Чего не хватает российскому малому бизнесу
10 стимулов для предпринимательства, эффективно работающих в мире.
В России предпринимательская активность остается на низком уровне несмотря на все заявленные меры и реализуемые программы поддержки малого и среднего бизнеса. Так считают авторы исследовательского проекта «Факторы стимулирования предпринимательства в России и мире», сравнившие меры, принимаемые в стране для стимулирования бизнеса, с мировыми практиками. По инициативе «Опоры России» и при поддержке Сбербанка России, компании Ernst & Young, фонда USRF и компании «Норильский никель» исследователи проанализировали опыт 19 стран. Вчера председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов рассказал журналистам, какие лучшие мировые практики необходимо развивать в России.
1. Финансовая поддержка приоритетным видам бизнеса
В условиях дефицита бюджетов государства идут по пути определения приоритетных сфер бизнеса. В развитых странах финансовая поддержка достается инновациям и НИОКР, экологически чистым технологиям и внешнеэкономической деятельности.
В России меры прицельного стимулирования» женской аудитории, молодежи, отдельных этнических групп могли бы решить проблемы оттока креативного класса
2. Безработный — потенциальный предприниматель
Многие страны рассматривают безработных как потенциальных бизнесменов. Для них организуют профессиональное обучение в области малого бизнеса, проводят консультации и выдают денежное пособие для реализации бизнес-идей и открытие собственного дела. Как отметил Сергей Борисов, отдельные социальные группы населения в некоторых странах имеют особый правовой статус: во Франции и Финляндии, например, поощряют студентов- предпринимателей, в США льготы имеют бизнесмены — отставные военные, в отдельную группу там выделены женщины-предприниматели. Особым статусом пользуются также жители территорий,потенциально опасных из-за высокого риска возникновения стихийных бедствий. В России «меры прицельного стимулирования» женской аудитории, молодежи, отдельных этнических групп, считают авторы исследования, могли бы решить проблемы оттока креативного класса, высокого уровня безработицы и преступности на отдельных территориях.
3.Приоритет бизнес-инкубаторам
Инкубаторы способствуют появлению новых компаний, созданию новых рабочих мест, привлечению частных инвестиций, росту налоговых поступлений в бюджеты. «В России 120 инкубаторов, а в Китае — 1500. Стоит нам задуматься об этом? Стоит. Но размещать бизнес-инкубаторы нужно не просто как отдельно стоящие модные объекты инфраструктуры, а встраивать их в кластеры», — говорит Сергей Борисов.
Те регионы, которые пошли по пути кластерного развития — Ленинградская область, Липецкая область, Татарстан отличаются от остальных регионов высоким уровнем предпринимательской активности, отмечает Борисов. Промышленные парки и технопарки нужны, чтобы предприниматель не отвлекался от своего профиля на разборки с арендодателем и энергетиками.
4. Краудфандинг доказал свою эффективность
Совместное финансирование становится популярным инструментом привлечения финансирования под конкретную бизнес идею. Американский Kickstarter с момента своего запуска профинансировал 44 000 проектов общей стоимостью $680 млн
5. Венчурное финансирование развивается там, где не жалеют денег на НИОКР
Привлечением венчурных инвестиций занимаются, как правило, развитые страны с высокой долей расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, такие как США и Южная Корея. Большинство развивающихся государств не ставят это направление в приоритет. «Сочетание государственных программ и венчурных фондов — колоссальный инструмент поддержки. В развитых странах государство идет в те программы, куда идут венчурные фонды. Компании, которые получают финансирование по такому принципу, дают 57% роста в год, обычные — 15%», — уточняет Сергей Борисов.
В мире предприниматели среднем тратят около 10% своего времени на обеспечение соблюдения требований госорганов. У российских бизнесменов администрирование бизнеса занимает почти 20% рабочего времени
России сложно говорить о существенном росте собственных НИОКР, говорит представитель «Опоры России». По его данным, в 2009 году на получение патента на разработку было подано 35 000 заявок, в 2014-м — 45 000. При этом существенная доля патентов принадлежит иностранным компаниям — 10 000 и 17 000 соответственно. «Чуть ли ни все наши патенты — это патенты Samsung» — заметил Борисов.
6. Механизм «одного окна» реально работает
Администрирование бизнеса во многих странах просто не является проблемой. Создание реального «одного окна» в виде единой базы данных, к которой имеют доступ государственные органы позволяет снизить издержки бизнеса. В среднем предприниматели в мире тратят лишь около 10% своего времени на обеспечение соблюдения требований государственных органов. У российских бизнесменов администрирование бизнеса занимает почти 20% рабочего времени. В Индии, например, где уровень административных барьеров оценивается как один из самых высоких, — 7%.
7. Нишевые программы стимулирования предпринимательства
Специальные программы стимулирования предпринимательства в географически удаленных регионах позволяют привлечь бизнес в эти регионы. В число льгот для таких территорий входит отсрочка или сокращение государственного налога на добавочную стоимость (НДС), бесплатная аренда земельных участков или помещений. Опыт Индии и Канады, где часть населения проживает в труднодоступных регионах, показывает, что в нужно стимулировать развитие бизнеса в небольших населенных пунктах, удаленных от административных центров. Например, даже в непростых условиях горных территорий Индии можно создать предпринимательскую среду. Это позволит избежать оттока населения с таких территорий, обеспечить занятость населения и производство добавленной стоимости. В России такие программы просто необходимы на географически удаленных территориях, в сельской местности и малых городах.
Максимальный эффект дает гарантийная поддержка начинающих предпринимателей. Компании, которые получают финансовую поддержку государства в виде банковских гарантий, растут в три раза быстрее тех, кому приходится обходиться без нее
8. Бизнес-омбудсмен не только защищает, но и стимулирует
Опыт отдельных стран показывает, что функции института уполномоченного по правам малого и среднего бизнеса не ограничиваются защитой прав конкретных предпринимателей. Задача омбудсмена — выработка политики в отношении малого бизнеса и представлении интересов всего малого бизнеса в Правительстве и в органах государственной власти. Подобный механизм защиты интересов бизнеса и помощи им существует, в частности, в Австралии.
9. Доступные кредиты
Невозможность получить беззалоговый кредит — проблема малого бизнеса многих стран мира. Но в Индонезии и Турции, например, по данным исследователей, до 70% кредитов беззалоговые. Максимальный эффект дает гарантийная поддержка начинающих предпринимателей: компании, которые получают финансовую поддержку государства в виде банковских гарантий растут в три раза быстрее, чем те, кому приходится обходиться без нее. В России расширение возможностей гарантийных фондов идет очень медленно. Необходимо продолжать использовать и максимально развивать механизм государственных гарантий для развития кредитования маленьких компаний.
Объем кредитования малого бизнеса должен превышать объемы кредитования крупных компаний. Такой принцип действует в Великобритании, где в 2012 году запустили программу стимулирования банков длинными дешевыми деньгами, чтобы они в свою очередь увеличивали суммы кредитов бизнесу. В результате в рейтинге Doing Business — 2014 по показателю «кредитование» Великобритания занимает первое место. «В России необходимо формировать систему поощрения, а возможно, и принуждения банков к полнокровному и широкомасштабному сотрудничеству с малыми предприятиями», — считают в «Опоре России».
10. Поддержка исследовательской инфраструктуры
В Германии малые и средние компании выходят на рынок с продуктом высокой степени проработки и серьезным потенциалом реализации. Секрет в том, что там значительные средства направляются на поддержку исследовательской инфраструктуры в малых и средних компаниях. В России поддержка НИОКР в малом бизнесе практически отсутствует.