«Меня прёт — этим мы отличаемся от конкурентов»
Принципы бизнеса Алены Владимирской, основательницы рекрутингового агентства Pruffi. Самый известный в интернете рекрутер Алена Владимирская ворвалась в свой офис в розовых валенках и колготках, лавируя между сборщиками желтых диванов (их только что привезли в офис) и на ходу раздавая указания.
«Я не уверена, что мой стиль жизни может для кого-то быть примером. Я своеобразный человек и в плохом, и в хорошем смысле. Видимо, это и есть секрет моего успеха», — признавалась через несколько минут женщина, которая за три года смогла сделать Pruffi самым известным рекрутинговым агентством в интернете. Алена Владимирская находит в Cети топ-менеджеров для Mail.ru, Rambler, HeadHunter, РБК, «Мортона», «Газпром-медиа», «Коммерсанта» и многих других. А в 2012 году один из ведущих российских венчурных фондов Almaz Capital оценил Pruffi в $4 млн.
Первый бизнес комом: сначала поработайте наемником
Я уверена: первый бизнес редко бывает успешным. Чтобы идея взлетела, надо по-настоящему хорошо разбираться в индустрии, знать ее работу изнутри, обрасти связями и компетенциями.
Недавно я наткнулась в Facebook на пост, где совсем еще зеленый предприниматель предлагал идею «стартап-такси»: инвестор заказывает машину, оплачивает такси стартапер, который во время поездки получает возможность коротко представить проект инвестору.
Человек просто не понимает ни рынок, ни потенциального клиента. Проблема в том, что у инвесторов не просто есть собственные автомобили, у них есть водители, которые работают посменно, и поэтому такси им не нужно.
Вот из таких мелочей, как правило, и вырастают провальные идеи, на которые люди тратят свои силы и время.
Я не вписываюсь в клише современного стартапера, собственный бизнес не был для меня первой работой. До запуска Pruffi я работала в Mail.ru, и решение об уходе принимала целых полтора года. У меня уже был и опыт, и связи, но все равно оно далось мне с трудом. А сейчас каждый второй студент мечтает начать свой бизнес сразу после вуза.
Исследование «Кадры в ИТ и инновациях. Профессии будущего» выявило, что 60% студентов в ИТ хотят сразу после университета строить собственный бизнес
Конечно, можно запустить стартап сразу после университета, потом пойти поработать в большую корпорацию, и уже с опытом и связями возвращаться в настоящий бизнес.
Твой бизнес — это твоя репутация
Репутация и связи сильно помогают в поиске клиентов. Когда я основала Pruffi, я просто написала в Facebook, что ухожу. Мне тут же посыпались сообщения: «Ура, теперь ты будешь работать и на нас». Когда ты уходишь из крупной компании с солидной должности, индустрия тебя знает.
На старте нам сильно помог рейтинг «100 будущих звезд Рунета», сейчас такие делают все, кому не лень. Но тогда казалось, что в ИТ все всех знают, а мы вытащили на поверхность людей, о которых никто понятия не имел. Им было приятно видеть себя в списке, и они охотно делились нашей новостью в соцсетях. Я помню, что в те дни Facebook стал красным от нашего логотипа. Так к нам и потянулись клиенты.
Не спешите с инвестором: учитесь на своих ошибках
Pruffi движется на мне: на харизме, компетенциях, связях, трудоспособности, эмоциональности. Такой тип бизнеса сложно перевести в Excel-таблицы, и поэтому в него не нужно пускать больших инвесторов.
Если бы я начинала Pruffi сегодня, я бы посоветовала себе не брать инвестиции. На этапе активного роста ко мне пришли сразу несколько фондов с предложением денег. В августе 2012 года мы привлекли $1,2 млн от венчурного фонда Almaz Capital Partners.
Если вы не можете перевести эмоции в Excel, то с «большим» инвестором вам не по пути
К сожалению, видение инвестора может не совпасть с твоим. Сейчас я понимаю: комфортнее было бы с ангелом. Возникла какая-то идея — вы созвонились, обсудили и тут же побежали работать. С большим фондом динамика теряется: надо собирать совет директоров, долго обсуждать и согласовывать.
А еще появление фонда замедляет развитие проекта методом проб и ошибок.
Я вот часто слышу, как предприниматели жалуются, что их душит государство. Лично я не могу сказать, что государство гнобит мой бизнес. Да, с налогами проблема, но институциональная поддержка есть.
Когда мы задумали делать исследование «Кадры в ИТ и инновациях», мне понравилось, что РВК не просто погладила нас по голове и похвалила, а взяла и выделила денег. Бизнес сложно делать с точки зрения личной ответственности, расписания дня, режима жизни, но вряд ли эта история про то, что вас адски душит государство.
Покупайте не сотрудников, а клиентскую базу и экспертизу
Пытаться покупать сотрудников из других компаний — не самый правильный ход. Перекупать можно клиентскую базу в лице коммерческого директора или экспертизу, которая вам срочно нужна. Остальные кадры лучше растить — это более лояльная аудитория.
Старайтесь создать компанию, в которой люди сами хотят работать. Если не можете дать большую зарплату — «цепляйте» интересными задачами. В какой-то момент любой профессионал перестает думать о деньгах и хочет либо новых задач и направлений, либо новую должность, новые направления.
У меня был случай: долго «хантили» девочку, которая никуда не хотела уходить из компании. Посмотрели ее профиль: оказалось, что она заинтересована в профильном зарубежном образовании. На собеседовании я просто не дала ей возможности сказать «нет», сразу уверила ее, что компания оплатит двухмесячное обучение за границей. Дальше оставалось обсудить только детали.
Я принципиально не нанимаю в Pruffi профессиональных эйчаров, я беру молодых девочек и выращиваю. Через год-полтора их переманивают в другие компании — я не могу обеспечить им условия, как в большой корпорации. Недавно ушла девочка, которой предложили льготные условия по ипотеке: она фактически оплачивала только стоимость жилья, без процентов.
Вы не должны нравиться всем
В соцсетях хорошую репутацию создать невозможно. Чем известнее ты становишься, тем больше грязи на тебя льется. Ты попадаешь в режим звезды шоу-бизнеса, но без гонораров шоу-бизнеса. К этому надо относиться никак — равнодушно. Сначала я переживала, плакала, но потом поняла, что это просто издержки известности. Нужно уметь не хотеть нравиться.
Когда ты успешен, то попадаешь в режим звезды шоу-бизнеса, но без гонораров шоу-бизнеса
Сегодня с утра у меня была важная встреча с клиентом, а я вот устала ходить на каблуках и пришла в розовых уггах. Я могу себе это позволить.
Единственное, что никогда нельзя себе позволять — «прокатываться» на старой репутации. Кроме простого поиска в интернете, надо опросить экспертов, собрать отзывы с рынка, понять ситуацию в компании.
Если ты правильно слушаешь, не перебиваешь, не врешь, ведешь разговор на равных и на одном языке, а за тобой стоит хорошее портфолио, вопрос понравиться уже не стоит. Наоборот, в этот момент клиент хочет понравиться тебе.
Мы никак не отстраивались от наших конкурентов. Меня прет — именно этим мы от них и отличаемся.