Как зарабатывать на независимой проверке автомобилей
Александр Солопенко, предприниматель из Самары, уже несколько лет занимается проверками подержанных автомобилей перед покупкой. В 2016 году он основал компанию «Ревизор — Авто» и с тех пор успел проверить более 3 000 автомобилей и подобрать новые машины для 700 покупателей.
О специфике рынка, сезонности, стартовых инвестициях и планах по развитию Александр Солопенко рассказал в интервью Контур.Журналу.
Специалист на фрилансе
Еще подростком я понял, что управлять мне нравится больше, чем работать, поэтому после школы я поступил в Институт управленческих технологий на специальность «Государственное и муниципальное управление» в родном городе Кинель Самарской области. В 2012 году, после четвертого курса, в связи с моим переездом в Самару, я перевелся в Самарскую академию государственного и муниципального управления на ту же специальность.
Диплом я получил в 2015 году, но задолго до этого уже определился со сферой своих интересов. Последние четыре года я занимаюсь комплексной проверкой новых и подержанных автомобилей перед их покупкой. Два года назад я открыл в Самаре собственную компанию «Ревизор — Авто», в штате которой работает три специалиста. Этот бизнес вырос из детского увлечения машинами.
Моя первая работа — автосервис в Кинеле, где я около года занимался заказом запчастей на иномарки. Несколько раз мне самому приходилось менять машины, и каждый раз я так или иначе сталкивался с обманом, приходилось вкладывать деньги в дополнительный ремонт. Когда пришло время выбора моей первой иномарки, я взял с собой специалиста по кузовному ремонту, работавшего в моем сервисе, и попросил его проверить авто перед покупкой. Он рассказал мне о толщинометре — приборе, позволяющем определить состояние кузова или обшивки по результатам эксплуатации. Затем вместе мы выбрали машину отцу и брату.
Знакомство с базовыми правилами выбора и диагностики автомобилей совпало с моим переездом в Самару. Уже тогда я задумывался о необходимости найти там работу. И тут родилась идея совместить мою любовь к машинам с накопленными знаниями по технической части. В Самаре у меня было много друзей и знакомых, которые время от времени меняли машины. Я брал толщинометр в аренду за 500 руб., и мы вместе ездили на «обследование» понравившегося им варианта.
90% здравомыслящих людей понимают необходимость полной проверки машины перед совершением сделки. Какое объявление в интернете не откроешь, все пишут об «идеальном состоянии» автомобиля и отсутствии каких-либо проблем.
По факту, 80% предлагаемого на вторичном рынке — это хлам. Поэтому услуга независимой проверки автомобиля оказалась востребованной, тем более что никто до меня в Самаре этим не занимался. Отдельные официальные дилеры предлагали подобную проверку, но обычно делали это в комплексе с другими услугами и за большие деньги.
На практике обнаружилось, что проверки состояния кузова недостаточно. У машины могут быть проблемы с электрикой или кондиционером. А многие пытались продать автомобили, взятые в кредит или обремененные не оплаченными штрафами. В итоге такое авто невозможно поставить на учет. Я снова стал учиться: обратился к диагностам, просил показать мне секреты профессии. Самара — город большой, здесь продается и покупается множество автомобилей, поэтому мои услуги стали востребованными.
Как частный специалист я стал заниматься проверкой авто в 2014 году. Бизнес развивался поступательно: у меня была идея взять кредит или продать машину, чтобы вложиться в закупку оборудования. Но в итоге не решился на крупные инвестиции, постепенно закупал оборудование общей стоимостью порядка 150 000 руб. Инвестиции окупились за три месяца. Параллельно я набирался знаний и опыта. Поначалу было сложно преодолеть свои страхи, например, повысить цены на собственные услуги, ведь без этого работы постепенно становится больше, а финансовой отдачи практически не чувствуешь. Но в глубине души я понимал: если себя не перебороть, то к 30 годам можно ровным счетом ничего не получить.
Читайте также: Бизнес-план по покраске автомобилей жидкой резиной
В роли предпринимателя
В 2016 году я придумал бренд «Ревизор — Авто» и расширил ассортимент услуг. Сегодня мы предлагаем клиентам полный комплекс — подбор автомобиля «под ключ». Человек обозначает бюджет будущей покупки, критерии и требования к машине, планы по эксплуатации и прочее, а мы рекомендуем ему определенные марки и модели. Когда понимаем, какой автомобиль будем приобретаться, начинаем поиски.
Стоимость услуг по подбору — 15 000 руб. В каждой машине мы проверяем порядка 150 параметров: кузов, безопасность, пробег, юридическую чистоту и многое другое. Также проводим компьютерную диагностику и в качестве бонуса проверяем подвеску. В итоге клиент получает авто и резюме по нему: рекомендации по необходимым заменам и обслуживанию.
Стоимость комплексной проверки одного автомобиля составляет 3 000 руб. Также у нас доступны выездные проверки автомобилей для иногородних клиентов.
В среднем в месяц мы подбираем около 10 машин и проводим порядка 20 проверок. Суммарно выручка составляет около 300 000 руб. в месяц.
В 2013-2014 годах у нас была ярко выраженная сезонность: весна и осень более активные, зима и лето наоборот. Но в последние два года спрос выровнялся. Всего за время работы мы проверили порядка 3 250 автомобилей и подобрали машины почти для 700 клиентов.
Сначала клиентов мы искали на Avito, позже подключили группу во «ВКонтакте», затем Instagram. Пробовали 2ГИС, но только неэффективно потратили деньги. Сейчас самые эффективные каналы для нас — это таргетированная реклама во «ВКонтакте» и платные объявление на Avito. Дополнительно продвигаемся на радио, это повышает общую известность компании.
Поиск помещения для проверок автомобилей и офиса был проблематичным: Самара — узкий город, здесь мало парковок. Стандартные варианты (например, офисные комплексы) нам не подходили. Плюс часть наших клиентов не имеют автомобиля, а значит, нужно было снять помещение, до которого можно было бы добраться не только на авто, но и на общественном транспорте. Недалеко от нас обязательно должна быть автомойка, ведь мы не работаем с грязными машинами. Арендой помещения мы озаботились в июне 2016 года, а нашли подходящее только в феврале 2017 случайно. Катались по городу, заехали на мойку и оказалось, что наверху у них сдается свободное помещение.
С сотрудниками также было непросто: сфера очень специфическая, и настоящих специалистов найти непросто. Тех, кто умеет крутить гайки, много, а вот ребят, разбирающихся в тонкостях, очень мало. Первого сотрудника я нашел сам, он сначала был моим клиентом. Ему всего лишь 21 год, но он знает все об автомобилях. Второго я нашел по объявлению, правда, потратил на это целых три месяца. Сейчас сам его обучаю.
Растущий рынок
Когда бизнес только открывался, у меня в Самаре не было конкурентов. Я нашел подобную услугу в Москве, но в регионах она не была распространена. Сейчас, конечно, конкуренты стали появляться, но в большинстве случаев это слабые специалисты. 95% из них без образования, а 80% еще и без знаний. Чаще всего в эту сферу идут перекупщики, чей рынок, благодаря развитию сервисов бесплатных объявлений, стремительно схлопывается. У таких людей всегда одна задача — побыстрее продать клиенту машину, а зачастую просто обмануть его. Есть ребята, которые продают услугу по проверке автомобилей как франшизу за 30 000 руб. Периодически я сам, как клиент, звоню в такие сервисы, но по разговору понимаю, что они не специалисты. Они черпают свою знания не из реальной практики, а из YouTube-роликов.
Кризис никак не сказался на нашей нише: если человек планировал покупку автомобиля, то он все равно это сделает, даже если придется купить вариант подешевле.
Отчасти экономические проблемы только сыграли нам на руку, ведь цены на новые машины выросли, и клиенты обратили свое внимание на вторичный рынок.
Этот год для меня будет переломным: я планирую расширяться географически. У меня есть клиенты в Самаре, которые хотят купить машину, например, в Саратове. Нам самим ездить на такие проверки очень дорого, поэтому, чтобы минимизировать издержки, я планирую выстроить сеть специалистов в разных городах. Мы уже тестировали эту схему: придумали форму отчетности для них, ведь в случае плохой проверки мы рискуем собственной репутацией. У нас уже есть партнеры в Нижнем Новгороде, Оренбурге, Саратове и Москве.
Я считаю, что в бизнесе самое главное — никого не слушать. Если есть идея и понимание, как добиться результата, то нужно действовать. Я бы советовал вообще никому не рассказывать о своей задумке. Но нам всегда хочется поделиться с друзьями и родственниками, потому что страшно, и 80% новичков так и остается на этом этапе рассказа, потому что родители всегда грузят стабильностью, а друзья — сомнениями. Не надо никого слушать!
Автор: Елена Тимохина