких тысяч человек и оборотом в миллиарды долларов невозможно.