Почему вас не повысят, если вы хорошо работаете?
«Я на хорошем счету у руководства, но почему меня никак не повышают?» — думаю, вам хоть раз приходилось слышать что-то подобное от своих близких, подруг и коллег. В своей практике я регулярно работаю с этой довольно распространенной ситуацией. Поэтому решил поделиться своим опытом и рассказать о ключевых причинах ее возникновения. Возможно, это поможет вам избежать похожей ситуации.
Недавно свою историю мне поведала давняя знакомая, назову ее Марина, с которой состоялся следующий разговор:
— Недавно уволился начальник отдела, в котором я работаю. Я всегда выполняю свои планы, всегда получаю премию и вообще, как мне казалось, была на хорошем счету у руководства, поэтому была уверена, что мне предложат стать начальником отдела. Я считала, что у руководства просто не может быть других кандидатов на эту должность, и ожидала повышения. Каково же было мое удивление, когда на должность начальника отдела вышла новая сотрудница. То есть компания потратила время и ресурсы на подбор нового сотрудника, даже не предложив развития мне! — воскликнула она, поднимая руки высоко над головой.
— Я сильно демотивирована и подумываю уволиться. Мне нравится работать в своем коллективе, но смогу ли я работать, как и прежде, в компании, где меня не ценят? Что мне делать? — чуть не плача, завершила Марина свой рассказ.
— Ты говорила с боссом о своем желании стать начальником отдела? — задал я первый вопрос.
— Нет, — ответила она, — я думала, что это и так очевидно, что я самый достойный кандидат.
Правило № 1. Перестаньте быть незаметными! Заявляйте о своих планах и амбициях при каждом удобном случае!
Казалось бы, логичный запрос к руководству: «Я хочу стать руководителем отдела». Мы часто недооцениваем его, и это первая ошибка, которая заключается в излишней скромности, прививаемой нам еще со школьной скамьи. «Делай правильно и учитель оценит. Не высовывайся, будь как все. Начальству виднее», — говорили наши родители, дедушки и бабушки, выросшие совсем в другое время.
Сейчас же, во времена социальных сетей, излишняя скромность равносильна незаметности. Принцип, ёмко описанный в навязчивом рекламном слогане: «Не запостил, значит, не было!» — выходит за пределы Интернета. «Не сказал, значит, этого нет!» — так современное мышление работает за пределами экрана.
Первыми всегда окажутся самые яркие персонажи, даже если их яркость сильно преувеличена!
Правило № 2. Регулярно запрашивайте обратную связь у руководства. Узнавайте, что думает о вашем развитии руководитель. Есть ли у него сомнения?
Следующее заблуждение, особенно присущее начинающим руководителям, считать, что руководство знает и помнит о ваших достижениях и планах.
Пройдет немного времени, и вы поймете, что это не так! Один из распространенных запросов руководителей: «Как наладить доверительную коммуникацию с сотрудниками».
И даже если вам сильно повезло и ваш босс сошел со страниц бестселлера об идеальных менеджерах, помнит о вас и ваше развитие для него одна из важнейших задач, то в решающий момент он может быть загружен другими, более приоритетными, задачами.
Следующий пример демонстрирует, как сильно могут отличаться ваши с руководителем мысли о плюсах и минусах одного и того же решения.
Вы можете думать так:
«Я отлично работаю. Руководитель это видит и захочет повысить меня. Если я не справлюсь, то руководитель поддержит меня, ведь это часть его работы. Если совсем ничего не выйдет, то вернусь на свою прежнюю должность… Хотя нет, теперь я начальник и могу перейти в другую компанию, где все точно получится!»
В то же время руководитель может считать:
«У меня есть классный специалист, который потенциально мог бы стать начальником отдела. Но в этом случае откроется вакансия специалиста. А если он не справится, я рискую потерять уже двоих: и начальника, и классного специалиста. Если же я найму опытного руководителя, то риск неудачи минимален. При этом я сохраняю классного специалиста. Второй вариант куда предпочтительней. Особенно, если специалист не говорил ранее о повышении».
Правило № 3. Говорите с руководством на языке его ценностей! Показывайте, что вы знаете и разделяете их. Что ваше назначение только усилит их!
Возможно, кто-то из вас, дочитав до этого абзаца, скажет: «Мы это уже проходили, и все равно не помогает». И вот тут мы приходим к еще одной установке, наименее очевидной, но при этом довольно сильно влияющей на развитие карьеры: не учитывать ценности руководителя в коммуникациях.
Итак, вы все же решились поговорить с руководством о своем повышении. Конечно же, вы скажете, что готовы больше работать, что справитесь с новым функционалом. Вам очень нравится эта работа, и вы готовы обучаться!
Уверены ли вы, что этого достаточно, чтобы ваше предложение оказалось для босса более интересным и перекрыло возможные риски вашей неудачи по сравнению с приглашением опытного руководителя?
В сфере менеджмента используется следующий подход, который условно разделяет руководителей на четыре типа в зависимости от того, на что они нацелены: на результаты, на развитие, на правила и на людей.
Ваше первая задача, как будущего руководителя, определить, какая ценность в приоритете у руководства компании, и показать, что вы ее разделяете. Что с вашим назначением она не пострадает, а наоборот, получит дополнительный потенциал. Если вы проигнорируете это, убедить босса выбрать вашу кандидатуру будет практически невозможно. В будущем такой навык поможет вам выстраивать конструктивные коммуникации с руководством и подчиненными.
Для наглядности приведу примеры успешных тактик коммуникаций:
- Руководителю, ориентированному на результат, важно показать, что вы знаете, каких показателей требуется достичь. Знаете, как вы это сделаете, конкретно, шаг за шагом.
- Если ваш босс ориентирован на развитие, покажите ему, что вы в курсе последних тенденций на рынке, планируете обучение и готовы предлагать новые идеи. При этом важно дать ему понять, что это будет управляемый процесс и он сможет контролировать ситуацию.
- Для того, кому важны правила, надо показать, что вы знаете и соблюдаете все необходимые процедуры и регламенты в компании. Все документы и отчеты будут подготовлены своевременно и получат необходимые согласования.
- Руководителя, которому важны люди, постарайтесь убедить, что отношения в коллективе не пострадают, никто не уволится, а вы сможете выстроить эффективные коммуникации внутри компании.
Для успешного карьерного роста, помимо хорошей работы, помните эти три простых правила и используйте их при каждом удобном случае: на регулярных встречах с руководством, после удачного завершения проекта, выполнения очередного плана.
И когда наступит момент принятия решения о новом назначении, у вашего босса действительно будет только один подходящий кандидат — это вы!
Автор: Сергей Рощин