Махиня Елена, бутики в Москве
Бутик на Тверской - гордость Елены Махиня. Автоматические двери услужливо пропускают меня внутрь небольшого, но очень уютного помещения: мягкий свет, неназойливая музыка, разлитый в воздухе чуть сладковатый аромат. И - жизнерадостное буйство красок. Впечатление, будто попал в мир, нарисованный когда-то великим чехом Альфонсом Мухой.
"Да, - улыбается хозяйка. - Нынешняя коллекция очень близка по духу его творчеству. Стиль "ар нуво" возник на рубеже XIX и XX веков, но снова в моде".
В моде у обеспеченных москвичей и сам магазин, расположившийся на самой дорогой улице столицы по соседству с монобрендовыми бутиками всемирно известных торговых марок. Несколько лет назад, когда Елена рассказала о своем новом проекте друзьям, их прогнозы звучали пессимистично: выдержать конкуренцию столь сильных соперников крайне тяжело. Но в итоге все получилось.
Елена вернулась в Россию в 1998 году. Вернулась, чтобы начать свое дело. То, что именно в тот момент разразился дефолт и другие закрывались, ее не остановило: "Возможно, это и к лучшему. Создать хороший розничный магазин - все равно что написать картину: ты начинаешь с чистого листа, определяешь сюжет, строишь композицию, подбираешь краски, прорисовываешь детали - стремишься к идеалу. Так все и происходило. Чистый лист и идеальная цель. Но, по большому счету, серьезный прорыв произошел лишь в 2002 году, когда мне удалось получить первый кредит, отойти от мелкооптовой торговли французской обувью и открыть первый бутик".
По словам Елены, до того ее бизнес развивался достаточно успешно, без срывов, но все же медленно : недостаток собственных средств не позволял осуществить давнюю мечту, а для банков малого бизнеса словно бы и не существовало. О том, чтобы получить кредит на пополнение оборотных средств, на аренду помещения или закупку торгового оборудования, не могло быть и речи.
И лишь четыре года назад один из столичных банков пошел навстречу целеустремленной предпринимательнице. Сумма, на которую удалось уговорить банк, была относительно небольшой, всего 50 тысяч долларов. Процесс оформления длился мучительно долго, пакет документов, которые необходимо было предоставить, был очень увесист, а процентная ставка довольно-таки высока. И все же это был настоящий прорыв: на заемные деньги будущая владелица нескольких бутиков арендовала небольшое помещение в торговом центре "МЕГА", начался новый этап ее предпринимательской карьеры.
В свое время Елена закончила Академию народного хозяйства, защитила диплом на тему развития международного розничного бизнеса. Но теоретические знания стали лишь фундаментом. Возводить "стены" собственного бизнеса пришлось самостоятельно.
- Наверное, это прозвучит странно, однако женщины приходят к нам не для того, чтобы купить обувь или одежду. Они приходят за настроением, - улыбается Елена. - Мы довольно быстро отошли от статуса "продавателей". Образ, который выбирает женщина, - отражение ее внутреннего состояния. Она влюблена, ее пригласили на званый ужин, ей предстоит вступить в новую должность, повысить статус - мы должны это почувствовать и помочь выбрать новый стиль, который будет соответствовать ее чувствам и устремлениям: мягко, неназойливо, без суеты. Наша задача - снять стресс и создать атмосферу максимального комфорта.
Увы, но к тому моменту, когда предпринимательница задумалась об открытии второго магазина, банк-партнер закрылся. Правда, ситуация на рынке кредитования кардинально изменилась: банки обратили свои взоры на малый и средний бизнес, получение кредита перестало быть проблемой. И когда глава пусть и небольшой, но теперь уже успешной компании начала поиски нового партнера, то, по ее словам, выбирала его уже исходя из собственных представлений об идеальном сотрудничестве:
- Условия получения кредитов примерно выровнялись, нивелировались и процентные ставки. На первый план лично для меня вышли несколько иные вещи. Когда я переступала порог банка, мне было важно почувствовать себя столь же комфортно, сколь комфортно чувствуют себя посетители моего магазина. Подготовка к получению кредита в любом случае ответственный процесс. В нем участвуют аналитики, финансисты, специалисты по налогам со стороны фирмы, а с другой стороны- специалисты банка. Для прохождения этой нелегкой процедуры было нужно, чтобы обе стороны действовали как одна команда. Именно такое - дружелюбное и заинтересованное - отношение я нашла в банке ОВК. И спустя несколько месяцев, получив необходимую мне сумму, открыла магазин на Тверской.
Сотрудничество продолжилось и после слияния банка ОВК с Росбанком. Сумма кредитов постоянно увеличивается: средства нужны на закупку новых коллекций и на открытие еще одного бутика. Вскоре общее количество торговых точек возрастет до пяти. Елена надеется, что партнером снова выступит Росбанк. Ведь в наши дни успешное развитие любого бизнеса немыслимо без привлечения заемных средств. Времена сверхприбылей и моментального обогащения про-шли. А старт любого серьезного проекта требует крупных первоначальных вложений. Например, очередной магазин Елены Махиня будет открыт в новом торговом центре, который строится сейчас в районе Киевского вокзала. "Порог вхождения" - около 300 тысяч долларов. Вырвать эти деньги из оборота попросту нереально. Куда идти? Только в банк.
- Росбанк - куда более мощная структура, чем ОВК. Теплота отношений сохранилась, а вот процесс оформления кредита стал более формализован, а значит - более прост и быстр. Впрочем, в российской банковской системе, по мнению предпринимательницы, еще есть куда развиваться. В большинстве европейских стран бизнесмену, который имеет положительную кредитную историю, достаточно предоставить банку хорошо продуманный, четкий и ясный бизнес-план. И он получит деньги на реализацию проекта. Думаю, и наши банки скоро придут к беззалоговым схемам работы, - высказывает надежду Елена. - Это лишь дело времени.