Как перевести раздельный сбор мусора на бизнес-рельсы
Несколько лет назад Сергей Балтаев решил заняться социальным предпринимательством в области экологии. Вместе с партнером он зарегистрировал НКО, которое занимается переработкой пластика, бумаги и стекла в небольшом городке Менделеевске. На сегодняшний день здесь, а также в соседних деревнях и селах установлены 43 контейнера по сбору мусора.
О первых бизнес-экспериментах, федеральных грантах и предпринимательстве с социальной миссией Сергей Балтаев рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Первые попытки запустить бизнес
Я родом из Татарстана, из города Нижнекамска, но вырос и учился в другом республиканском городе — Менделеевске. Туда наша семья переехала в начале 1990-х по служебным обстоятельствам. В 2006 году я поступил в Казанский электротехникум связи на специальность «Эксплуатация средств связи». Тогда это направление было модным и востребованным, вот я его и выбрал. Окончить учебу мне помешала армия. С 2008 по 2009 год я служил, а по возвращении решил все-таки получить диплом. Правда, специальность пришлось поменять: я устроился на работу, перешел на заочное отделение и окончил техникум со специализацией «Радиосвязь, радиовещание и телевидение».
После армии меня потянуло в предпринимательство, я зарегистрировал ИП, потому что в голову вдруг стали приходить разные бизнес-идеи. Сначала занимался информационно-рекламными щитами в Менделеевске. Идею эту подсмотрел в Казани и решил реализовать ее в своем небольшом городке. С первоначальными вложениями помогли родители — они взяли в банке кредит в размере 200 000 руб. На эти деньги я закупил инструменты и комплектующие для изготовления щитов. Постепенно начал устанавливать их по городу, однако не учел, что на подобную активность требовалось специальное разрешение. В итоге с щитами начали возникать проблемы, и тогда я решил перевести бизнес в Елабугу, которая почти в три раза больше Менделеевска. В новой локации начал бизнес с чистого листа, перевел его в официальный статус.
Параллельно запустил крохотный фотосалон, где печатал фотографии, делал ксерокопии и оказывал другие услуги. Постепенно салон стал моей главной специализацией, а щиты начали отходить на второй план — многие из них ломались, но мы даже не занимались ремонтом. Спустя два года, в 2011 году, этот бизнес сошел на нет. Еще через год закрылся и фотосалон.
Источники развития и коммерческая выгода
Идея текущего проекта — автономной некоммерческой организации «Экологическая эффективность вторичного сырья» – родилась в 2015 году. Тогда я уже пять лет работал в МЧС Татарстана. Устроился туда по наставлению родителей: папа всегда говорил мне, что надо найти хорошую, полезную для людей работу. Плюс работа в МЧС предполагала определенные привилегии. Кроме того, удобный график позволял совмещать эту работу с бизнес-экспериментами.
Бизнес по раздельному сбору мусора (сортировка и прессовка вторсырья) изначально казался нам с партнером довольно выгодным предприятием, поскольку спрос на подобные услуги будет всегда.
Никакой экономический кризис, никакие другие катаклизмы не смогут остановить производство мусора. В среднем в год семья из четырех человек производит 2000 кг мусора.
Ежегодно в одной только России выбрасывается 65-80 млрд пластиковых пакетов и 14 млрд единиц одноразовой посуды. Почти все это оседает на свалках, площадь которых уже в 1,3 раза превышает площадь Байкала.
Вот мы с партнером и решили организовать проект, который, с одной стороны, решал бы экологическую проблему, а с другой, помогал бы тяжелобольным детям. В 2016 мы зарегистрировались как НКО и поставили первые два контейнера для раздельного сбора мусора.
Стартовые инвестиции составили более 100 000 руб., это были накопления моего партнера. До сих пор инвестиции не окупились, поскольку коммерческой выгоды для себя в проекте мы почти не видим. Основной источник нашего развития — гранты и премии от региональных и федеральных властей. Так, еще в 2016 году нас заметил Комитет гражданских инициатив. Мы приехали в Москву, где нас наградили премией в 200 000 руб. Этот факт серьезно повлиял на нашу мотивацию, придал сил, уверил нас в том, что мы идем в правильном направлении, делаем хорошее дело.
Читайте также: Деньги на мусор. Россияне заплатят 180 млрд рублей в год за вывоз отходов?
Бизнес-модель
Сегодня бизнес-модель нашего НКО устроена следующим образом. Мы ставим контейнеры для сортировки мусора, отправляем его на переработку, а прибыль от этого делим пополам. Одна половина денег направляется на лечение тяжелобольным детям, вторая — на закупку новых контейнеров и их обслуживание.
Изначально мы планировали поставить 100 контейнеров, которые, по нашим расчетам, давали бы прибыль в 100 000 руб.
И постепенно мы идем к этой цели — на сегодняшний день на обслуживании находятся 43 контейнера в Менделеевске и близлежащих деревнях и селах. Мы работаем с пластиком, бумагой и стеклом.
В 2018 году наш проект снова отметился на федеральном уровне: мы получили президентский грант «Собирая раздельно мусор — поможем детям!» в размере 449 000 руб. Это позволило нам собрать опытную команду и продолжить развитие проекта. Сейчас в штате работает пять человек: мы с партнером, бухгалтер, координатор проекта и контролер контейнеров. Кого-то из них я нашел по рекомендации, кто-то приходил сам. В команде только профессионалы, дополнительного обучения им не требуется.
Государственный интерес и бесплатный PR
Главными сложностями на старте нашего НКО традиционно стали финансы и бюрократия. Собрать необходимые документы и правильно оформить их — нетривиальная задача. В финансовом плане старались развиваться по модели максимальной экономии. Сразу же представили свой социальный проект в администрацию и заручились их поддержкой. Они помогли нам с офисом: выделили небольшой кабинет на 10 кв. м в своем здании. Также нам бесплатно выделили бокс на 300 кв. м. Собираемся оборудовать там площадку по переработке отходов: ставим пресс и проводим электричество.
Серьезную поддержку в плане PR и маркетинга нам удалось получить во многом благодаря общегосударственному интересу к нашей теме. Поскольку 2017 год был объявлен годом экологии, у нас не возникло проблем с рекламой в СМИ: к нам приезжали местные и федеральные каналы. Сейчас мы продвигаемся в основном онлайн: работает группа во «ВКонтакте», есть простенький сайт. В ближайших планах запуск фандрайзинга и выход на всероссийский уровень.
Не уверен, что уже готов давать советы начинающим предпринимателям. Скажу просто и коротко: генерируйте идеи, находите решения проблем и не сдавайтесь!
Автор: Елена Тимохина