Издатель и генеральный директор News.ru Мусейб Алекперов рассказал о том, как найти свою аудиторию, почему инвесторы обходят стороной медийные стартапы и есть ли универсальный секрет успеха для цифровых СМИ
- Весь рунет гадал, кто же занимается проектом News.ru, потому что вы показали себя как успешный быстрорастущий стартап. И, наконец, на Российском интернет-форуме вы выступили как издатель. Это ваше первое публичное выступление? Какие впечатления у вас от него остались?
- Мусейб Алекперов: Да, долгое время я находился в тени и, если честно, не очень хотел быть публичной личностью. Исходя из моего прошлого опыта спортсмена и управленца, мне ближе роль серого кардинала. Но стратегия нашего сайта поменялась, мне нужно было все-таки начать «выходить в свет». Как раз тогда меня пригласили на РИФ, и это было очень волнительно, что даже видно по моим выступлениям. Было очень приятно находиться среди таких талантливых коллег, которые рассказывали о своем уникальном опыте.
- News.ru — это ваш первый проект в медиабизнесе или вы уже имели отношение к этой индустрии?
- Мусейб Алекперов: У меня есть очень большой управленческий опыт: эта деятельность мне все-таки больше удается, но именно в медиа до этого я не работал.
- Как вы определяете специфику вашего проекта?
- Мусейб Алекперов: С точки зрения контента мы придерживаемся общественно-политического направления. А в целом пробуем все и в разных каналах дистрибуции. Наша задача — найти своего читателя.
- Вот вы сказали про общественно-политический уклон. Есть ли сейчас, на ваш взгляд, какие-то сложности в создании проектов такой направленности?
- Мусейб Алекперов: Вы знаете, сложность таких изданий в том, что важно не идти на поводу у той части аудитории, которая заинтересована в хайпе, а уметь подать информацию корректно, без эмоционального фона. При этом важно не пересекать профессиональные границы. Нужно максимально присутствовать в информационном пространстве и быть предельно объективными.
- Есть ли какой-то универсальный секрет успеха для медиапроектов, работающих в этой нише?
- Мусейб Алекперов: Опыт мне подсказывает, что секретом успеха является постоянная работа, полная отдача этой работе и умение правильно руководить теми кадровыми ресурсами, которые тебе даны. Причем это касается любого проекта. Можно провести аналогию со спортом: любой атлет, олимпийский чемпион скажет вам о том, что секретом успеха являются бесконечные тренировки. И в нашем случае это тоже полная отдача, амбициозные планы, грамотное использование ресурсов. На мой взгляд, это фундаментальные факторы.
- Ваш проект существует уже полтора года. Удалось ли вам за это время определиться со своей аудиторией или вы находитесь в поиске? Исходя из этого, в каком направлении вы хотите развивать News.ru?
- Мусейб Алекперов: Проект существует полтора года, для СМИ и для бизнеса в целом это не очень большой срок. За это время мы детально тестировали рынок и исследовали нашу аудиторию. Сейчас наши читатели — это в основном категория 30+. В качестве плана ставим себе привлечение молодежи, которая больше увлечена не общественно-политической жизнью, а лайфстайл-контентом. Для этого необходимо экспериментировать с форматами упаковки контента. Мы стараемся двигаться в эту сторону, но, естественно, не хотим терять основу — это взрослые люди, которые заинтересованы в общественно-политической жизни.
- А как вы считаете, можно ли найти баланс между такой довольно полярной аудиторией и как этого достичь?
- Мусейб Алекперов: Когда мы начинали наш проект, я очень часто слышал слово «невозможно». Тогда казалось, что даже приблизиться к таким гигантам, как ТАСС, РИА, «Лента.ru», попасть в топ-50 — это непостижимая задача. Сейчас я думаю, что все реализуемо. Просто нужно время, правильный подход, и тогда получится найти ключ к этому вопросу. Я думаю, что он есть.
- Медиапроекты — это сложноокупаемый бизнес с долгим сроком возврата инвестиций. Какова была стратегия быстрого взлета News.ru?
- Мусейб Алекперов: Это поэтапная работа. Сейчас, как я говорил, мы находимся на этапе построения медиабизнеса: развиваем инфраструктуру и налаживаем дистрибуцию контента. Естественно, мы не являемся полностью самоокупаемым проектом, но движемся в этом направлении, и у нас есть достаточно серьезные аргументы в пользу того, что в ближайшее время мы сможем удовлетворять свои нужды и потребности.
- Привлечь финансирование в медийный стартап — задача не из легких. Почему инвесторы в большинстве своем предпочитают обходить стороной подобные проекты?
- Мусейб Алекперов: Дело в том, что такие стартапы, как правило, недолговечны. У них очень короткий жизненный путь, поэтому инвесторы не склонны вкладывать в них свои средства. Когда мы начинали проект и собирали команду, то слышали одну и ту же фразу: «Ребята, вы же стартап, вы завтра закроетесь, и мне нужно будет искать новое место работы». Но, как видите, у нас все в порядке. Возвращаясь к вашему вопросу, причина настороженности инвесторов в том, что они боятся не вернуть вложенные средства и, скорее всего, это будет убыточный процесс.
-Кстати об убыточности. Давно уже говорится о том, что печатные СМИ свое отжили и это убыточный бизнес. Сейчас есть мнение, что и цифровые СМИ вскоре может постигнуть та же участь. Как вы считаете, насколько это актуально?
- Мусейб Алекперов: Действительно, в последнее время на многих специализированных и отраслевых конференциях говорится, что медиабизнес не живет, а выживает. Это связано с перестроением рекламного бизнеса и моделей монетизации онлайн-СМИ. Также в течение последних двух лет кардинально меняются условия IT-гигантов по отношению к цифровым СМИ, условия дистрибуции контента в соцсетях, мессенджерах и других контентных платформах. Все это создает высокую конкурентную борьбу медиа между собой за рекламные бюджеты и за своих читателей. Выживает, конечно, сильнейший. И здесь основная ставка идет на команду и компетенции людей.
Коллектив, который мы собрали, — это большая удача, потому что рынок, к сожалению, переживает не самые лучшие времена и не всегда можно найти хороших специалистов, поэтому и нужно беречь свою команду, и я в первую очередь благодарен ей за все наши достижения.
- Какие бизнес-модели, на ваш взгляд, сейчас стоит рассматривать издателям, чтобы проекты были эффективными и не закрылись?
- Мусейб Алекперов: Давайте начнем с того, что традиционная история про медийную рекламу отходит в сторону и на арену выходят нативные форматы. Я бы даже сказал, что основа любой бизнес-модели для издателя — это эксперимент: в части контента, дистрибуции, монетизации и так далее. Поэтому универсальных историй успеха не существует. Мы стараемся не зацикливаться на одних и тех же моделях и идем по своему уникальному пути.
News.ru — динамично развивающееся мультимедийное СМИ. Ресурс входит в топ-10 «Медиалогии» по цитируемости, посещаемость — 7 млн уникальных пользователей. Позиция редакции основана на объективном и всестороннем освещении событий повестки дня. Каждый день 24 часа в сутки News.ru освещает главные новости и интересные тенденции. В сфере интересов издания — российская и мировая политика, макроэкономика и финансы, культура и искусство, спорт и технологии, здоровье и светская жизнь. Факты, расследования, комментарии, мнения — контент News.ru для самой широкой аудитории. В 2018 году проект вошел в шорт-лист Премии рунета.