Как построить сеть продуктовых магазинов в городе с населением 16 000 человек
В середине 1990-х Наталья Донец начала с работы продавцом. Спустя несколько лет она зарегистрировала ИП, взяла кредит и открыла небольшой бизнес. Сегодня под ее началом работает команда из 68 специалистов, она управляет тремя розничными магазинами и двумя школьными столовыми.
В интервью Контур.Журналу Наталья Донец рассказала о том, как ей удалось пережить «лихие» 1990-е, запустить бизнес в кредит и успешно масштабироваться.
Поиск возможностей
Вся моя профессиональная жизнь связана с торговлей. Я родилась и выросла в городе Бородино Красноярского края, в 2004 году с красным дипломом окончила Сибирский государственный технологический университет по специальности «бухгалтерский контроль и учет». С выбором профессии не мучилась — всегда тянуло работать с цифрами. Училась я заочно, поэтому довольно рано начала работать.
Старт моей карьеры пришелся на экономический кризис, середину 1990-х. Тогда крупные компании активно закрывались, найти работу начинающему специалисту было непросто. Город у нас небольшой — всего 16 000 человек, и устроиться на единственное крупное предприятие — угольный разрез — можно было только по связям. А мне нужно было работать так как я осталась одна с трехлетним ребенком на руках. Так я и попала в торговлю — начала с продажи мороженого в небольшом ларьке, затем пять лет была продавцом в кондитерском отделе продуктового магазина.
В августе 2003 года я решила стать предпринимателем, зарегистрировала ИП, взяла в кредит 70 000 руб. и запустила небольшой кофейный бизнес, параллельно работал маленький магазинчик.
В январе 2006 года мне удалось выйти в новую для себя сферу — организацию общественного питания и поставку продуктов питания в школах. Я выиграла торги по организации горячего питания в МОУ СОШ № 3. Одновременно с этим я запустила несколько буфетных на территории школьных столовых. Там дети могли дополнительно купить себе воду, соки или сладости. К вопросу мы изначально подошли серьезно: провели анкетирование детей, узнали их предпочтения в еде и включили самые востребованные позиции в меню.
Основной актив бизнеса
В 2008 году открылся мой второй магазин, за пять лет его удалось расширить до большого продуктового. Всего в сети сейчас три точки — последняя открылась в 2011 году. Кроме торговых точек я работаю с двумя школами по организации питания, а также осуществляю поставки продуктов и хозяйственной техники в 23 учреждения Красноярского края. Все эти договоры я заключила сама через систему электронных торгов. Эта деятельность требует серьезных временных ресурсов: постоянно нужно приезжать на точки, осуществлять контроль и проводить анкетирование сторон, вести переговоры.
Первоначальными вложениями в бизнес стал кредит, затем удавалось масштабироваться за счет оборотных средств. На окупаемость магазины выходили по-разному, в среднем в течение трех лет.
Никаких средств в рекламу мы не вкладывали, открывались в проходимых местах, и постепенно точки сами формировали свою аудиторию.
Самый главный актив моего бизнеса сейчас — это дружный и профессиональный коллектив из 68 человек. Это администраторы, товароведы, бухгалтер, продавцы, кладовщики, рабочие, повара, пекари, буфетчицы, юрист, операторы, водители. С каждым при приеме на работу я беседовала лично: в одних ситуациях пришлось быть психологом, в других — наставником. Кадры подбираем через службы занятости или социальные сети. Практически все, кто приходит на работу, дипломированные специалисты.
Реакция на кризисы
Торговля — высококонкурентный рынок. Отличаться от других мы стараемся собственными знаниями и умениями, а также скоростью реагирования на изменения внешней среды. Команда постоянно проходит обучение. Прямо сейчас у меня на курсах занимаются товароведы, СКБ Контур как раз проводит профильный семинар по торгам. Моя позиция в том, что всегда надо смотреть на шаг вперед — прогнозировать изменения рынка и постоянно искать новые каналы сбыта.
Текущий экономический кризис сказался на нашем бизнесе. Цены поднялись, и люди стали меньше тратить. В этой ситуации мы решили пойти навстречу клиентам: снизили свою торговую наценку, и этим удержали постоянных покупателей. Сейчас ситуация стабилизировалась, мы приспособились к новым условиям внешней среды и даже запланировали расширение. В ближайшем будущем готовимся к открытию еще двух объектов — большого помещения хозяйственного назначения и места под кафе.
Считаю, что начинающим предпринимателям важно видеть свой бизнес на несколько шагов вперед: риски неудачи есть всегда, и надо обязательно их учитывать. Однако проблемы не должны вас запугивать — используйте сложности как возможности.
Не слушайте скептиков, не забывайте о репутации. Нужно осознать, чем именно ваш бизнес отличается от любого другого и рассказать об этом своим клиентам, чтобы выделиться среди прочих. Быстро принятое даже не очень правильное решение лучше, чем долго принимаемое правильное. Лучше потом понять, где вы ошибаетесь, и поправить курс, чем терять время и сбавлять темпы развития.
Я считаю скорость принятия решений одним из самых ценных качеств предпринимателя. Успех придет к тем, кто не ждет его, сидя на месте, а сам активно и целеустремленно движется ему навстречу.
Автор: Елена Тимохина