Манипуляции в деловом общении
Под психологическими манипуляциями следует понимать проявление чрезмерного влияния с помощью умственных искажений и эмоциональной эксплуатации. У такого поведения, безусловно, есть определенная цель — захватить контроль над ситуацией, получить выгоды и привилегии за счет жертвы.
Предприниматели могут сталкиваться с манипуляциями в деловом общении. И от того, как они реагируют на них, многое зависит.
Прежде всего важно отличать здоровое социальное влияние от психологического манипулирования. Здоровое социальное влияние происходит между большинством людей и является частью взаимных уступок в конструктивных отношениях. В психологических манипуляциях вы наблюдаете другое: один человек в буквальном смысле используется на благо другого.
Манипулятор намеренно создает дисбаланс власти и эксплуатирует жертву для выполнения своих задач.
Большинство манипуляторов имеют общие черты:
- Они знают, как обнаружить ваши слабости.
- Обнаружив слабости, они используют их против вас.
- С помощью махинаций они убеждают вас отказаться от чего-то важного для вас ради собственных эгоистичных интересов.
- В деловых ситуациях, когда манипулятору удастся воспользоваться вами, он скорее всего будет повторять эту практику, пока вы сами не захотите ее прекратить.
Типы манипуляторов
Психологи обращают внимание на то, что манипулятивное поведение включает в себя три составляющих: страх, обязанность и чувство вины. Когда вами кто-то манипулирует, он психологически заставляет вас делать то, что вы, вероятно, не очень-то хотите делать. Но вы при этом чувствуете обязанность или испытываете вину за то, что не сделали.
Есть два типа манипуляторов:
- «Хулиган»
Вызывает страх и может прибегать к агрессии, угрозам и запугиваниям, чтобы контролировать вас.
- «Жертва»
Такой тип манипулятора порождает чувство вины в своих целях. Обычно он обижается. Но парадокс заключается в том, что, играя жертву, в реальности жертвой он делает именно вас.
Цель такого рода манипуляций часто заключается в том, чтобы вызвать чувство ответственности за помощь жертве, делая все возможное, чтобы прекратить ее страдания.
Как можно успешно «выворачиваться» от таких ситуаций? Вот только несколько объяснений, как можно реагировать на агрессивный напор собеседника. Конечно, не все приведенные ниже советы могут относиться к вашей конкретной ситуации. Просто используйте то, что подходит именно вам.
Помните о своих правах
Это позволит вам понять, в какой момент они нарушаются. Пока вы не причиняете вреда другим, вы имеете право постоять за себя и защитить свои права.
С другой стороны, вы утрачиваете эти же права в тот момент, когда причиняете вред другим.
- Вы имеете право на уважение.
- Вы имеете право выражать свои чувства и высказывать мнение.
- Вы имеете право устанавливать собственные приоритеты.
- Вы имеете право сказать «нет», не испытывая при этом чувства вины.
- Вы имеете право получить то, за что платите.
- Вы имеете право иметь мнения, отличные от других.
- Вы имеете право заботиться и защищать себя от физической, умственной или эмоциональной угрозы.
- Вы имеете право на счастливую и здоровую жизнь.
Эти фундаментальные права создают границы, которые нельзя нарушать человеку со стороны.
Конечно, общество полно людей, которые не уважают эти права. И психологические манипуляторы как никто другой хотят вас лишить этих прав, чтобы перетянуть на себя контроль и использовать ваши ресурсы в своих интересах.
Соблюдайте дистанцию
Манипулятор хорошо раскрывается в общении с разными людьми и в разных ситуациях. С одними они предельно вежливы, а с другими — грубы и агрессивны.
Если вы замечаете за человеком такое поведение, но при этом вынуждены по деловым вопросам общаться с ним на регулярной основе, старайтесь держать дистанцию. И избегайте общения с человеком, если вам это не нужно.
Избегайте персонализации и самообвинения
Поскольку задача манипулятора состоит в том, чтобы искать и использовать слабости, то вы можете винить себя в том, что не оправдали его ожиданий. В этих ситуациях важно помнить, что проблема заключается не в вас. Вас просто заставляют чувствовать себя плохо, чтобы вы с большей вероятностью отказались от своих прав.
Проанализируйте общение с манипулятором и попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Относятся ли ко мне с искренним уважением?
- Насколько разумны ожидания и требования этого человека?
- Чувствую ли я себя комфортно в этих отношениях?
Ответы на вопросы станут подсказками и помогут выяснить, кто на самом деле источник «проблем» — вы или другой человек.
Задавайте наводящие вопросы
Манипуляторы будут делать попытки получит от вас то, что нужно. И их предложения часто будут заставлять вас жертвовать собственными потребностями.
Услышав неадекватное деловое предложение, задайте собеседнику несколько наводящих вопросов. Так вы поймете, понимает ли сам манипулятор несправедливость своего предложения.
Примеры таких вопросов:
- Вам это кажется разумным?
- То, что вы хотите получить от меня, звучит по-вашему справедливо?
- Вы спрашиваете меня или говорите мне?
- Итак, что я в итоге получу?
- Вы действительно считаете, что я… (пересказываете предложение, которые вам озвучили)?
Когда вы задаете такие вопросы, вы как будто ставите напротив человека зеркало, через которое манипулятор может увидеть свою истинную природу. Если он обладает хоть какой-то степенью самокритики, он, вероятно, отступит.
Но настоящие манипуляторы продолжат атаку: несмотря на вопросы, они будут продолжать настаивать на том, чтобы вы решили их проблему. Если разговор пойдет по этому сценарию, попробуйте воспользоваться одним из следующих советов.
Используйте время в своих интересах
В дополнение к чрезмерно высоким требованиям манипулятор часто ожидает от вас быстрого ответа, оказывая тем самым давление и беря под контроль ситуацию. С таким поведением вы сталкиваться при закрытии сделки.
В эти моменты вместо того, чтобы сразу отвечать на вопросы, вспомните, что время полезно использовать в своих интересах. Так вы можете как минимум дистанцироваться от непосредственного влияния собеседника. Например, просто скажите ему: «Я подумаю о вашем предложении».
Потратьте время на то, чтобы оценить плюсы и минусы ситуации, и спокойно решить, хотите ли вы договориться о более справедливых и выгодных для вас условиях, или вам лучше сказать «нет».
Если вы выбираете последний вариант, то вам еще нужно научиться правильно отказывать.
Учитесь дипломатично, но твердо говорить «нет»
Это очень сложный навык, который вырабатывается на практике годами.
Но четко сформулированное «нет» позволяет вам стоять на своем, сохраняя при этом деловые отношения. Помните, что ваши основные права как человека включают и право устанавливать собственные приоритеты. Поэтому вы имеете полное право отказывать, не испытывая чувства вины.
Не бойтесь противостоять хулиганам
Психологический манипулятор по сути становится хулиганом, когда выворачивает ситуацию таким образом, что она причиняет вам вред.
Самое важное, о чем нужно помнить: они выбирают тех, кого считают слабыми, поэтому, пока вы остаетесь пассивными и послушными, вы становитесь для них целью.
Но многие хулиганы тоже чего-то боятся. Когда их «цели» начинает показывать характер и отстаивать свои права, хулиганы часто отступают. Эта истина, которую вы можете наблюдать на протяжении всей жизни — и в школе, и в быту, и в офисе.
Если смотреть на ситуацию объективно, то получается, что «некоторые люди пытаются быть высокими, отрезая головы другим» (цитата Парамханса Йогананда).
Оцените последствия
Когда манипулятор настаивает на нарушении ваших границ и не принимает «нет» за ответ, разверните последствия.
Способность идентифицировать последствия является одним из самых важных навыков, которые вы можете использовать, чтобы противостоять сложному человеку. Это вынудит человека перейти от нарушения границ к уважению.
Что делать, если вы, как руководитель, управляете манипуляторами?
На самом деле в ваших силах предпринять некоторые позитивные шаги, чтобы повлиять на обстановку. И есть несколько способов это сделать:
1. Определите масштаб «трагедии». Дело в том, что поведение, которое кажется безобидным для одних, может быть вредным для других. Например, один сотрудник проигнорирует язвительное замечание, а другой примет его близко к сердцу и будет анализировать его до такой степени, что это вызовет раскол в команде.
Как лидер сначала выявите уровень манипулирования, изучав поведенческие паттерны, а также то, как поведение влияет на окружающих. Для этого можно прибегнуть к методу «360 градусов» (метод оценки персонала, который заключается в выявлении степени соответствия сотрудника занимаемой должности посредством опроса его делового окружения - Прим. ред.).
2. Задавайте вопросы. В работе с манипулятором могут возникать обвинения. Конфиденциальный и уважительный диалог с использованием открытых вопросов поможет поднять проблемы на поверхность.
Если работник-манипулятор негативно влияет на обстановку в офисе, вы можете поговорить с ним напрямую. Достаточно задать вопросы:
- Что на самом деле здесь происходит?
- Я чувствую, что вы чем-то недовольны. Это действительно так?
3. Проявите сострадание. Помните, что манипуляторы часто ведут себя так от страха. Скорее всего, это может быть вызвано ощущением отсутствия некой безопасности («а вдруг меня уволят?»). И здесь важно понять, чем они обеспокоены.
4. Наблюдайте за ситуацией. Выявляйте триггеры для недопустимого поведения, думайте, как их можно устранить. Например, если вы обнаружите, что манипулятор нацелен на одного конкретного человека в команде, переназначьте роли.
Что такое газлайтинг?
Термин «газлайтинг» часто используется для определения манипуляции, которая заставляет людей подвергать сомнению свои действия, свою реальность, память или мысли. Это опасно, потому что манипулирующий человек может исказить то, что вы говорите, перехватить разговор или заставить вас почувствовать, что вы сделали что-то не так, когда вы думаете иначе.
Действие газлайтинга ощущается, когда вы испытываете ложное чувство вины или защиты — как будто вы полностью потерпели неудачу или сделали что-то не так.
Независимо от того, какие обстоятельства вынудили вас иметь дело с газлайтерами, обязательно помните о том, что нужно:
- Документировать информацию. То есть вам нужно записывать, что было сказано (включая прямые цитаты, если это возможно), а также фиксировать дату и время. Если вы обратитесь к юристу, эта документация будет очень полезна.
- Никогда не оставаться с газлайтером наедине. Привлеките к разговору свидетеля. Если собеседник возражает против того, чтобы на встрече присутствовал кто-то еще, объясните, что человек необходим для того, чтобы делать заметки.
Убеждение, лидерство, манипуляция — в чем отличия?
Понимание того, как люди выражают мнение, какие аргументы приводят, как интегрируют факты в свои ментальные модели, является критически важным для вашей способности убедить кого-либо принять ту или иную идею. Это суть убеждения.
Существует три аспекта, которые проводят разницу между убеждением и манипулированием:
- намерение, стоящее за желанием убедить человека;
- правдивость и прозрачность процесса;
- чистая выгода или влияние на человека.
За манипулированием скрывается убеждение с целью обмануть, контролировать или заменить реальность, чтобы собеседник что-то делал, во что-то верил.
Между лидерством и манипулированием есть кое-что общее:
- И то и другое подразумевает действия.
- И то и другое связано с влиянием на людей ради достижения целей.
Оба в конечном счете приносят пользу, но есть принципиальный вопрос — кому именно? В отличие от манипулирования, лидерство направлено на то, чтобы обе стороны извлекли выгоду.
Автор: Марина Крицкая