Чем раньше предприниматель идет «в поля», тем лучше
Я понимаю, как работает механизм обучения, когда речь идет о развитии уже опытного профессионала. Если у того, кто садится за парту, есть собственный запас знаний из книг в голове и опыт работы в бизнесе – да, возможно, багаж компетенций и навыков можно дополнить. Можно дать теоретическую базу под те действия, которые человек несколько лет совершал интуитивно или отталкиваясь от советов гуру венчурного рынка. Дать связки между явлениями, до которых человек сам не дошел анализом собственного опыта. Образование может научить предпринимателя говорить с топ-менеджерами и инвесторами на одном языке – и вряд ли более того.
Давайте представим такую ситуацию: вы ждете серьезной операции, проведение которой ставит на карту вашу жизнь, – и выясняете, что у вас есть выбор: лечь под скальпель хирурга с десятилетней практикой, выросшего от медбрата до хирурга, или же позволить себя резать профессору, те же десять лет проработавшего в лаборатории и читавшего книги с картинками и графиками. Кого вы предпочтете? Думаю, ответ очевиден.
То же самое – и в бизнесе. В процессе управления компанией существуют так много неожиданных нюансов, «подводных камней», что годы, проведенные «на кухне», оказываются куда более плодотворными, чем те, которые могли бы быть потрачены на обучение.
Ведь любой курс обучения это – палка о двух концах. Конечный итог обучения – набор теоретических постулатов, которые, конечно, с одной стороны, дают первоначальное понимание механики работы рынка и развития компании. Но, с другой стороны, полученные знания мешают предпринимателю сомневаться – ведь ему кажется, что если он решит проблему так, как его научили, в итоге все будет хорошо. На самом деле happy end наступает не всегда – и человек теряет почву под ногами, абсолютно теряется. В конечном итоге получается, что формальное образование, расширяя кругозор предпринимателя, мешает ему учитывать в работе окружающие реалии.
Самый эффективный способ обучения – найти опытного партнера в той сфере, в которой человек хочет развиваться. Часто начинающие предприниматели вполне могут рассчитывать на место младшего партнера – однако важно получить не только долю в компании, но и навыки, бесценный опыт. Сегодня все так же работает модель «мастер-подмастерье», проверенная веками. Вы ведь помните: начинающий ремесленник приходил к опытному мастеру и, проработав с ним от 3 до 15 лет, приобретал право сам встать во главе собственной артели. В наши дни последовательность действий остается той же – люди не меняются. При этом чем более широким набором компетенций обладает человек, тем более опытного партнера он может взять в учителя. По мере своего развития предприниматель должен увеличивать этот разрыв в профессионализме – пытаться «пробиться» к практикам, все более превосходящим его по опыту работы. В этом и есть потенциал роста для предпринимателя.
Единственный минус такого подхода в том, что если человек быстро учится, ему приходится раз в год-полтора менять работу. Ведь за этот срок все, что он мог бы получить, он уже возьмет. А продолжать работать на том же месте, лишь только чтобы зарабатывать деньги, становится бессмысленным. Для того, кто хочет строить корпоративную карьеру, столь частые смены места работы, пожалуй, не слишком полезны. «Летунов» российские рекрутеры и руководители hr-подразделений не слишком жалуют. Для тех же, кто хочет руководить собственным бизнесом, это не должно стать преградой – получая опыт в разных сферах и взваливая на себя многочисленные обязанности, человек быстрее приобретает реальные знания, обрастает связями. Если ты, например, какое-то время занимался продажами, затем ушел в управление внешними коммуникациями, а потом решил «пофандрайзить», рано или поздно «пазл» сложится. Все качества, приобретенные предпринимателем, сложатся в единый арсенал, который позволит человеку эффективно развивать собственный бизнес, понимая все его части. Поэтому я призываю тех, кто подумывает запустить стартап, вначале заниматься параллельно многими вещами – может быть, работая где-то, уже пробовать открывать компанию. Все это вполне посильно – ведь у молодых ребят свежая голова и огромный запас энергии.
Другой вопрос, что, если запуская компанию, вы будете абсолютным «нулем», то никакого прогресса ожидать не придется. Так что минимальная подготовка все-таки нужна. Но с ней вы вполне можете справиться самостоятельно – было бы желание и сила воли. Все существующие сегодня программы MBA распадаются на две части: теория (книги, методички, пособия, рассказы профессоров, лекции приглашенных школой реальных участников стартап-рынка, инвесторов) и практика (проектирование собственного проекта, кейсы). Чтобы освоить первую составляющую, достаточно промониторить сайты крупнейших бизнес-школ, составить сводный каталог тем, в которых нужно разобраться. На официальных страничках обычно присутствует и раздел «литература», где можно найти список всех книг, рекомендованных к прочтению. Дальше – только чтение (для особенно рвущихся к качественным знаниям – конспекты). По вечерам. Ведь днем вы работаете «подмастерьем» и как раз «закрываете» второй блок – практику. Такой подход позволит вам запастись тем же теоретическим багажом (причем сразу же проверять прописанные в учебниках постулаты в реальных условиях. Я сам действовал по такой схеме. Да, может быть, информация в моей голове не так структурирована. Да, может быть, я что-то упустил и какие-то советы из речи профессоров мне бы пригодились. Но я не могу сказать, что ощущаю себя некомфортно без «корочки», когда общаюсь с получившими MBA – понимаем мы друг друга прекрасно. И, что важно, мне не пришлось платить за обучение сотни тысяч долларов.
Вывод прост – чем раньше предприниматель идет «в поля», тем лучше. Выхода два – либо как можно скорее открывать свою компанию, либо – «прибиваться» к кому-то опытному в качестве.
В IT-сфере успешный предприниматель может прийти с какого угодно факультета, из любого вуза, из любого города. По моему опыту, обычно хорошо умеют вести бизнес те, кто закончил региональный вуз и, приехав в Москву, быстро начал работать и через какое-то время загорелся идеей открыть собственное дело. Такие люди ступенька за ступенькой взбираются по лестнице известности в бизнес-кругах, обрастают связями, потому что готовы быть полезными всем и всегда. Умения выживать и развиваться таким людям не занимать. Что касается москвичей, поступивших (нередко на деньги родителей) в МГУ, МГИМО или МФТИ, то обычно, увы, по окончании учебы они оказываются лентяями.