Как открыть хостел по франшизе
Два года назад, изучив наиболее интересные предложения по созданию бизнеса на рынке и вдохновившись опытом холдинга Like, Виктория Зарипова открыла в Казани хостел по франшизе. Первые инвестиции в размере 300 000 руб. ей удалось окупить уже через полгода.
О преимуществах франшизных проектов, сложностях гостиничного бизнеса и факторах, определяющих успех, Виктория Зарипова рассказала в интервью Контур.Журналу.
Дело выбора
До того как открыть свой бизнес, я занималась маркетингом в ИТ-компании своего мужа. Но ИТ — больше мужская сфера, а я искала для себя что-то более творческое, женское, поэтому и стала изучать, что есть на рынке, какие новые идеи появляются. Так я натолкнулась на блог Аяза Шабутдинова, основателя холдинга Like, в который входит сеть кофеен, фотошкол, хостелов и других бизнесов. Он, как оказалось, продавал франшизы.
Меня заинтересовал именно формат хостелов, хотя раньше я никогда не ночевала в них и вообще заядлым путешественником не была. Но сама идея с такой системой размещения мне очень понравилась. Решив узнать об этом проекте больше, я поехала на деловые переговоры в Ижевск. Эта поездка была организовала скорее для удовлетворения любопытства, ведь тогда я еще не была уверена настолько, чтобы инвестировать в бизнес. Но нам так хорошо все рассказали и показали, что мы решили купить франшизу.
В коммерческом предложении нас зацепило прежде всего то, как описывалась доходность. Кроме того, мы сразу увидели действующий хостел. Он был большим, и я понимала, что там можно воплотить всевозможные идеи. Эти идеи сейчас частично реализованы в моем хостеле в Казани: пуфики для молодежи, вещи, сделанные из старой швейной машинки, мебель из палет и многое другое.
Первоначальные вложения составили порядка 300 000 руб. Потом еще были дополнительные инвестиции в размере около 200 000 руб. Стартовых денег хватило на то, чтобы купить кровати, матрасы и все только самое необходимое, без каких-либо дизайнерских излишеств. Окупились первоначальные инвестиции к январю 2015 года, всего за шесть месяцев. Этот показатель по окупаемости я считаю нормальным для бизнеса, при учете, что на первых порах ты многое делаешь сам, не тратишься на персонал и работаешь одновременно и за администратора, и за горничную и за всех остальных специалистов.
У меня много времени уходит на обучение. В год я прохожу не менее трех платных курсов или программ, также слежу за бесплатными форматами обучения.
На сегодняшний день существует две крупные бизнес-тусовки — «Бизнес-молодость» и Like. Я проходила одно из занятий бизнес-курса Аяза Шабутдинова под названием «Долина», которое было посвящено ведению личного блога. Получив определенные знания, начала вести блог «Заметки Хостельера». В плане популярности этот блог очень хорошо работает. Меня приглашают в качестве эксперта на радио, задают много вопросов о том, как открыть хостел.
Сложности
Я начинала с небольшим количеством человек. И те два администратора, которые были на первых порах, скорее выполняли роль помощников. Сейчас в команде пять сотрудников, уже налажена система управления проектом — я как руководитель уже вижу, какой винтик дал сбой, где и что нужно подкрутить.
Открывая бизнес по франшизе, я почему-то была уверена, что особых сложностей у меня не возникнет. Сейчас, имея уже наработанный опыт, я при покупке франшизы смотрела бы не столько на доходность, сколько на команду, которая продает франшизу и ее достижения. Если работает одиночка, то это одно, а если слаженная команда, то другое. И второй вариант, конечно, будет более привлекательным, потому что команда франшизодержателей может поделиться определенными знаниями. А по доходности я бы уже сама анализировала рынок.
Кстати, по доходности ожидания оправдались не так быстро, как я рассчитывала. По всей остальной поддержке в плане сайта, маркетинговых инструментов — все сработало отлично. И здесь в плане экономии выгодно, если сайт поддерживает управляющая компания. Плюс еще и в том, что все 50 франчайзи работают в одной системе, сидят на одном сайте и видят, как он работает. Если бы я одна смотрела на этот сайт, я б вряд ли чему-то научилась, моих знаний было бы явно недостаточно для решения проблем. Поэтому плюсы у франшизы есть, но надо очень тщательно подходить к франшизодержателям.
Первая сложность, с которой сталкиваются все предприниматели, — нехватка денег. А если дело касается интерьера, то их не хватает постоянно. Но как говорят, «если нет денег, приходится думать головой». Мы начали придумывать различные экономные варианты декора: из старой швейной машинки сделали столик, вместо гардин прикрепили палки, которые привезли из леса. Получилось оригинально и бесплатно.
Что касается персонала, то были трудности с подбором и увольнением тех, кто не вписывался в корпоративную культуру, не мог слаженно работать в команде. Решая расстаться с тем или иным работником, я переступала через себя, иногда две недели откладывала разговор об увольнении.
Сейчас мы арендуем под хостел коммерческое помещение с отдельным входом. Конечно, аренда такого помещения выше, чем жилого. Но в жилом доме очень многое зависит от отношения жильцов, поведения клиентов и того, как сам владелец хостела следит за порядком. Кроме того, сейчас ситуация с хостелами в жилых домах попала в центр внимания чиновников, уже не первый год поднимается вопрос о законодательном запрете работы хостелов в жилых домах. Один из хостелов холдинга Like находится в жилом помещении и на него оказывают давление.
Проблем при оформлении бизнеса не возникло. Я зарегистрировала ООО, выбрала систему налогообложения, подала документы в налоговую и стала работать.
Никаких лицензий не требуется, однако нужно проходить классификацию в аффилированной компании в регионе. Согласно приказу №1215 от 11.06.2014 Министерства Культуры РФ классификацию на уровень звездности должны проходить все гостиницы, хостелы, мини-отели. В рамках этой классификации проверяют квадратные метры и количество коек в комнате. На одну койку должно приходиться четыре квадратных метра. Также обращают внимание на всевозможные удобства: вешалки, коврики, санобработку помещений, проверяют все нормативные документы.
К чему нужно быть готовым — так это к огромному количеству бумаг, касающихся регистрации граждан. Эти бумаги необходимо передавать в ФМС. Ведь мы обязаны регистрировать не только иностранцев, но и граждан России. Есть специальные программы, которые упрощают жизнь, и мы сейчас их устанавливаем. Но надо понимать, что программное обеспечение — это тоже статься расходов. В этом смысле пока на рынке существует некое неравенство между гостиницами и хостелами, нет разграничения этих бизнесов. Очевидно, что последний вариант гораздо дешевле, поэтому бюджеты и обороты там меньше. При этом цены на программное обеспечение хостелам выставляют такие же, как и для гостиниц.
Вообще начинающим предпринимателям я настоятельно рекомендую общаться с уже работающими владельцами хостелов. Как правило, все они охотно идут на контакт и могут дать ценные советы, поскольку хорошо знают оборотную сторону бизнеса.
Работа по стандартам
За последний год в Казани открылось несколько десятков хостелов. Это популярное направление, но я бы не сказала, что высокодоходное. Миллионных доходов здесь точно не предвидится, если только ты не намерен в перспективе создавать сеть. Что касается сети хостелов, то тут нужен опыт работы в крупных компаниях, чтобы держать стандарты, эффективно управлять командой и ставить конкретные планы.
Мы сейчас открываем второй хостел, на который взяли кредит. В Татарстане очень развита практика получения кредитов по госпрограмме, в рамках которой государство гарантирует погасить проценты в течение трех лет. И мы решили воспользоваться этой удобной возможностью.
Второй хостел мы открываем, имея опыт. Мы знаем, какая заполняемость может быть у хостела, как работает команда, и это сильно упрощает процесс. Ведь наш бизнес держится на персонале, чистоте и отзывах гостей. Эти три критерия дополняют друг друга: от чистоты и работы персонала зависят отзывы гостей, а от отзывов — заполняемость.
Все бизнесы держатся на стандартах. А гостиничный бизнес тем более. Стандарты дезинфекции, разработанные на государственном уровне, мы стараемся выполнять. Но помимо них мы создали и свои стандарты чистоты и уборки помещений. И в этом деле нам очень помогает программа «Ревизорро», которая подсказывает, на какие труднодоступные места нужно обращать внимание. Кроме того, по сети Like нас проверяют тайные покупатели. Мы уже знаем, что управляющая компания может позвонить одному из гостей, заселившихся в наш хостел, и проконтролировать уровень нашего сервиса через него.
На самом деле проблема тщательной уборки помещений актуальна не только для хостелов, но и для гостиниц. Просто в хостелах дела обстоят сложнее: они не могут позволить себе много персонала, там часто администратор и уборщица — один и тот же человек. А это неправильно. Администратор должен уметь профессионально работать с гостями, а уборщица — следить за чистотой.
Автор: Марина Крицкая