Мода в формате e-learning: сколько можно зарабатывать на обучении стилю?
В 2018 году на волне нового тренда на дистанционное образование Наталья Семенова масштабировала свою школу имиджа и стиля в онлайн. К тому моменту с ней работали 30 преподавателей, а заведение выпустило более 3000 учеников. За неполный год выручка онлайн-школы составила более 1,5 млн руб.
О том, как детские увлечения вылились в масштабный образовательный проект, Наталья Семенова, основатель Высшей школы имиджа и стиля, рассказала Контур.Журналу.
Знаний много не бывает
Я родом из Озерска — небольшого закрытого города на Урале. Здесь же училась в школе и впервые заинтересовалась модой. Образование я получила очень обширное и разноплановое: окончила факультет информационно-математических технологий и экономического моделирования Уральского федерального университета, там же училась в аспирантуре по направлению бизнес-оптимизации процессов и искусственного интеллекта, получила диплом стилиста моды в Уральской государственной архитектурно-художественной академии и специальность психолога в Уральском гуманитарном университете. Все сферы, в которых я получала образование, мне были интересны, и многие из полученных знаний и навыков до сих пор помогают мне в бизнесе.
В моду я пришла в 2009 году, карьеру практикующего стилиста начала сразу после получения профильного диплома. До этого занималась репетиторством, работала со школьниками, была преподавателем вуза.
В 2011 году основала Высшую школу имиджа и стиля. Школа занимается дополнительным образованием для взрослых в области моды и дизайна. За восемь лет существования проекта нам удалось масштабироваться из маленькой комнатки и двух преподавателей в огромное образовательное пространство в 500 кв.м в центре города со штатом в 30 преподавателей-практиков и 7 человек администрации.
На сегодняшний момент, мы единственная частная компания в Екатеринбурге, имеющая лицензию министерства образования на обучение в области моды, красоты и дизайна. Для наших клиентов это гарантия качества всех 60 образовательных программ. Знания в области стиля, имиджа и моды помогают человеку улучшить собственную жизнь и быстрее добиться своих целей, поскольку грамотное позиционирование через внешний вид помогает быстрее и выгоднее донести информацию о себе.
Образование на расстоянии
В 2018 году на волне нового тренда на e-learning (дистанционное образование) мы решили масштабировать Высшую школу имиджа и стиля в онлайн. Подобный шаг буквально лежал на поверхности. В нашей команде четыре человека имеют образование в сфере информационных технологий. Однажды мы собрались за обедом и проанализировали нашу текущую аудиторию. За 8 лет работы школы у нас обучилось несколько тысяч студентов, многие из которых специально приезжали в Екатеринбург из других городов и даже стран.
Но подобные поездки удобны далеко не всем потенциальным клиентам, поэтому мы часто получаем предложения приехать в какой-нибудь город с интенсивом.
Мы и решили удовлетворить потребности наших удаленных клиентов и запустить для них интересную программу, изучить которую можно, не выходя из дома.
Наша идея воплотилась в жизнь в феврале 2018 года. За неполный год выручка составила более 1,5 млн руб.
Высшая школа имиджа и стиля онлайн — это платформа дистанционного обучения по стилю, красоте и дизайну. На данный момент у нас функционирует 9 курсов. Каждый месяц мы работаем над тем, чтобы всё больше курсов, существующих в офлайн-формате, были доступны и в режиме онлайн. Для этого наши преподаватели записывают занятия, а затем консультируют студентов и проверяют их работы.
Школ дистанционного обучения в сфере моды и дизайна много, но чаще всего это история не про образование. Под красивой упаковкой людям продают не знания, а информацию, доступную в интернете. Наша же онлайн-программа также лицензирована при министерстве образования. Несколько раз в год преподаватели вывозят группы студентов на стажировку в Италию и Францию. На эти стажировки присоединяются студенты и выпускники нашей онлайн-школы.
Антикризисные меры
Дистанционная модель обучения предполагает минимальные инвестиции. То, что требовалась для запуска, у нас уже было: команда преподавателей, административный персонал, оборудование для видеозаписи, помещение. Ресурсы нужны были для рекламы, но и тут помогла репутация у школы: заявлять о себе с нуля нам было не нужно, и это помогло нам сэкономить примерно 100 000 руб.
Очень быстро подключилось сарафанное радио и интернет-продвижение. Этими каналами рекламы мы пользуемся и сейчас, считаю, что они самые эффективные. Основная часть затрат, как временных, так и финансовых — получение образовательной лицензии на онлайн-школу. На это у нас ушло целых полгода.
Несмотря на онлайн-формат, нам пришлось пройти массу экспертиз и проверок в надзорных органах.
Необходимо было учесть все детали: разработать организационно-распорядительную документацию и локально-нормативные акты, закупить недостающие материалы и оборудование, заключить договоры с различными организациями, например, осуществляющими услуги по вывозу ртутьсодержащих отходов или по обслуживанию пожарной сигнализации. На все это было потрачено примерно 100 000 руб.
Главной сложностью на старте стал выбор оптимальной модели предоставления знаний, мониторинга и оценки полученных навыков. Нам хотелось, чтобы студенты не просто посмотрели видео и забыли о них, но и реально вынесли из них пользу.
Сегодня наши дистанционные курсы по моде и дизайну решены в формате записей и вебинаров с преподавателями. Для запуска курса в онлайн-формате нам необходимо записать видеолекции с преподавателем, смонтировать их и выложить на платформу. Преподавателям оплачиваются их фактические часы, потраченные на запись. Как правило, на запись требуется в полтора раза больше часов, чем при проведении занятия в очном формате. На монтаж уходит примерно такое же количество часов, как на запись. После монтажа идет отсмотр и размещение готового материала на платформе онлайн-школы.
Сама платформа — Moodle — бесплатная, но требует обслуживания техническим специалистом. На создание этой части продукта мы больше не тратим ресурсов, а вот другая (консультации с экспертами школы — вебинары, проверка домашних заданий и выпускных работ, постучебное сопровождение) требует постоянной финансовой поддержки.
У нас есть разные пакеты обучения: от базового, где изучение материалов полностью самостоятельное, до расширенного, в котором существуют промежуточная и итоговая аттестации, а также постучебное сопровождение куратором-преподавателем работы выпускника с первым реальным клиентом.
Средний чек за обучение — 8500 руб. Количество выпускников онлайн-школы за 2018 — 188 человек.
Экономический спад, на мой взгляд, сказался на всех секторах. Многие предсказывали, что в связи с кризисом люди начнут вкладывать свои средства в образование. Я тоже думала, что специалисты, которые будут искать работу, начнут задумываться о своем внешнем виде и придут к нам обучаться. Однако реальная ситуация на рынке сложилась иначе. Первый год после кризиса люди, наоборот, перестали инвестировать свои средства куда-либо и совершать какие-то покупки. В этот период у нас очень сильно просела наполняемость групп — училось по 2-3 человека. Иногда мы работали в большой минус. Но мы не сдавались, улучшали сервис, расширяли вариативность курсов, а также не поднимали стоимость обучения, а на некоторые курсы даже снижали ее.
Думаю, что именно комплекс мероприятий помог нам пережить первый кризисный год. А позже мы стали подстраиваться под рынок. Уверена, что гибкость и мобильность организации — это то, что помогает бороться с кризисом, приспосабливаться и развиваться в любой сложившейся ситуации.
Ценности важнее прибыли
Вопрос команды — сложный для любой компании. Если говорить про преподавателей, то они должны быть профессионалами в своем деле: дизайне, визаже, стиле. На поиски идеальной команды мне потребовалось 7 лет работы. Сегодня мы не просто работаем бок о бок, но и постоянно учимся друг у друга.
Ближайшая задача для нас — выход на новый уровень. Планируем увеличивать количество студентов, расширять список курсов на нашей платформе. Возможно, запустим небольшое реалити-шоу на тему онлайн-школы в Instagram.
Я думаю, что самое главное при открытии своего бизнеса — заниматься именно тем делом, которое вы любите. Работать, прежде всего, не ради прибыли, а ради более высоких целей. А уже деньги и все остальное приложится. Купить-накрутить-продать — это схема XX века, которая скоро перестанет работать и начнет, наоборот, вредить. Поэтому важно ориентироваться на ценности. Не бояться кризисов, а уметь преодолевать их. Не только кризисы рынка, но и кризисы системы — а они всегда будут, как показатели развития компании — финансовый кризис, кризис команды. Важно запастись терпением и быть гибкими.
Автор: Елена Тимохина