10 признаков корпоративного зомби
Роскошь человеческого общения в последнее время становится все менее доступной — по крайней мере, роскошь общения с интересными, многогранными и адекватными людьми. Число зараженных психологическими/информационными вирусами индивидов столь велико, что пора классифицировать отдельные типажи и заниматься зомбоведением.
Общие симптомы одинаковы для всех подвидов вирусоносителей:
- Попытка присвоить себе монополию на истину, целенаправленное ограничение количества рассматриваемых альтернатив при обсуждении любого вопроса.
- Отказ (если есть от чего отказываться) от использования навыков критического мышления и очень-очень селективные экспозиция-запоминание, перцепция.
- Неумение вести цивилизованную полемику и автоматический переход в хрестоматийно-Жванецкую плоскость «О чем может спорить человек, который не поменял паспорт? Какие взгляды на архитектуру может высказать мужчина без прописки?».
Политически озабоченными зомби кишат телевизор, соцсети и улицы с площадями. Вылечить их может только болезненное столкновение с реальностью, терапия уже в процессе, хочется верить, что обойдется без хирургии.
Но вот в деловой среде зомбоэпидемия вызывает существенную обеспокоенность — деньги куются не кувалдой, а ювелирным инструментом. Да, и на дворе время, которое требует от сотрудников особых навыков и умений, несовместимых с корпоративной зомбопсихологией.
Подчеркну сразу, что диагноз «корпоративный зомби» — это вовсе не синоним человека, работающего в крупной компании. Но почему-то на ТВ, в СМИ, в коридорах власти слышат не их взвешенную и разумную позицию, а бизнес-озабоченных зомби. Отличительными чертами которых (с определенными модификациями в крупных и менее крупных компаниях, международных и локальных) являются:
- Виртуозное умение уклоняться от ответственности за принятие решений. Естественный инстинкт самосохранения и не менее естественное желание выжить в системе приводит к ускоренной выработке навыков по «переводу стрелок». В основном благодаря искусному использованию прорех в корпоративной сети политик и процедур. Что, кстати, роднит корпоративных зомби с чинушами всех времен и народов. Кроме того, привычка выполнять отдельные операции бизнес-процесса без видения общей картины (потому как это не касается сферы индивидуальной компетенции) обуславливает узость взглядов. Слепой считает, что хобот — весь слон, корпоративный IR-специалист — что составление отчетности публичной компании — весь IR.
- Склонность к коррупции. Количество рыб-прилипал из числа представителей предпринимательского окружения крупных корпораций весьма велико. А значит, у любого распорядителя бюджета есть колоссальное количество возможностей для улучшения благосостояния своей семьи. Даже самая зоркая служба безопасности — не всевидяща и не всеведуща. И громче всего рассказывают о кристальной чистоте своих корпораций либо прожженные коррупционеры, либо любители смотреть вперед с широко закрытыми глазами — чтобы не видеть очевидного, творящегося рядом.
- Впитавшееся в кровь лицемерие. У каждой корпорации есть свои мантры и методы укрепления командного духа. И есть реальные взаимоотношения реальных людей, реальное движение денежных потоков, реальная социальная ответственность. Поэтому двоемыслие есть норма жизни для большинства корпоративных структур — за редким исключением.
- Корпоративный снобизм. Многие странные люди (видимо, для повышения самооценки) почему-то решили, что работа в крупной корпорации автоматически означает принадлежность к касте избранных. Кто-то мотивирует это жестким отбором (забывая, что критерии отбора бывают разными), кто-то — уровнем социальной защиты (забывая, что «если кто-то холит и нежит, то это только тот, кто потом зарежет»), кто-то — возможностью доступа к лучшим международным практикам и современным технологиям управления (забывая, что локальные особенности зачастую важнее, и что возможность доступа еще не означает факт доступа). Как результат, необоснованное — за редким исключением опять же — высокомерие существенно снижает качество деловой жизни за пределами корпоративного мирка. Боксеры — не самые перспективные участники боев без правил.
- Мессианские наклонности и тошнотворный пафос. Особенно характерны для ряда международных корпораций, которые почему-то объявляют себя спасителями и цивилизаторами нашей страны. Вплоть до подозрительно горячей готовности делегировать своих представителей во власть — при этом отнюдь не стремясь принять хотя бы закон о лоббировании, включающий норму об интегрированных лоббистах. Нужно быть очень наивным человеком, чтобы считать, что экономические интересы крупного транснационального бизнеса при этом уходят на второй план. Потому что геоэкономика так же жестока и беспощадна, как и геополитика.
- Поверхностная интеллектуальность. Очень любят читать попсовые управленческие бестселлеры (одна псевдоинновационная мысль на 300-500 страниц, потому что автор хочет гонорар). И всяко-разно a-la Коэльо. Обожают выставки современного искусства с перформансами в стиле «туалет закрыт». Считают, что Сингапур — демократическая страна, а шаблоны грузинских реформаторов можно механистически перенести в наши пенаты. С пеной у рта разглагольствуют о новых лицах в политике (не зная ни истории, ни специфики политического закулисья), гражданском обществе (будучи не способными дать определение, что это такое) и о загранице, которая нам обязательно поможет/уже помогает.
- Изобилующая галлицизмами и перлами бизнес-слэнга («коммуницировать», «пушить» и т.п. ), разговорная речь и показушное неприятие обсценной лексики. Галлицизмы — есть закономерное следствие снобизма/мессианства, чистоплюйство — корпоративного лицемерия. «Когда черт стареет, он становится монахом». А когда хочет прикинуться ангелом — святошей в стиле Тартюфа.
- Акцентированная любовь к красивой жизни (за счет компании, разумеется). Заграничные командировки — длительные и, желательно, в туристические места с хорошим шопингом. Бизнес-образование (диплом в рассрочку) — с длительными «стажировками» по литрболу и флиртспорту все в тех же интересных местах. Повышение профессионального уровня на тренингах «гуру», которые убедительно рассказывают о том, что листья зеленые, а земля круглая. Или о том, что океан голубой. А главное — привычка взахлеб рассказывать посредством соцсетей и при личном общении о замечательно проведенном времени.
- Наивные попытки манипулировать окружающими. Корпоративное высокомерие и привычка изворачиваться приводит к тому, что, выходя за пределы своего дистиллированного мирка, зомбоособи продолжают «работать с возражениями», «демонстрировать лидерство», «якорить» и «отражать». И очень удивляются, когда понимают, что эти приемчики — уже не эксклюзив, а анахронизм.
- Завышенная самооценка. В большинстве своем высокопоставленные корпоративные зомби в будущем мнят себя успешными предпринимателями, считая свои сбережения необходимым и достаточным условием успеха. И очень страдают, когда мечты остаются мечтами, а нажитое непосильным трудом тает. А работодатели желаемого уровня не выстраиваются в очередь, чтобы нанять на работу неудавшегося предпринимателя.
Справедливости ради надо отметить, что для работодателя искренне верящие в корпоративные ценности и не слишком алчные зомбоособи — идеальные сотрудники, обеспечивающие достижение поставленных бизнес-целей. Поэтому их взращиванию уделяется обоснованно серьезное внимание.
Ну, и еще, разумеется, отдельные вышеперечисленные качества в той или иной мере присущи разным людям, которые могут быть изрядно далеки от корпоративной среды. Но в комплексе — это надежный агрегированный диагностический индикатор для выявления корпоративных зомби. Приведенный список можно считать основой для выработки личных правил техники коммуникативной безопасности на случай, если придется иметь дело в деловом или частном порядке с извращенными проявлениями корпоративной жизни. Кто предупрежден — тот вооружен.
…Только не пытайтесь гоняться за описываемыми персонажами с антидотами в разнообразной форме. Единственно возможный для них путь выздоровления — так же, как и в случае политзомби — столкновение с реальной жизнью. Как поговаривают HR-специалисты, на рынке сейчас о-о-очень высокое предложение праздношатающихся «выпускников» корпоративных «санаториев» при практически нулевом спросе на них со стороны работодателей.
Автор: Елена Деревянко