Почему разоряются туроператоры?
За последнее время разорилось много туристических компаний: СК "Восхождение", "Солвекс", "Верса", "Лабиринт", "Роза ветров Мир", "Идеал-тур", "Нева" и "Экспо-тур", "Море солнца", "ИнтАэр", "Нордик Стар"...12 сентября турагентство "Тур клуб Санкт-Петербург" приостановило свою деятельность. При этом, клиенты "Солвекс-Турне" потеряли свыше 9 млн долларов.
Директор по страхованию Федерального центра поддержки страхователей POLIS.st Павел Муретов объяснил причины сложной ситуации в этой сфере.
- Туристический бизнес сам по себе низкомаржинальный. Все туристы ищут туры подешевле. Естественно, туроператоры стараются держать конкурентную цену. Основные расходы идут на организацию тура (проживание, трансферы, перелеты и пр.), которые еще и номинированы в долларах или евро, а они последний год постоянно растут.
При этом деньги за отдых туристы платят сразу, а оплата расходов за организацию тура туроператором происходит поэтапно. Временно свободные (по сути заемные деньги клиентов) создают ощущение крепкого финансового положения. Если при этом продажи постоянно растут, то зачастую владельцы турфирм теряют контроль над расходами из-за иллюзии достаточности средств. Акционеры начинают организовывать новые направления, покупать недвижимость, транспорт, иные активы. Но при этом мы понимаем, что это делается по сути на заемные деньги туристов, которые еще не уехали или за которых еще не заплатили.
2014 год по экономическим и политическим причинам оказался достаточно сложным.
Да, в этом году рост подобных пирамид у некоторых туроператоров закончился. Ключевой причиной сокращения продаж явилось совпадение в этом году нескольких факторов: падение рубля в начале года (путевки продавались по одному курсу, а отелям надо платить по другому), резкое сокращение поездок за границу госслужащих, негативная внутриэкономическая ситуация.
Таким образом, обязательства турфирм перед отелями и авиакомпаниями растут, а поступления падают. Средства на счетах турфирм начинают быстро таять. В итоге в один прекрасный момент, компания перестает выполнять свои обязательства и заявляет о приостановке своей деятельности. Если акционеры не находят средства, чтобы расплатиться по долгам, то фирма становится банкротом. А владельцы турфирм, как правило, не крупные корпорации, а физические лица. Поэтому поиск финансирования затруднен.
Обычно о банкротстве очередного туроператора сообщают аккурат в полуденном выпуске новостей на Первом канале. Самоликвидация "Сольвекс-турне", бросившего на отдыхе несколько тысяч клиентов, уже не стала такой сенсацией, как падение "Невы".
За последние полтора месяца россияне постепенно стали привыкать к звуку лопающихся турфирм так же, как жители Новороссии давно уже перестали удивляться разрывам снарядов во дворах их домов. В ЛДПР вообще выступили с предложением упразднить все частные турфирмы в России. Депутаты полагают, что создание единой государственной туркомпании, деятельность которой будет контролироваться профильным министерством, позволит "избежать ненужных рисков".
По некоторым сведениям, еще в середине августа генерал-губернатор Полтавченко созвал тайный совет, на котором приказал туроператорам прекратить банкротиться и закрываться. До 14 сентября — а там трава не расти. Однако оказалось, что нехорошие бизнесмены не выполняют приказов генерала Полтавченко: через пару дней после этого тайного совета, не заплатив месячную зарплату сотрудникам, рухнул "Атлас". Всех, кто отложил свой отпуск на бархатный сезон, волнует один вопрос — кто следующий?
Специалисты называют среди прочих петербургских турагентов "Алина-тур" и одного из патриархов питерского турбизнеса (основан в 1995 году) "Альбион", у которого, по некоторым сведениям также есть за границей клиенты с неоплаченными отелями и обратными авиабилетами.
Что день грядущий нам готовит? Что ждет российский турбизнес в ближайшем будущем? Впереди новогодние каникулы и сезон отпусков 2015 года. Неужели план ЛДПР по национализации туристической отрасли не популизм, а реальная перспектива?
По мнению одного из ведущих специалистов отрасли в городе на Неве, генерального директора ООО "Жара" Натальи Кондрашовой, ситуация критическая, но от настоящей катастрофы далека. По ее словам, продажи в последнее время несколько упали, но в целом их уровень не ниже, чем за высокий сезон прошлого года. Только теперь клиенты предпочитают покупать туры с вылетом на ближайшие даты. В этих событиях есть и своя положительная сторона, считает госпожа Кондрашова: с рынка исчезают нестабильные и недобросовестные компании.
Главной причиной лавины банкротств она называет большую конкуренцию среди операторов — выживают сильнейшие, сумевшие правильно просчитать риски и не имеющие долгов в операционной деятельности. Второй причиной она называет отток туристов из-за роста курсов валют. Чтобы минимизировать риск, Наталья Кондрашова советует при покупке тура обращать внимание на профессионализм менеджера, на прозрачность работы агентства (туристу обязаны предоставить информацию по туроператору, у которого забронирован тур, а в идеале, и номер брони по забронированной заявке - у многих операторов есть функция проверки заявки на сайте для частных лиц). Ну и, конечно же, не стоит гнаться за большими скидками: агентства, дающие большие скидки, сразу вызывают обоснованные подозрения. Впрочем, сейчас при широких возможностях лично бронировать авиабилеты и места в отелях через интернет, некоторые бизнес-аналитики вообще склонны считать туриндустрию в ее классическом виде отмирающей отраслью экономики.
В турбизнесе идут глобальные изменения и стоит ждать банкротства еще нескольких компаний, считает гендиректор сервиса для путешественников Sinbad.ru Рашид Велемеев.
В современном туристическом бизнесе это не последнее банкротство, уверен эксперт.
"Египет накрылся, сложные дела в Турции, в Тунисе. Как сейчас выдерживает даже крупняк, я не понимаю, - отметил Рашид. - Падение рынка измеряется сотнями тысяч человек, которые никуда не поехали. Такие вот глобальные изменения. А еще и случилось как в анекдоте "Вот такое хреновое лето". Если еще амбицию какую-то добавить, попытку захватить большую долю рынка, слишком много рекламы, слишком много офисов, и все это с расчетом на будущее, а будущего не случается. Свою лепту вносят авиакомпании. Чартерами в Санкт-Петербурге ведала "Россия", и у многих крупных игроков были специальные условия. Теперь "Россию" проглотил "Аэрофлот", и таких условий больше нет. Финансовые условия тоже не улучшаются. "Нева" во многих случаях имела возможность заплатить за гостиницы потом, но теперь западные поставщики скажут: "Ребята, если вы "Неву" не сохранили, а за ней мы знаем, кто стоит или стоял — то давайте-ка предоплату, давайте гарантии".
"Для того, чтобы выжить, компания в этом бизнесе должна принадлежать очень амбициозным людям, у которых очень амбициозные задачи. Речь идет о завоевании рынка, о первой тройке рынка. А это значит, влияние, возможность иметь более гибкие контракты, возможность давить на поставщика. Но у кого сейчас такие амбиции? У меня ощущение, что освобождается дорожка для крупных западных операторов. Их пустят на наш рынок, поскольку здесь в туризм серьезно не играют. Системой управления никто не владеет, менеджмент слабый, фирмы в основном маленькие. Интересы российских фирм в Интернете тоже никто не защищает. Зарубежные компании демпингом занимаются и за руку их никто не держит, делают, что хотят..."
ПРОГНОЗ:
"Останется три-четыре крупных оператора, через них будет работать сеть маленьких карманных агентств и останется онлайн, которому тоже не очень весело".
Туроператоры начали разоряться с июля - банкротство 14 туроператоров затронуло почти 130 тысяч россиян... Неужели теперь придется "дикарями" ездить?
государственная туркомпания? хорошо, что россиян не броят за границей, но и качество услух, уверен, будет на низком уровне.