Как бывший маркетолог открыл саунд-студию в Нижнем Новгороде
Год назад Александр Сабусов уволился с работы и полностью посвятил себя музыке. Сегодня он работает с несколькими певцами и мечтает стать саунд-продюсером, чтобы создавать музыкальные проекты «под ключ».
Об особенностях работы в небольших городах, состоянии музыкального рынка и перспективах развития саунд-студий Александр Сабусов рассказал в интервью Контур.Журналу.
Из маркетолога — в музыканты
Мое увлечение музыкой началось в 13 лет. Поначалу я просто сочинял для себя, хотя в музыкальных школах никогда не учился, и родители к моему увлечению относились несерьезно — они считали, что это баловство, которое рано или поздно пройдет. К тому же все события в моей жизни не благоприятствовали творчеству: я учился по специальности «коммерция и торговое дело», служил в армии, работал маркетологом. Но поскольку тяга к музыке не оставляла, мне приходилось вести двойную жизнь: днем я шел на основную работу, занимался рекламой, а вечера посвящал музыке. В определенный момент я понял, что пора уже сделать выбор — и решил связать свою жизнь с творчеством. Так, год назад я ушел с работы и открыл свое дело.
До этого я постоянно что-то покупал из оборудования: микрофон, звуковые платы, мониторы. Когда его накопилось столько, что уже не хватало размеров комнаты в квартире, я задумался об аренде небольшого помещения. Создав свою студию звукозаписи, я начал оказывать услуги заказчикам, мечтая о том, что в будущем буду заниматься полноценным продюсированием.
Так сложилось, что на саунд-продюсера в России не учат, у нас эта профессия ассоциируется с человеком, который просто занимается вливанием денег в исполнителя. Мне же нравится тот смысл, который вкладывают в эту профессию в Америке: там саунд-продюсер пишет музыку, тексты, придумывает вокальные мелодии для конкретного артиста, в соответствии с его творческими предпочтениями. Именно этим бы мне и хотелось заниматься.
Нельзя сказать, что моя студия звукозаписи DRUMCATCHER стала первой в Нижнем Новгороде. У нас и до этого работали хорошие студии, которые предлагали качественные услуги. Среди них есть студии, с которыми в принципе сложно конкурировать, поскольку в них вложены огромные бюджеты. Поэтому, когда я погрузился в эту деятельность, мне прежде всего важно было реализоваться как профессионал.
Поскольку услуга звукозаписи, которую я предлагаю, не массовая, на первых этапах было непросто и о большом потоке клиентов мечтать не приходилось. Параллельно я начал изучать и пробовать видеосъемку, которой ранее не занимался. Благодаря тому, что я неплохо разбираюсь в секвенсорах, программы по монтажу видео освоить труда не составило. Оказалось, что монтировать видео гораздо проще, чем сводить музыку.
Сейчас я могу точно сказать, что не зря занялся видеосъемками. Камера — такой инструмент, который помогает зарабатывать деньги сразу же. Просто имея камеру и не имея портфолио, я тут же начал ее отрабатывать. А студия звукозаписи начала развиваться только спустя год — про меня стало узнавать все больше людей, запустилось сарафанное радио.
Особенные клиенты
Музыкой хотят заниматься многие, но лишь единицы могут на ней заработать. Большинство клиентов, с которыми я работаю, — не музыканты, а любители. Это люди, которые, например, хотят сделать кому-то музыкальный подарок. Весной и летом чаще обращаются невесты и женихи — они делают записи друг для друга, а я сочиняю для них стихи на мотивы известных песен.
Студия звукозаписи и вообще услуги саунд-продюсера интересны тем, кто уже зарабатывает на музыке. Таких клиентов у меня пока можно по пальцам пересчитать. Это те, кто понимает, зачем тратить деньги на запись, на аранжировки, но таких людей в принципе не очень много. Если они есть, то работают с уже проверенными людьми. Надеюсь, что когда-нибудь некоторые из моих подопечных раскрутятся и превратятся в постоянных клиентов. Что касается многочисленных кавер-групп, то им студии в принципе не особо нужны, потому что у них нет необходимости записывать новые материалы.
Профессиональные музыканты из больших городов предпочитают работать с крупными студиями. Какую бы рекламу я не давал, все, кто серьезно занимался музыкой, уже имел свои студии, их устраивали цены и качество. Быть может у меня не так много ресурсов по сравнению с некоторыми конкурентами, но благодаря опыту я могу выдать профессиональный звук, другое дело, что мне сложнее убедить в этом человека, который смотрит на фотографии моей студии. Конечно, он поедет туда, где со стороны все выглядит солиднее. Именно поэтому я сейчас задумываюсь еще и о том, как привлекать клиентов визуально.
Моему бизнесу всего год, но я уже успел столкнуться с определенными сложностями. Основная заключается в том, что меня мало кто знает как человека, пишущего музыку. Ведь Нижний Новгород — не родной мне город, я сам из Ивановской области. В Нижнем я учился в университете, и большая часть моих знакомых разъехалась после окончания учебы. А в Иваново меня многие знают, и это очень важно. Если бы я открыл студию там, то, вероятно, все сложилось бы иначе, хотя в Иваново наверняка возникли бы сложности другого рода — в частности, с привлечением целевой аудитории.
Первых клиентов в Нижнем Новгороде я нашел благодаря большой вечеринке. Она не имела никакого отношения к открытию студии, скорее это была просто возможность встретиться с университетскими друзьями. Во время учебы я был активистом студенческого совета, и мы на протяжении всех пяти лет устраивали мероприятия. С каждым годом они увеличивались в масштабах: начиналось все с маленького клуба, а вылилось в одну из самых больших площадок города — к моменту окончания университета нас было уже около 1 500 человек. Эта вечеринка помогла мне разрекламировать себя, люди стали узнавать в социальных сетях об открытии студии и обращаться за услугами.
Стартовый капитал
На момент запуска бизнеса инвестиций у меня было немного. Аппаратура покупалась постепенно, годами. Например, микрофон был куплен в 2011 году, но при этом он отлично работает и справляется со всеми задачами. Из последних приобретений, пожалуй, только компьютер Mac, а он стоит очень дорого. На то, чтобы снять помещение и оборудовать его под студию, я потратил около 70 000 руб. Эти деньги мне нужны были как раз для того, чтобы запустить проект. Они окупились с момента появления камеры, когда я начал снимать видео.
В целом оборудование для студии звукозаписи, конечно, очень дорогое. Например, недавно я приобрел звуковую карту, чтобы обновить оборудование, и заплатил за нее почти 60 000 руб. Комплект мониторов сейчас стоит порядка 30 000 — 35 000 руб., микрофон — около 20 000 руб. Все измеряется десятками тысяч рублей. При этом у меня не очень дорогая студия. Но если бы я задумал открыть такую же студию с нуля сейчас, то мне потребовалось бы не менее 500 000 руб.
Полноценно студия начала работать только через год после того, как я решил уйти в свободное плаванье. Это был год рекламы, продвижения и работы с незнакомыми людьми, сейчас ко мне уже регулярно кто-то обращается, звонят даже из других городов — хотят совместно поработать. Первоначально продвижение строилось преимущество через «ВКонтакте» и Instagram. Я готовил сообщения, отправлял их людям, добавлялся в друзья, вел переписку — сам, ежедневно, столько, сколько позволял лимит соцсетей, чтобы не заблокировали. И эта работа приносила свои плоды. Позже, когда я запустил сайт, люди начали находить меня через поисковики. Сайт я сделал сам на платформе Tilda, который предоставляет внутренние инструменты для продвижения. Вообще я многое делал сам, не прибегал к услугам дизайнеров, программистов или других специалистов. Благодаря этому я сэкономил деньги и многому научился.
Рэп как хобби
Изначально я хотел быть артистом и даже начал писать для себя тексты. Когда я заканчивал школу в своем маленьком городе в Ивановской области, моя фамилия была на слуху — казалось бы, верная дорога к славе. А потом наступил период университетской жизни, и я оказался единственным рэпером на факультете. Когда варишься в таком ограниченном мирке, создается иллюзорное представление о себе, окружающем мире и о том, как окружающий мир тебя принимает, ведь конкуренции никакой нет. Это продолжается до определенного момента, пока не наступает разочарование. Такое разочарование постигло и меня. Однако я не оставил мысли, что в будущем, возможно, буду исполнять песни самостоятельно. Я пишу для себя тексты, делаю аранжировки, но пока только в стол. Хочется, чтобы творчество было выдержанным. Когда ты можешь написать для себя любую песню, то сталкиваешься с другой сложностью — в какую форму свою мысль упаковать. Рэп тоже делится на разные жанры и поджанры, и в любом из них я могу чувствовать себя комфортно. Сейчас мне хочется больше прокачаться именно как музыкант, чтобы мое творчество стало для кого-то полезным.
Вообще нужно понимать, что есть артисты пишущие и артисты конкурсные. Последняя категория — это как спортсмены: они всегда должны быть в форме, а потому постоянно тренируются, работают над собой, у них все идеально, поэтому и конкурировать с ними очень сложно. Я же никогда особо серьезно не занимался, не отрабатывал различные техники, потому что пишу преимущественно для собственного удовольствия.
Чистое искусство
На российском музыкальном рынке сейчас затишье. Если честно, грустно смотреть на то, как у нас обстоят дела. Думаю, это произошло из-за смены cтолпов. Люди, которых мы видим на новогодних огоньках, сейчас и правят бал. И хотя эти артисты и продюсеры довольно преклонного возраста, они не пропускают молодых. Сейчас все хотят легких денег, поэтому вся популярная музыка нацелена на однодневок: выстрелить хитом, собрать максимальное количество просмотров, монетизировать их и все забыть.
Недавно я читал о становлении музыкальной индустрии в Америке, о том, как звукозаписывающие компании переживали убытки в период развития интернета, когда музыка стала сильно пиратиться и появилась возможность ее скачивать. По моим ощущениям, мы приближаемся как раз к периоду конца 90-х на Западе. У нас сильно выстрелил рэп, на фоне сумасшедшей популярности к этому направлению все продюсеры вдруг захотели работать со своим рэпером. Даже Макс Фадеев не избежал этой участи и не так давно запустил свой рэп-лейбл. Но есть проблема с качеством музыки. Весь материал делится на две категории: развлекательные песенки не умеющих петь и серьезное творчество талантливых артистов. Часто эта грань особо не заметна, потому что даже таланты подстраиваются под современные тренды и идут на поводу аудитории, которая в большинстве своем воспринимает музыку лишь как фон.
Нужно четко понимать, что есть зарабатывание денег, а есть чистое творчество, и в принципе они редко совпадают.
О планах
На себя у меня особых планов нет: я просто пишу музыку, но если в какой-то момент возникнет необходимость, то начну свой материал продвигать. Еще я хочу заняться продажей песен «под ключ». Первые шаги в этом направлении уже сделаны: я начал работать в тандеме с девушкой, которая пишет вокальные партии, на мне остаются аранжировки. Мы все записываем, упаковываем и предлагаем разным артистам. В перспективе, если в этом направлении получится закрепиться и набраться опыта в работе с профессиональными артистами, мы планируем запустить своего артиста. При этом, конечно, параллельно я продолжу развивать студию.
В идеале мне бы хотелось, чтобы студия функционировала для двух-трех профессиональных артистов, чтобы она превратилась в рабочее пространство, в котором комфортно делать все для создания песен. К этому я стремлюсь.
Автор: Марина Крицкая