Профессиональное выгорание: причины и профилактика
Жизнь в мегаполисе требует больших эмоциональных и интеллектуальных затрат, заставляет работать в режиме нон - стоп без отдыха и сна. Чтобы быть успешным и востребованным профессионалом, человеку необходимо соответствовать современным тенденциям - "быть в тонусе". В бесконечной погоне за карьерой, деньгами, признанием мы зачастую забываем о своём здоровье. Насыщенный ритм жизни приводит к эмоциональному напряжению, психологическому истощению, профессиональным конфликтам, стрессам. Наступает профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание — это совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и организацией в целом.
Профессиональное выгорание проявляется в безразличии к своим должностным обязанностям и происходящему на работе, ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни.
Наиболее часто подвергаются профессиональному выгоранию специалисты, вынужденные при исполнении своих должностных обязанностей интенсивно общаться с людьми. Прежде всего это: руководители, HR-специалисты, менеджеры продажам, медицинские и социальные работники, продавцы-консультанты, преподаватели, полицейские и этот перечень не является исчерпывающим.
К сожалению, от профессионального выгорания не застрахован никто, поэтому следует уделить особое внимание причинам, способным спровоцировать его появление.
Читайте также: Профессиональное выгорание: болезнь карьеристов
Причина 1. Работа в режиме «нон –стоп»
Работник трудится на пределе своих возможностей, увеличивая время на работу и сокращая время на сон и отдых. Возникает «физиологический сбой организма» и как следствие - стресс. Работа в условиях постоянного стресса приводит к профессиональному выгоранию.
Причина 2. Профессиональная скука
Повседневные задачи у большинства работников изо дня в день остаются одинаковыми. Через 1-1,5 рутинной работы возникает желание дополнить работу чем-то новым, но не всегда существует подобная возможность.
Причина 3. Отсутствие карьерного роста
Работнику не удаётся добиться успеха в карьере (нет продвижения по карьерной лестнице). Человек чувствует, что достиг предела своих возможностей в рамках занимаемой должности - «перерос должность".
Причина 4. Некомфортные условия труда на рабочем месте
Шумная атмосфера на протяжении всего рабочего дня (работа в условиях «openspace») - серьезное испытание для чувствительного к сторонним звукам сотрудника. Он вынужден тратить множество своих сил, чтобы сосредоточиться на работе.
Причина 5. Психологический дискомфорт
Недовольство руководством Компании, вызванное отсутствием в компании политики признания заслуг работников. Чрезмерная рабочая нагрузка и как следствие, раздражение работников, вызванное тем, что получаемая ими заработная плата никак не соответствует результатам их труда. Сомнения работников, относительно способности руководителя правильно управлять компанией, обеспечить её процветание.
Внимание! Если вы обнаружили у себя хотя бы одну из причин, способных вызвать профессиональное выгорание - самое время заняться профилактикой!
Универсальных методов профилактики профессионального выгорания не существует, необходимо выбрать оптимальный для себя способ решения этой проблемы и действовать.
– Постарайтесь правильно обозначить цели, выяснить, что для Вас является наиболее приоритетным.
– Научитесь эффективно распределять свою нагрузку в течение рабочего дня. Используйте «технические перерывы» в работе - это необходимо для психического и физического благополучия.
– Займитесь самообразованием. Повышайте квалификацию. Изучите то, с чем ранее Вам не доводилось сталкиваться в своей профессиональной деятельности. Помните, что консервативный подход к работе, нежелание постигать новое, способствуют профессиональному выгоранию.
– Старайтесь поддерживать хорошую физическую форму. Занимайтесь спортом. Придерживайтесь правил здорового питания и полноценного отдыха. Не пренебрегайте сном, организму необходимо восстанавливаться.
– Выделите время на хобби. Найдите увлечение вне работы, которое было бы Вам интересно.
Но что делать, если профессиональное выгорание всё же произошло, и любимая работа перестала быть в удовольствие?
Постарайтесь взглянуть на свою деятельность со стороны. Откройте для себя новые возможности! Попробуйте освоить новые направления своей профессиональной деятельности, получите смежную профессию, которая пригодилась бы Вам в будущем или пройдите курсы повышения квалификации. Чаще посещайте конференции, связанные с вашей работой, общайтесь в профессиональных сообществах. Постарайтесь решить проблему профессионального выгорания по средствам личного роста и саморазвития. А если вы чувствуете, что изжили себя на старом рабочем месте - уход в смежную область может стать отличным способом решения проблемы.
Что делать руководителю:
Качество выполнения рабочих задач прямо пропорционально мотивации и эмоциональному здоровью сотрудников. Сохранить в вашей компании или отделе благоприятную атмосферу помогут простые правила:
– Максимально доступно объясните каждому сотруднику его должностные обязанности, права и место в структуре компании.
– Следите за соблюдением субординации и поощряйте деловой формат общения в коллективе, при этом стоит поощрять доброжелательный стиль коммуникации между сотрудниками.
– Обозначьте перспективы карьерного роста и сформулируйте критерии, которые ему способствуют.
– В случае если вы заметили признаки выгорания у сотрудника, обсудите с ним возможность перехода смежную профессиональную область, чтобы его прежние знания, умения и навыки нашли новое применение
– В создании уверенности в своем деле помогает выработка корпоративных традиций: деловой стиль одежды, еженедельные совещания с коллегами, совместный коллективный отдых и пр.
– Акцентируйте внимание не на привычных компетенциях сотрудника, а на том, что является для него направлением роста – ставьте небанальные задачи, предлагаете участие в новых проектах. В этом случае профессия будет восприниматься коллективом как инструмент развития.
– Предоставляете работнику возможность вносить свои предложения в рабочий процесс.
Кейс по мотивации от DHL Express
Наталья Ефимова, Руководитель отдела по подбору персонала DHL Express Россия
В DHL Express мы стараемся отдельно подбирать методы мотивации для каждого департамента, учитывая специфику работы той или иной команды. Так, особенный подход мы применяем к нематериальной мотивации одного из самых больших отделов нашей компании - отдела по работе с клиентами или, по-другому, в нашем контактном центре.
Отдел по работе с клиентами – это голос DHL. Именно от наших консультантов зависит, совершит ли клиент отправление через нашу компанию, останется ли доволен сервисом, обратится ли к нам вновь. Мы стремимся к тому, чтобы каждый сотрудник отдела по работе с клиентами был вовлечён в рабочий процесс и любил то, что он делает. Помимо постоянных конкурсов, направленных на повышение материальной мотивации сотрудников, в отделе есть свои праздники и традиции.
Например, ежегодно в начале октября проходит международная неделя отдела по работе с клиентами. Тематика каждый год разная, но в центре всегда одно: клиент и сервис, который мы предоставляем. Сотрудники отдела с большим энтузиазмом организовывают всё сами: придумывают разные конкурсы или активности, с интересом участвуют в викторинах, посвящённых работе. В течение этой недели консультанты получают поздравления с профессиональным праздником от сотрудников других отделов и от самого высокого руководства отдела из штаб-квартиры. Контактные центры в DHL по всему миру обмениваются фотографиями и делятся впечатлениями от праздника, что придаёт ощущение единства всей международной сети и чувство принадлежности к одной большой команде клиентского сервиса. Это помогает почувствовать важность работы, которая выполняется ежедневно. Праздник даёт настоящий заряд бодрости, позитива и энтузиазма нашим консультантам контактного центра.
А ещё в этом отделе есть замечательная традиция, которой уже больше 10 лет. Ежегодно летом весь отдел собирается в одном и том же месте на природе, чтобы повеселиться, поговорить обо всём на свете, поиграть в различные игры, угоститься шашлыком. Традиционно мероприятие объединяет и тех, кто работает в отделе, и тех, кто уже поднялся на другие ступени карьерной лестницы. Таким образом не только налаживается коммуникация между отделами, но и формируется преемственность между разными уровнями сотрудников.
Есть сравнительно молодая традиция: чаепитие сотрудников и директора российского отдела по обслуживанию клиентов. Эта неформальная встреча проводится несколько раз в квартал и даёт возможность обсудить любые вопросы и темы с высшим руководством.
Для отдела по работе с клиентами мы также оборудовали комнату отдыха, где консультанты могут немного передохнуть и провести в тишине перерыв между бесконечными телефонными разговорами.