Как получить работу мечты через MBA
Как часто вы задумывались о том, что очень хотели бы сменить сферу деятельности? И как скоро понимали, что без потери нескольких позиций и старта с более низких должностей сделать это будет невозможно! Максим Кондратюкин сумел не просто удачно сменить сферу деятельности, но и стать предпринимателем. В беседе E-xecutive.ru узнал у Максима о том, чем полезно испанское Executive MBA в построении карьеры, что самое главное в успехе предпринимателя и чем выгоден купонный бизнес в России.
E-xecutive.ru: Как складывалась ваша карьера до EMBA?
Максим Кондратюкин: Начало моей карьеры – работа в Иркутской области – в бывшей государственной телекоммуникационной компании, своеобразном аналоге МГТС. Я пришел туда на этапе серьезных изменений, и мое западное образование оказалось к месту – я достаточно быстро продвинулся по карьерной лестнице до уровня руководителя отдела стратегического планирования.
В 2005 году я решил переехать в Москву. Логичное решение – на тот период в регионах развитие бизнеса шло намного медленнее, и, соответственно, карьерных возможностей было меньше. В Москве я начал свою карьеру в брокерской компании директором по маркетингу, а через полтора года перешел работать в компанию «Миэль». Произошло это случайно – занимаясь написанием кандидатской диссертации, я был направлен туда своим научным руководителем – действующим бизнес-консультантом компании – в рамках моей научной работы. Впоследствии мне предложили остаться и возглавить новый девелоперский проект в сотрудничестве с Renova. Затем последовали и другие, не менее интересные проекты. Было создано крупное подразделение, которое занималось развитием девелоперских проектов в регионах. Это было время поиска, выбора и принятия решений. Однако в 2008 году случился кризис, к которому компания оказалась не готова – прогорело достаточно много крупных проектов, которые стартовали накануне кризиса. Работа встала, развития не было. Я стал пересматривать свои взгляды на карьеру в области недвижимости и пришел к выводу, что, так как рынок недвижимости в силу кризиса сильно сжался (а, соответственно, сжались и карьерные возможности), мне нужно менять сферу деятельности.
E-xecutive.ru: Поэтому решили пойти учиться в бизнес-школу?
М.К.: Да, во многом поэтому. Если на определенном этапе карьеры собираешься менять сферу деятельности, у тебя два пути: либо начинать с более низких должностей (потеря, как правило, огромна), либо как-то профессионально развиваться, чтобы с новыми знаниями перейти на более достойное место.
E-xecutive.ru: Вы упомянули, что до EMBA у вас уже было зарубежное образование?
М.К.: Я учился в иркутском госуниверситете на сибирско-американском факультете. Это был инновационный проект в российском образовании – один из первых в плане совместного обучения. С американской стороны выступал один из крупнейших университетов штата Мэриленд – University of Maryland. Обучение полностью проходило в России. Первые два года – изучение общеобразовательных предметов для получения квалификационного аттестата в России, а оставшиеся два года нам преподавали полностью американские профессора, которые приезжали к нам на кампус. Куча книг и самостоятельной работы. Если не учиться хотя бы неделю, отстанешь так, что потом не нагонишь. Списыванием экзамен сдать невозможно. В итоге за четыре года мы получали два диплома бакалавра: российского и американского университета. Два года западного образования – это был по-настоящему ценный опыт как в личном развитии, так и с точки зрения знаний, методик и подходов.
E-xecutive.ru: Как определились с выбором бизнес-школы? Почему не США?
М.К.: В 2009 году я остановил свой выбор на программе Executive MBA – потому что работал, и не мог позволить себе full-time образование. Также не хотелось оставлять на два года семью. По той же причине выбрал Европу – Executive MBA предполагает модульное обучение, а летать раз в две недели в США – как-то уж слишком. Российское образование я не рассматривал, так как считал, что пока Россия в нем не очень сильна. Мое мнение строилось во многом на международных рейтингах бизнес-школ. А я им доверяю, и выбор свой делал во многом основываясь на них – выбирал школу из ТОП-20. Instituto de Empresa (IE), на которой я остановился, была на тот момент на седьмом месте. Еще один важный критерий моего выбора – ценовая политика. Испанская школа входила в ТОП-10 и соответствовала моему финансовому предпочтению. Также меня удовлетворила длительность программы – 13 месяцев – достаточно комфортный срок. Другие школы предлагали обучение на 20-21 месяц. Я не жалею о своем выборе, так как слежу за тенденциями развития бизнес-образования и делаю вывод, что сейчас большинство бизнес-школ во всем мире стремятся к сокращению длительности программ EMBA максимум до 15 месяцев, при этом большую часть образовательного процесса переводят в online.
E-xecutive.ru: Как происходил процесс обучения?
М.К.: Профессорско-преподавательский состав подбирается согласно неоднозначности мирового опыта и мультинациональной составляющей студентов. Наряду с преподавателями из Испании, есть из Америки, Пакистана, Англии, Италии и т.д. Вы можете учиться как на испанском, так и на английском языке – вопрос вашего выбора. Моя программа обучения предполагала посещение кампуса раз в две недели на два дня (пятница-суббота). Остальное время – самостоятельное обучение и выполнение групповых заданий с однокурсниками по скайпу (примерно 50% от всех заданий – групповые). За время обучения у нас была одна недельная выездная сессия в Китай, Шанхай, - спецкурс по глобальной экономике в целом и Китая в частности. Эта поездка сыграла весомую роль в командообразовании нашей группы. Это возможность наладить связи с теми, кто имеет большой опыт работы, много добился и занимает определенные высокие позиции в бизнесе. С теми, кто знает, как вести бизнес в другой стране.
E-xecutive.ru: Много ли было в вашей группе слушателей из России? Из каких стран чаще едут учиться в IE?
М.К.: Помимо меня из России был еще только один человек, который сейчас проживает в Лондоне. Всего курс из 35 человек был представлен порядка 15-ю странами. В основном – из Европы. При этом большинство – из сферы возобновляемой энергетики (солнечная энергия, ветряные электростанции). Я объясняю это тем, что это направление сейчас очень актуальное и активно развивающееся в энергозависимых странах Европы.
E-xecutive.ru: Есть ли в школе сообщество выпускников? Продолжаете ли вы общаться с одногруппниками? Это общение больше дружеское и деловое?
М.К.: Сообщество выпускников есть, при этом достаточно сильное. Многие благодаря ему впоследствии совершают какие-то серьезные карьерные шаги. Я состою в российском сообществе от школы – нас порядка 50-и человек. Не все активны, но большинством мы часто устраиваем тематические встречи, собрания, поездки, мастер-классы. Также я активно общаюсь со своими однокурсниками – мы общаемся в том числе и по деловым вопросам. Люди открыты, всегда идут навстречу и готовы оказать поддержку или помощь, дать совет. Это оказалось полезным для меня в выстраивании собственного бизнеса – помогло выйти на руководителей крупных венчурных фондов, наладить контакты с руководителями крупных компаний в Кремниевой долине.
E-xecutive.ru: Изменилось ли ваше видение ведения бизнес-процессов после обучения?
М.К.: Во-первых, мир стал меньше – все стало доступнее.
Во-вторых, изменилось отношение к решению разного рода задач: если раньше многие вещи меня настораживали, то, поучившись в среде успешных и многого добившихся людей, стало понятно, что не так уж это и сложно. И все зависит от собственного желания, навыков и умения их использовать.
E-xecutive.ru: Что поспособствовало вашему превращению из наемного менеджера в предпринимателя?
М.К.: Специально я этого не планировал и изначально даже как-то побаивался этого вида деятельности, предпочитая работать на кого-то. Однако позже пришло понимание того, что, работая наемным менеджером, ты можешь попадать в ситуации, когда от тебя совсем ничего не зависит, и ты становишься жертвой. При этом ты постоянно должен себя кому-то продавать. Этот процесс выторговывания чего-то для себя в обмен на свои знания, навыки и опыт мне всегда был не по душе. Предпринимательская деятельность оказалась удачной альтернативой в том смысле, что ты никому себя не продаешь, делаешь все сам, и успех твоего труда полностью зависит от тебя.
Что я увидел в бизнес-школе? То, как много людей занимается предпринимательством, причем они ничем не лучше меня, а значит, и мне это по силам.
E-xecutive.ru: Расскажите о вашем проекте? С какими сложностями столкнулись на старте?
М.К.: Когда я учился в бизнес-школе, мои давние друзья предложили мне заняться интернет-проектом Boombate.com (купонный сервис). Тема бизнеса в Интернете мне показалась заманчивой по той причине, что это наиболее динамичная и активно развивающаяся область бизнеса.
В нашем случае первая и главная трудность заключалась в том, что мы одними из первых начали делать аналог «Групона», но когда запустили проект – внезапно обнаружили себя на рынке, где помимо нас есть еще порядка 40-50-и аналогичных сервисов, среди которых уже наметились явные лидеры, коими мы не являемся и вообще далеки от них. В этот момент наступило понимание, что нужно что-то менять и делать иначе.
Вторая сложность – несовпадение ожиданий и реальности. Для большинства из нашей команды это был первый опыт предпринимательства, и когда мы осознали впервые, что все идет совсем не так, как мы планировали, стало страшновато. Но в итоге мы с этим справились – поняли, что нужно учитывать любые риски.
E-xecutive.ru: Что считаете самым главным в успехе современного предпринимателя?
М.К.: Во-первых, креативность, умение сделать что-то по-другому. Мы придумали иную модель монетизации с бесплатными купонами и с иным распределением баланса взаимоотношений между пользователем и поставщиком услуг/товара.
Во-вторых, упорство, воля, терпение, нежелание сдаваться и «горящие глаза». Ситуация на рынке такова, что рабочих мест много, и людям проще наняться, чем создать свой бизнес. В этом смысле нужна определенная смелость, чтобы уйти с насиженного места, покинуть зону комфорта. Поэтому вход в предпринимательство сегодня – не необходимость, а желание сделать что-то свое, что-то интересное.
E-xecutive.ru: Насколько выгоден купонный бизнес в России? Есть ли у него будущее?
М.К.: Тема купонов и скидок – далеко не новая и существует давно. На Западе это давний и успешный опыт. Купонные сервисы просто привнесли новый информационный повод для рекламы – большая скидка. Многие компании из серии товаров делали это и прежде (все знают, например, про глобальные сезонные распродажи, где скидки достигают 70-80%), и эта тема плавно перекочевала и в сферу услуг, где маржинальность бизнеса намного выше. Изначально многие сайты-купонники настраивались совсем на иные обороты, так как создавались в момент ажиотажа. Сейчас спрос и поведение покупателей изменились, что для многих оказалось тяжелой ношей – и они ушли с рынка.
У российских людей по сравнению с Западом есть одна характерная черта – мы не привыкли экономить. Экономия – удел бедных, коими себя признавать никто не хочет. И прийти в кафе с купоном для нас стыдно. Однако для большой доли населения цена все же имеет значение. И тема с купонами становится все популярнее, так как к ним меняется отношение. Если раньше к человеку с купоном отношение было более пренебрежительное, то сейчас он воспринимается как нормальный клиент – и он это чувствует.
Беседовала