Как построить бизнес на продаже косовороток? Опыт бренда «Данила»
55-летний предприниматель Олег Загвоздкин за свою жизнь успел попробовать себя в разных профессиях: плавил металл на заводе, путешествовал по заграничным странам как моряк, был партийным функционером и политиком. В 2008 году он решил заняться бизнесом и продавать традиционную русскую одежду. Есть ли спрос на такой продукт?
О долгом пути к предпринимательству, поддержке местной администрации и рынке в 17,5 млн человек Олег Загвоздкин, создатель бренда «Данила», рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Металлург, моряк, политик
Родом я из Свердловской области, из города Верхняя Пышма, с которым в итоге оказалась связана большая часть моей профессиональной жизни. Здесь я окончил школу, получил первую профессию, а затем запустил собственный бизнес. В 1977 году по совету отца-металлурга я поступил в Свердловский горно-металлургический техникум (сейчас это Уральский государственный колледж им. Ползунова). Однако с первого раза закончить свое образование мне не удалось: где-то через три года я решил, что профессии металлурга гораздо эффективнее обучаться не за партой, а на заводе. Пошел работать в цех к моему отцу на «Уралэлектромедь», где задержался на пять лет.
Вернувшись со службы, я поработал с огнем и металлом всего год, после чего понял — металлургия не мое. Душа требовала путешествий, романтики, и эти мечты и стремления в итоге привели меня на самый край российской географии — во Владивосток. Я начал работать матросом, ходил по морям, бывал за границей. Там я постоянно встречал и восхищался людьми в национальных костюмах. Так сложилось, что именно это впечатление впоследствии и стало отправной точкой моего бизнеса.
Однако до этого я успел попробовать себя в других амплуа. В 1992 году, вернувшись в родной город, я устроился в администрацию, работал с молодежью, затем занялся общественно-политической деятельностью, долгое время состоял в партии. По этому направлению я в итоге получил образование — в 2005 году окончил горно-металлургический техникум по специальности «государственное и муниципальное управление». В 2008 году, после десяти лет в политике, я почувствовал, что настал момент попробовать что-то новое. Работа по найму не очень складывалась: то, что было доступно, не интересовало меня, а с тем, что нравилось, как-то не складывалось. Тогда я принял решение открыть собственное ИП.
Идею бизнеса мне подсказали мои морские странствия: я вспомнил все эти красочные национальные костюмы и задался вопросом — почему все это не популярно у нас в России? Сначала я занялся созданием исторической одежды для себя: много читал в интернете, просил знакомых швей сделать для меня традиционную русскую рубаху — косоворотку.
Проба пера
До сих пор помню первые косоворотки, которые получались очень дилетантскими. Прокачав и теоретическую, и практическую части, я разработал обновленную версию косоворотки. С этими рубахами я победил на областном конкурсе сувениров и подарков. Конечно, эта победа придала сил и уверенности в себе и успехе собственного бизнеса. К тому же я увидел реальный спрос на эту продукцию, а значит, хобби можно было ставить на поток.
Свой товар я реализовывал на специализированной выставке, которая проходила в Нижнем Тагиле, на тематических городских мероприятиях, летом держал торговую точку на центральной пешеходной улице города — улице Вайнера. Был приятно удивлен наплыву покупателей: приходила разная публика — женщины покупали в подарок мужьям, кто-то собирался ходить в косоворотке в баню, молодежь брала на свадьбы в народном стиле, коммерсанты дарили своим иностранным партнерам.
Один из самых крупных заказов пришел от мэра Екатеринбурга. Администрация готовила заявку на ЭКСПО 2022, и я отшивал для них партию косовороток для гостей.
Лучшая реклама моего товара — я сам. Летом я хожу в косоворотке: это стильно и очень комфортно. Лен — самый экологически правильный для человеческого тела материал, в нем удобно и не жарко. При этом я выгляжу современно, разительно отличаясь от всех вокруг. Многие люди до сих пор относятся к национальной рубахе как к некому костюму, атрибуту каких-то театрализованных постановок и гуляний. Я же ношу косоворотку в обычной жизни, и когда люди видят меня, то активно интересуются моим продуктом, задают вопросы. Я рассказываю им о значении вышивки, об истории косого разреза.
Кроме того, я размещал информацию о себе в нескольких специализированных каталогах, но сильную пользу мне это не принесло. Долгое время я практически никак не рекламировался, но сейчас вижу, что продукт хорошо продвигается и онлайн, и офлайн. Потихоньку начинает работать сарафанное радио, люди узнают о товаре от своих знакомых, хороший выхлоп приносят корпоративные заказы.
Удаленные бизнес-процессы
Сегодня я выпускаю косоворотки под брендом «Данила». Собственного производства у меня пока нет: все процессы отданы на аутсорс. Я выбираю ткань, заказываю пошив в профессиональном швейном цехе, отдельные люди наносят вышивку, третья компания делает упаковку. Затем я реализую продукцию под заказ. Торговых запасов не держу, что позволяет мне поддерживать самоокупаемость и прибыльность проекта. Никаких внешних инвестиций я не привлекал, вкладывал в проект только собственные деньги и средства своих друзей.
Теперь моя главная задача — поиск инвестора и масштабирование бизнеса. Например, я заявился на краудфандинговой платформе. Согласно моему бизнесу-плану, на запуск полноценного производства мне нужно миллион рублей, срок окупаемости составит один год, рентабельность 50%. Компания способна масштабироваться на всю Россию и охватить города-миллионники через франшизу. На начальный этап я рассчитываю привлечь порядка 350 000 руб. Эти деньги нужны для успешного налаживания потока заказов.
Рынок национальной одежды, по моим личным подсчетам, довольно перспективный. При широком ассортименте и соответствующем размерном ряде, я полагаю, в ближайшие пять лет рынок достигнет 25% мужского населения России. А поскольку косоворотка — довольно универсальный наряд, носить который могут мужчины от рождения до глубокой старости, то потенциальная целевая аудитория составляет 17,5 млн человек.
Важную роль в популяризации моего продукта будет играть культурный контекст. Уже сегодня в обществе заметен повышающийся интерес к национальным мотивам: орнаментам, узорам, фасонам. Во многих странах традиции национальных костюмов сохраняются. Конечно, рядовой шотландец не ходит каждый день в юбке, но я уверен, что в гардеробе у него обязательно есть килт, который он оденет хотя бы раз в жизни — на свадьбу или на другой народный праздник. Та же ситуация и во многих других странах мира: в Индии, Японии, на Ближнем Востоке. Даже в России, где многие регионы, например, Кавказ, сохраняют традиции народной одежды.
Не хотелось бы сильно политизировать косоворотку — все-таки это одежда для людей, которые понимают и ценят историю и традиции. В то же время это абсолютно утилитарный и современный продукт, подходящий на многие случаи жизни.
На вид косоворотка — очень простая рубаха, однако ассортиментная линейка может быть очень широкой. Исторически косоворотки отличались друг от друга узорами, которые были уникальными чуть ли не в каждой российской деревне. Все эти традиции мы хотим возродить: создавать узоры на рубахах по индивидуальному заказу.
Что касается конкуренции, то, с одной стороны, игроков, предлагающих различные варианты традиционного русского костюма, много, но, с другой стороны, все, что мне приходилось видеть, скорее было кустарной работой, нежели качественным и современным продуктом. Ни одной косовортки, представленной в интернете, я бы сам лично носить не стал: все сделано очень неумело — неверные узоры, неправильный пошив. Одна из швейных фабрик Иваново, например, тоже выпускает косоворотки. Конечно, они не специализируются на этом, однако продают и даже успешно экспортируют.
Мои первые работы, справедливости ради, тоже были довольно примитивными. Когда я увидел первую косоворотку, сшитую знакомой швеей, я понял, что надо «подтягивать матчасть». Я углубился в историю, в особенности этого наряда. Параллельно получал предпринимательские знания, поскольку до этого я развивался совершенно в другой среде. В итоге за девять лет работы, пока отшивал небольшие партии и выполнял корпоративные заказы, довольно глубоко погрузился в эту тему, понял специфику продукта, увидел свободные смежные ниши. Например, женская одежда в традиционном стиле.
Бизнес по любви
Мои ближайшие цели — запустить потоковое производство, довести объем реализуемой продукции до 1500-2000 рубах в месяц. Я остаюсь на связи с администрацией, совсем недавно общался с мэром, тот выразил готовность возобновить партнерство на выставку Expo 2025, вот готовлю заявку.
В будущем мне хотелось бы иметь полноценный интернет-магазин, а также мобильные торговые точки. Последний год я разрабатывал сборно-разборную конструкцию, которую можно установить на симпозиумах или на ярмарках, где и продавать свои работы. Для меня это совершенно новый уровень, к которому я активно стремлюсь.
Всем новичкам хочу посоветовать выбирать бизнес душой. Самое главное в нашем деле — любовь к продукту и вера в себя. Даже если вы продаете не уникальный продукт, все равно важно постоянно улучшать его, делать его красивее и функциональнее. Ну и конечно, нужно постоянно учиться, иметь четкий бизнес-план и формализовывать все свои идеи на бумаге, даже если вам уже 55 лет.
Автор: Елена Тимохина