«Перекраивать себя, чтобы заработать побольше, не стоит»
Шесть принципов ведения бизнеса модельера детской одежды Даши Уткиной.
Даша Уткина начала создавать эскизы детской одежды после рождения дочери, в 2007 году. В 2010 году по ее эскизам были сшиты первые модели одежды для девочек под маркой Très bébé. Сегодня Très bébé — это четыре человека в команде и 50–70 детских вещей в месяц. Учитывать пожелания детей — одно из правил ведения бизнеса Уткиной.
Работать на узкую аудиторию
Создавая одежду для Très bébé, я ориентируюсь на свой вкус и вкусы близких мне людей, друзей, знакомых. То есть на узкую, а не массовую аудиторию. В этом есть плюсы и минусы. Плюсы — в эксклюзивности продукта, в том, что я получаю удовольствие от его создания. Минусы — такой продукт, по крайней мере на первых порах, вряд ли принесет вам значительный доход. Но это особенность практически любого крошечного, почти домашнего бизнеса.
Быть собой
Не надо выдумывать что-то про себя, пытаться в угоду потенциальному клиенту сделать то, чего не можете, не умеете. Конечно, совершенствоваться нужно, но «перекраивать» себя ради того, чтобы просто заработать побольше денег, не стоит. Таким путем вы их не получите, хотя бы потому что люди почувствуют вашу нечестную игру. Будьте собой.
Искать сотрудников-энтузиастов
Конечно, в любом деле лучше работать с профессионалами. И мне приятно сотрудничать, например, с Наташей — швеей, которая умеет делать действительно ровные строчки. Но также мне очень важны энтузиазм, искренняя заинтересованность, желание работать. Каким бы ты ни был суперпрофи, если не вкладывать душу в то, чем занимаешься, толку не будет. Найти таких людей нелегко. В моем случае, приложив массу усилий по поиску редких энтузиастов-специалистов, я в конце концов нашла их совершенно случайно.
Не бояться ошибок
Когда мы начинали, мало что знали о бизнесе, не было никаких специальных знаний. Я просто составила список — человек 20, которым рассказала о том, чем я занимаюсь, и многие заинтересовались. Важные деловые правила и технологии, касающиеся, например, маркетинга или тонкостей реализации продукции, постигали методом проб и экспериментов. Но пока все это не пропустишь через себя, пусть и совершая ошибки, ничего не выйдет.
Учитывать пожелания детей
Об этом нужно помнить, работая в любой сфере бизнеса, связанной с детьми. Если девочка хочет носить одежду с рюшами и бантиками, а мама покупает ей «аскетичное» минималистичное платье, то такой наряд, скорее всего, будет висеть в шкафу. Кто от этого выиграет? Поэтому при создании продукции на заказ нужно найти золотую середину, принять во внимание пожелания и родителей, и ребенка.
Не забывать о саморазвитии
В бизнесе помогают любые знания. Открывая свое дело, нет смысла «зачеркивать» свое гуманитарное образование. Мне, например, специальность «клинический психолог» помогает и в ведении переговоров, и в понимании поступков коллег, которые не поддаются принципам формальной логики. Лучше не «зацикливаться» на узкой теме «я зарабатываю деньги, и больше мне ничего неинтересно». Все, что идет на благо и развитие личности, может помочь в ведении бизнеса. Мне близки примеры Вадима Дымова и Александра Мамута — бизнесменов и при этом интеллигентных людей с хорошим образованием.