Герасимова Надежда, лингвистический центр и детские курсы
Школьные годы чудесные
К моменту окончания школы Надежда успела поработать журналистом в самой крупной газете Улан-Удэ «Информ-полис» и тележурналистом в двух местных телекомпаниях: в старших классах школы у Нади была программа «Пресс-дайджест» (обзор прессы), которая шла на государственном телеканале, местном подразделении телеканала «Россия», а во время заочного обучения в институте она со своим другом Денисом Толстоноговым создала информационно-развлекательную программу «Все развлечения Улан-Удэ».
«А развлечений в Улан-Удэ в то время не было! — смеётся Надежда. — И мы высасывали из пальца различные культурные события, и так красиво всё это было снято и нарезано, что каждый зритель, глядя, думал: «Как я мог это пропустить? О-о-о!!!»
Таким образом, с заработками всё было в порядке, но хотелось чего-то большего.
В учебных заведениях Улан-Удэ не оказалось журналистских факультетов, и в 11 классе во время весенних каникул Надежда поехала в Москву, чтобы выяснить, куда можно поступить учиться, чтобы стать профессиональной журналисткой.
Вернувшись из столицы, Надежда поняла, что жить в родном городе больше не может, что Москва совпадает с какими-то её внутренними вибрациями, и с нетерпением ждала подходящего момента для переезда.
Мечты и реальность
К моменту переезда в Москву Надежда накопила приличную сумму денег на первое время, чтобы чувствовать себя более или менее вольготно и спокойно искать работу. Но, как это часто бывает, собранные на начало новой жизни деньги закончились за какое-то фантастически короткое время, как будто ушли в песок.
Начались более вдумчивые поиски работы. Хотелось работать тележурналистом, то есть делать то, что нравилось раньше. Надежда рассылала сотни резюме, просиживая в интернет-кафе последние копейки. Но те телепрограммы, куда хотелось устроиться, не нуждались в работниках. А те, которые нуждались, предлагали абсолютно смешные деньги и совершенно не ту работу, которой хотелось заниматься.
Через два месяца бесплодных поисков все окружающие стали прессинговать Надежду: «Как это так?! Надо брать что дают! Надо идти пахать с утра до ночи! Как это ты не хочешь быть менеджером по рекламе за 350 долларов в месяц?! Хочешь с голоду подохнуть?!»
На работу она всё же устроилась, но не за 350 долларов, а всего лишь за 6 тыс. рублей в качестве машинистки в Институт самовосстановления человека. Но и эту совсем мизерную зарплату получить ей было не суждено, так как буквально через три дня её «повысили» до литературного редактора М.С. Норбекова, основателя института.
Первый бизнес-опыт
У Мирзакарима Санакуловича была ставка за изданные книги, и кроме этого он ещё давал нечто иное. «Это не было работой в привычном понимании: никто не получал какого-то ежемесячного жалования, но все получали самые разные возможности для самореализации…» — рассказывает Надежда.
В обязанности Надежды по подготовке будущих книг входило посещение проводимых Норбековым «Мастерских успеха» (курс, направленный на основание бизнеса и развитие лидерских качеств), там она впитала много полезных идей, а главное — понимание, что надо делать бизнес сейчас, не откладывать на потом, надо торопиться, «танцуй, пока молодой» и тому подобные — всё это сыграло свою роль.
Первые шаги предпринимательства Надежда сделала достаточно рано, лет с девяти продавая сухие растворимые соки, жвачки и газеты. Работая 4―6 дней в месяц, она получала на руки сумму, превышающую зарплату своей матери.
Надежда говорит, что безумно благодарна своей маме, которая всегда давала ей свободу, в то время как многих Надиных друзей родители, наоборот, прессовали: «Как это ты туда пойдёшь?..»
В детстве у Надежды было мнение: «Вот дорасту до тридцати, наберусь опыта, и начну делать какой-то бизнес». Оказалось, что это неправильно, что если к тридцати годам у человека сформировалось мышление наёмного работника, то перекроить его на новый лад очень сложно. Так же сложно, как если бы предпринимателю пришлось вдруг стать наёмным работником. Чем раньше человек начнёт что-то делать самостоятельно, тем лучше.
Откуда берутся идеи
Тем временем Надежда в составе издательской делегации поехала во Франкфурт на всемирно известную международную книжную выставку.
И там произошли две вещи, которые напрямую не связаны с сегодняшним бизнесом Надежды, но стали своеобразным толчком.
Во-первых, переводчик с немецкого никому из русскоязычной делегации не пригодился по той причине, что все вокруг говорили по-английски (из осознания этой ситуации позднее родился лингвистический центр Speak English).
А второе потрясение было, когда немецкая девочка, накрывающая на стол в отеле, столкнувшись с непониманием немецкого языка русскими, вдруг заговорила по-русски. Выяснилось, что в возрасте трёх лет родители вывезли её из России в Германию, и с тех пор она не слышала русской речи. А тут, вдруг услышав, вспомнила и заговорила (размышления на эту тему привели к созданию детских курсов раннего развития «Вундеркинд»).
Пятилетка в три дня
Анализируя поездку во Франкфурт, Надежда пришла к выводу, что, во-первых, надо учить язык, во-вторых, этот язык должен быть английским. И начала подыскивать себе подходящие курсы. Длительные поиски ничего не дали. Надежда поняла, что с английским всё очень плохо, а именно — долго и неинтересно.
Да, рынок образовательных услуг предлагал прямо-таки невероятное количество курсов, но все они были рассчитаны на несколько лет нудного и кропотливого труда. Каждый уровень обучения занимал 4―6 месяцев, и таких уровней предполагалось тоже от 4 до 6. То есть в среднем изучение иностранного языка могло растянуться на 2―3 года регулярных занятий.
Это в корне противоречило тому, чего хотелось. По крайней мере за себя Надя точно знала, что, как бы сильно ей ни был нужен иностранный язык, тратить несколько лет на его изучение она не станет.
В процессе поиска подходящих курсов выяснилось, что очень многие Надины знакомые безрезультатно ищут то же самое — чтобы было быстро и эффективно.
Есть идея. Есть желание. Есть спрос. Остаётся только одно — взять идею и реализовать её.
Так и возникла мысль о создании собственных курсов английского языка.
Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам
Сейчас Надежда говорит, что идея, конечно же, была безумной, потому что языка она не знала в принципе, а знала только одно — как именно она хочет его учить.
С другой стороны, после 33 «Мастерских успеха» она чётко уяснила, что большинство открытий делается непрофессионалами. Почему? Если ты хорошо разбираешься в предмете, у тебя есть чёткое видение, «как это должно быть», в тебя вложили какую-то информацию в институте или ещё где-то, и ты мыслишь только в рамках предложенного. Человек со стороны говорит: «Это же просто, сделайте так, так и так…», лёгко решая проблему, над которой ломали головы специалисты.
Единственное, что смущало Надежду, ― это опять же утверждение, что для открытия бизнеса денег не надо. Она абсолютно искренне не понимала: как это так? Но когда созрела морально для запуска этого проекта, практически сами собой появились преподаватели, готовые вести занятия каким-то необычным образом, придумалась реклама, нашлось подходящее помещение и люди, готовые не требовать оплаты своих услуг какое-то время, а именно до получения Надеждой первых доходов.
Первый, блин...
В качестве преподавателя была взята дальняя родственница, которая не жила постоянно в Москве и не смогла бы работать постоянно. К тому же вся разработанная программа держалась на её личной харизме, что было недублируемо и не смогло бы вырасти из курсов в лингвистический центр. Ей был назначен непомерный гонорар: ведь она была родственницей, а Москва не была её родным городом.
Надежда на первых порах ещё не очень хорошо ориентировалась в ценообразовании, и, ориентируясь на обеспеченную публику, назначила стоимость одного курса 1000 долларов, что отпугнуло первых клиентов.
А отсрочки по платежам начали давить, Надежда обнаружила, что влезла в большие долги…
Вместе с понимание ошибок пришла твёрдая уверенность, что направление движения выбрано верно, просто нужно всё сделать правильно.
Пришлось всё начинать сначала.
Чтобы всё-таки появилась по-настоящему уникальная система изучения языка, когда всё быстро и чётко, Надежда перебрала очень много школ и методик, при этом, в силу своей неопытности, была готова предложить тому, кто ей понравится, всё что угодно — стать партнёром, получить долю в бизнесе и так далее.
«Бред полный! Никогда нельзя это делать, особенно на первых порах. Руководителем можешь быть только ты. И ошибки будут твои, и доход будет твой, и бизнес от тебя никуда не уплывёт!» — оценивает она теперь.
Когда Надежда окончательно отчаялась найти то, что ищет, и зашла в тупик в поисках подходящей методики преподавания, она наткнулась на сделанное российскими учёными-лингвистами ещё 25 лет назад открытие, которое и легло в основу сегодняшней системы обучения в лингвистическом центре.
Инновационная методика
Оказывается, существуют нехитрые приёмы, в том числе принудительное скорочтение, при котором человеческий мозг вводится в состояние позитивного стресса, и именно в этот момент в голове как бы открывается своеобразное окошечко, куда можно вложить много-много новой нужной и полезной информации. Вложить прочно и надолго. И это касается, разумеется, не только изучения иностранных языков, но и получения любых других знаний.
Надежда поразилась, как долго люди, сделавшие это открытие, пытались внедрить своё изобретение в образовательную среду нашей страны. Им это не удавалось. Может быть, из-за того, что они пытались действовать через государственную машину, а может быть, потому что в них не было предпринимательской жилки. Её поразило, что на все предпринятые попытки учёным отвечали: «Если мы будем учиться так быстро, то что мы будем делать в оставшееся высвободившееся время?»
Но даже эта методика требовала серьёзной доработки. «Лично я умерла бы с тоски на первом же занятии! — смеётся Надежда. — Люди, пришедшие за знаниями, должны получать за свои 100% потраченного времени 50% знаний и 50% хорошего, позитивного настроения. Им должно быть хорошо, чтобы они стремились прийти на эти курсы на следующее занятие, и на следующее, и на следующее…»
Была собрана группа лингвистов, носителей языка и психологов, которые на протяжении двух лет делали эту систему доступной и понятной каждому современному человеку. Параллельно с этим велись занятия, методика отрабатывалась на слушателях курсов, что давало очень высокий результат и возможность сразу подстроиться под потребности пришедших за знаниями людей.
Ду ю спик инглиш?
Инновационная методика была объединена с методами ускоренного обучения, о которых Надежда узнала в своё время на «Мастерских успеха», сюда же был добавлен столь необходимый в работе с людьми позитивный подход. И в результате появилась та программа, по которой сегодня работает лингвистический центр Надежды.
К окончанию первой ступени с помощью той самой методики позитивного стресса даже пришедшие с нуля слушатели имеют скорость чтения 1000―1100 знаков в минуту (чтобы было понятно, дикторы BBC читают свои тексты со скоростью 1200 знаков в минуту). Последняя, пятая ступень — не ступень, а своеобразное погружение в язык — поездка в Лондон.
То, с чем приходят в лингвистический центр практически все слушатели, — это огромная нелюбовь к английскому языку при выраженной насущной необходимости его знать: «Я столько лет его учил, в школе и в институте, я его не-на-ви-жу. Но мне его надо сейчас, либо там зарплата будет больше, либо повышение…»
А потом слушатели видят результат, у них начинает получаться, им начинает нравиться, и в итоге уходят они с полным принятием этого языка и с симпатией к нему.
Самое парадоксальное, что каждая ступень умещается всего лишь в 15 академических часов — это всего лишь пять недель по три занятия в неделю, что не может не радовать.
Финансовая сторона вопроса
На сегодняшний день более 3 тыс. человек выучили английский в лингвистическом центре Надежды. Каждый месяц набирается восемь групп — по две на каждую из четырёх ступеней. Один раз в год ― выезд в Лондон.
Группы заполняются под завязку: на первой ступени — 14 человек, на второй 12, далее 10 и 8. И это при количестве желающих до 30 человек. «Поэтому, если человек хочет к нам попасть, ему приходится позаботиться об этом недели за две, а то и за месяц», — говорит Надежда. Стоимость обучения на одной ступени составляет 16 тыс. рублей, что не так много, если учесть, что другие системы обучения растянуты на годы и берут деньги со слушателей ежемесячно.
«Часкор» подсчитал, что выручка Надежды составляет примерно 800―900 тыс. рублей в месяц.
Отладив всю работу как часы, Надежда передала должность генерального директора своему давнему партнёру и другу юности Толстоногову Денису. «Партнёрство — это хорошо, но только на определённом этапе и только если партнёр выбран правильно», — убеждена Надежда.
Дети-вундеркинды
Когда один бизнес уже организован, через некоторое время хочется чего-то нового. Любой бизнес, любая идея — это как дерево: есть ствол, на котором вырастают новые веточки. Надежда решила открыть детские курсы развития.
Второе направление собственного бизнеса создавать было гораздо легче. Уже не возникало никаких страхов, потому что на первом опыте были понятны все закономерности (как это работает) и фактически всё шло по накатанной — очень быстро, очень легко и очень приятно.
Эксклюзивность детских курсов развития, организованных Надеждой, заключается в целенаправленном развитии у детей интуиции. Малыш не получает готовых решений, а должен что-то прочувствовать и додумать сам. Для этого во время занятий используются самые разные интересные задания.
К примеру, детям предлагается собрать радугу из разноцветных семицветных карточек, перевёрнутых чёрной рубашкой вверх. И дети собирают радугу, не видя цвета карточек, и собирают её правильно! Если вам кажется, что это легко, возьмите игральную колоду и попробуйте угадать масть не глядя.
Или вот ещё один интересный пример: занятие, посвящённое тому, что бранные слова говорить плохо. «Мы берём три стаканчика, в каждом на палец самого обычного риса, залитого водой. Одному стакану все дети говорят слова любви и благодарности, комплименты и выражают всяческое восхищение. Другой стаканчик ругают, кто как умеет… обычно мы очень много нового узнаем о наших детках на этом уроке, — смеётся Надежда, — а третий стаканчик мы просто игнорируем. Через некоторое время первый стаканчик начинает источать приятный дрожжевой запах, и рис в нём приобретает чуть розоватый приятный оттенок. Второй начинает вонять и чернеет. А третий напоминает затхлое болото и имеет самый отвратительный вид и запах, который только можно себе представить…»
«У нас четыре возрастные группы: от полутора до двух, от двух до трёх, от трёх до пяти и от пяти до семи лет, — рассказывает Надежда. — Но что интересно: детки, которые пришли к нам с самого начала, теперь занимаются не со своими одногодками, а с теми, кто постарше, но пришёл недавно. Потому что было бы просто нечестно по отношению к ним отправить их заниматься вместе с ровесниками, настолько они опережают их во всём!»
«Часкор» подсчитал, что это направление может приносить хозяйке бизнеса около 250 тыс. рублей ежемесячно при полной заполняемости групп. Конечно, следует учитывать, что часть суммы съедается зарплатой педагогов, арендой, рекламой и налогами. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают!
Студия Фотосинтез
В любом своём начинании Надя в первую очередь сама принимает активное деятельное участие, отлаживая деятельность компании от и до. В настоящее время параллельно работе в Speak English и в «Вундеркинде» она продюсирует проект под названием «Студия Фотосинтез» и собирает материал для нового литературного проекта.
Продюсирование фотостудии — своего рода хобби, которым Надежда занимается в свободное от основной деятельности время. В месяц там может пройти пять фотосессий, а может две. Понятно, что доходность невысока, но удовольствия — масса.
Надежда не называет себя ни предпринимателем, ни бизнес-леди, ни каким-то другим громким словом. Кроме того, она не хочет называть ни одно из своих начинаний бизнесом. Бизнес — ради денег, а всё, что получается сделать интересно, делается всегда не ради денег, считает она.
Всё, что она делает, — самореализация, образ жизни. По-другому она жить не может и не хочет.