Как профориентационные штампы затрудняют выбор профессии?
Китайская мудрость гласит: хочешь ослабить противника — заставь его тратить силы на несущественное. Сегодня значительные ресурсы брошены на профориентацию молодежи. Это понятно: интерес государства к профориентации закономерно повышается, когда оскудевают другие ресурсы.
Эффективная система профориентации молодежи способствует экономическому развитию и снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому так важно не повторять прежних ошибок и не делать новых. Пока же неуклюжие попытки взрослых сориентировать подростков в «нужном» направлении дают обратный эффект.
Рассмотрим некоторые профориентационные стереотипы, искажающие и без того непростой выбор жизненного пути.
«Повышение престижа профессий»
Кто знаком с азами профессиональной ориентации, знает, что выбор профессии из соображений престижа — самая распространенная ошибка молодых людей. А попытка манипулировать незрелым сознанием молодых людей — большая ошибка чиновников.
Есть сравнительно честные способы привлечения молодежи в еще сохранившиеся цеха и лаборатории. Например, платить достойную стипендию и приличную зарплату, пусть в тысячу раз меньшую, чем у трудолюбивых «слуг народа», ежедневный доход которых более миллиона рублей (по скромным данным Правительства РФ).
Хорошим стимулом для привлечения молодых людей на производство была бы отсрочка от армии и служебная квартира на время работы. Хорошо бы отправлять детей крупных чиновников, министров и «бизнес-элиты» на учебу не за границу, а в ближайший колледж или техникум. И уж точно не стоит реанимировать метод профпропаганды, который использовали в Советском Союзе, когда нужно было поднимать целину и строить БАМ.
«Ориентация на рынок труда»
За двадцать лет рассуждения о переизбытке юристов, экономистов и менеджеров ничуть не отвратили выпускников от выбора этих «нерыночных» специальностей. АНО «Агентство стратегических инициатив» два года назад выпустило «Атлас новых профессий» — амбиционный проект, основанный на западных идеях и прогнозах.
В разделе «Профессии-пенсионеры» авторы атласа прочат скорую, в течение 5−10 лет, кончину недавно появившимся профессиям логиста, системного администратора и банковского операциониста. Испытателей, горняков и шахтеров заменят роботы, а водителей и машинистов — интеллектуальные системы управления транспортом.
На смену аналитикам и журналистам придут аналитические и текстовые программы, туроператоров сменят менеджеры космотуризма. Зато будут востребованы цифровые лингвисты, дизайнеры виртуальных миров и IT-проповедники.
Информация о новых видах деятельности всегда интересна, даже если они существуют только в воображении авторов. Хотя кризис приземлил фантазии АСИ, отодвинув горизонты планирования на неизвестный срок, сохраняется тенденция «вписаться» в рынок, которая уводит молодежь от решения реальных задач выбора профессии, смещая акцент с содержания профессиональной деятельности на эффектную оболочку.
Да, чем больше, людей одной профессии, тем сложнее им найти работу. Но количество не переходит в качество, и настоящих профессионалов найти все труднее. Рынок непредсказуем, мода изменчива, и только мастерство в любой сфере всегда в цене.
«Типологический подход»
Более ста лет назад американский социолог Ф. Парсонс предложил на первый взгляд логичную модель профессионального выбора, которая используется и сейчас, правда, без особого успеха. По мнению ученого, достаточно «просчитать» человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с «подходящей» профессией.
В теории все красиво, но на практике наши желания и возможности редко совпадают. Вектор психологической диагностики до сих пор направлен на поиск соответствия человека определенным параметрам, которые устанавливает автор методики, а сама диагностика сводится к более или менее оправданной констатации личностных особенностей, значимых для подбора персонала, определения вменяемости и прочих утилитарных задач.
Смысл типологического подхода в психодиагностике лучше всего выражен в афоризме Криса Дайсона: «Можно научить индюков лазить по деревьям, но лучше всего для этих целей нанять белок».
Вроде бы все логично. Если речь идет об индюках и белках. Но в каждом человеке заложен потенциал, который невозможно выявить в рамках типологического подхода. Отношение к профессии определяется не только и не столько психофизиологическими и характерологическими особенностями, а мировоззрением, основу которого составляет направленность личности, мотивы труда и жизненные ценности.
Типологический подход создает иллюзию, что человека можно просчитать с помощью тестов. К счастью, мы устроены сложнее, чем индюки и белки, и не так жестко детерминированы в своих действиях.
«Профессия в удовольствие»
В разговоре с подростками о выборе профессии взрослые часто приводят фразу: «Счастье — когда с радостью идешь на работу и с радостью возвращаешься домой». Кто бы отказался от такого счастья! Только вот как его достичь? Где источник этой радости? Там же, где источник страданий — в самом человеке, а не в работе и доме.
Не вдаваясь в подробности, взрослые говорят детям: «Работа должна приносить удовольствие». И дети охотно верят: плохо ли — получать зарплату за то, что приносит удовольствие.
Но потом оказывается, что работа — это не игра, которую можно прекратить, когда надоест. Нужно выполнять свои обязанности, возможно, не всегда приятные, нести за них ответственность, принимать решения, подчиняться, напрягаться, уставать, возможно, рисковать здоровьем и жизнью — какое уж тут удовольствие?
Любая работа требует полной отдачи, напряжения физического, душевного и/или умственного, только тогда возможен успех.
Способность получать удовольствие от удачно проведенной хирургической операции, научного открытия, урока, в конце которого несколько секунд стоит звенящая тишина, чисто выметенного двора, долговечной дороги, блестяще сыгранной роли — не цель и не средство, а результат совпадения ряда условий, среди которых — конструктивные мотивы труда, наличие профессионально важных качеств и любовь к делу, которому служишь.
«Ошибки в выборе профессии»
С упорством, достойным лучшего применения, взрослые предостерегают детей: нельзя выбирать профессию «за компанию». Хорошо, что этого не знал великий танцор Владимир Васильев, который пошел в танцевальный кружок за компанию с другом. И множество других людей, достигших вершин в своей профессии благодаря Случаю, который французский писатель Анатоль Франс назвал «псевдонимом Бога».
Почему влияние на выбор профессии интереса к предмету или любовь к учителю считается ошибкой? Кто лучше влюбленного в свой предмет учителя покажет красоту формулы и слова, научит за страницами несовершенных учебников видеть суть явлений, расскажет, как пригодятся школьные знания во взрослой жизни?
К сожалению, школьное обучение сегодня обычно сводится к натаскиванию на сдачу экзаменов, необходимых для поступления в вуз, никак не связанный с будущей профессией. А то, что на самом деле искажает выбор профессии — «ориентация на престиж», возводится в ранг государственной политики, о чем написано выше. Что это — глупость или вредительство?
Если мы думаем, что такими методами способны приблизить наших детей к своевременному, реалистичному и осознанному выбору профессии, то мы уподобляемся евангельским слепцам, которые ведут за собой других.
Автор: Галина Резапкина