Новаковский Вадим и Апухтин Алексей, банный бизнес
Питерские предприниматели Вадим Новаковский и Алексей Апухтин продают товары для русской бани по всему миру на миллион долларов в год.
http://www.mybiz.ru/index.php?page=1206"/>Бывший авиадиспетчер Новаковский и бывший инженер Апухтин париться любили всегда. «Ну и что? – скажете вы. – Мало ли таких любителей в России?» И будете правы. Но именно этот вопрос навел наших героев на выгодный бизнес. А что если поставить веничное дело на промышленные рельсы? Заготавливать банную атрибутику не десятками, а сотнями, тысячами и даже миллионами? И продавать их не в предбанниках, а в супермаркетах? Было это в 2001 году.
Веточка к веточке
– Честно говоря, тогда у нас не было даже потенциальных клиентов, но мы интуитивно понимали, что нащупали перспективное дело, – вспоминают сегодня совладельцы компании «Троица».
К тому времени у обоих был опыт в бизнесе. Вадим Новаковский еще в конце 1980-х создал первый в «Аэрофлоте» кооператив – на борту авиалайнеров организовал прокат музыкальных плееров и кассет. А Алексей Апухтин начинал с кооперативного кафе, работавшего в одном из исторических уголков Пушкина. Потом предприниматели вместе занимались продажей стройматериалов, пытались развить ипотеку. Чутье подсказывало: спрос на веники в упаковке будет. И партнеры не стали откладывать дело в долгий ящик. Поехали в Новгородскую область, сняли квартирку и наняли заготовителей.
– Рисковали своими средствами – вложили в дело около $30 тысяч. Деньги пошли на зарплату заготовителей, аренду склада и упаковку, – рассказывает Апухтин.
Неожиданно выяснилось, что веники – довольно капризный товар. Новгородские мужики, у которых предприниматели надеялись выведать вроде бы нехитрую технологию их производства, дедовские приемы забыли. И часть из 20 тыс. веников, заготовленных тем летом, осыпались и сопрели.
– Веник должен быть заготовлен в строго определенный период – в течение двух-трех недель после праздника Святой Троицы, в зависимости от погодных условий, – приоткрывает секрет Апухтин, поднаторевший к сегодняшнему дню в этом деле. – А элитный вид – тот заготавливают в еще более короткие сроки, от трёх до пяти дней, на Иванов день.
Береза тоже подходит не всякая: она не должна быть слишком молодой или слишком старой, не должна расти на болоте, в темном лесу, рядом с промпредприятиями. На ветках не должно быть сережек. Опытные заготовители даже кладут лист на язык и по вкусу определяют, даст он настоящий банный дух или нет.
В сезон «Троица» привлекает до 200 заготовителей. Каждый из них в день может заготовить 60-70 веников, не больше – иначе не выполнит строгие требования к качеству. Если у бабушек, торгующих у городских бань, веники разной длины, разной формы, собраны из веток разных деревьев и завязаны по-разному, то Новаковский и Апухтин привели свой товар к единому стандарту. Они разработали ТУ для банных веников – впервые в России. Определили оптимальную длину продукта – 50-55 см. Подробно прописали всю технологическую цепочку – в этом Апухтину пригодился диплом технолога общепита.
– От момента сбора до потребителя веник проходит 15 операций – заготовка, сушка, формовка, – рассказывает коммерческий директор «Троицы». – Затем веник досушивается, закладывается на хранение. И на любом из этих этапов, если не соблюдать технологическую дисциплину, он может покрыться плесенью или, наоборот, пересохнуть.
Хранилище веников – специальный ангар, оборудованный в Новгородской области. А в Петербурге расположен производственный участок, где веники перед отправкой потребителям перевязывают, доформовывают, комбинируют, сортируют и упаковывают в коробки.
Кто в бане хозяин
Дубовые и березовые веники пользуются примерно одинаковым спросом.
– Мужчины больше ценят дуб: он более стойкий и лучше прогревает тело. Женщины отдают предпочтение более нежной березе, а также любят пихтовый, эвкалиптовый и комбинированные веники, – замечает Вадим Новаковский.
Всего в ассортименте ООО «Троица» около десяти видов веников. Заготавливаются они от лесов близлежащей Ленинградской области до Абхазии и Сибири.
Гордость «Троицы» – элитные веники, предлагаемые в холщовых мешочках для любителей париться по высшему разряду. Иностранцы, бывающие в России, покупают их как сувениры и, сами того не ведая, проводят для «Троицы» бесплатные промо-акции. Недавно один такой веник, привезенный в Нью-Йорк, попался на глаза владельцу тамошних русских бань. Он покрутил его в руках, увидел этикетку с телефоном – последовал звонок в Петербург. И вскоре первая партия веников уплыла в США.
Примерно таким же образом начались поставки в Финляндию, Германию, Израиль, страны Балтии…
– Сейчас примерно 15-20% всех веников – около 35-40 тыс. штук в год – поставляется за рубеж, – говорит Вадим Новаковский.
Хорошим заказом Новаковский и Апухтин считают партию от 7-10 тыс. штук. Причем появляются такие заказчики сами собой, без рекламы.
Круг клиентов «Троицы» постепенно расширяется. Например, недавно большую партию элитных веников заказал крупный московский банк – для подарков своим сотрудникам и партнерам.
Начиная с ноября объем «веничных» продаж возрастает в три-четыре раза, а пик – перед Новым годом.
Потенциал и конкуренты
Всего до конца 2005 года «Троица» планирует продать более 200 тыс. веников. Из них большая часть – около 80% – осядет в Москве и Петербурге. Однако если учесть потенциальные возможности рынка двух российских столиц – по оценке самих предпринимателей, это 3-4 млн. веников в Москве и около 2 млн. в Петербурге, – то доля их компании пока невелика. Большую часть потребностей любителей легкого пара покрывают банщики и заготовители-индивидуалы.
– Мы охватили уже все крупные торговые сети, автозаправочные станции, магазины, но бани свой кусок хлеба нам пока отдать не готовы: они заготавливают веники сами или покупают у других поставщиков. Упаковка веника их тоже не интересует, главное – низкие закупочные цены, – отмечают владельцы «Троицы».
Рентабельность «веничного» бизнеса не менее 25-30%. И сегодня его развивают уже около десяти компаний в разных регионах России. Наиболее крупные – «Корса АС» из Москвы (поставляет веники в герметичной упаковке) и «Зигер» из Петербурга. Однако эти фирмы специализируются на банных аксессуарах, и веники для них не основная продукция.
Впрочем, ООО «Троица» тоже не стоит на месте. На долю веников сейчас приходится только 85% ее оборота. Предприниматели запустили в производство целый ряд сопутствующих товаров: фетровые колпаки, лыковые мочалки, ароматические запарки и подарочные наборы для бани.
– Планы большие, – признается Алексей Апухтин. – Вокруг бани можно еще долго «плясать», предлагая потребителям все новые товары.
ПРАЙС-ЛИСТ
- Веник дубовый – 80-90 руб.*
- Веник эвкалиптовый – 60-70 руб.
- Веник березовый – 50-60 руб.
- Веник в экспортном исполнении – 100 руб.
*Оптовые цены компании «Троица».
«Троица»
Компания основана в 2001 году. Клиенты – торговые сети «Рамстор», Metro, «O`Кей», «Максидом», «Мегамарт», автозаправочные станции Shell и Neste и др. Доля на рынке Москвы и Петербурга около 10%. В штате 15 постоянных сотрудников; в период заготовки веников привлекает еще около 200 сезонных рабочих. Оборот свыше $1 млн.
Телефон: (812) 783-50-67
Алексей Апухтин
В бизнесе с 1989 года. Имеет два высших образования – инженера-механика и технолога приготовления пищи. Руководил кооперативным кафе в городе Пушкине. Затем занимался торговлей стройматериалами, ипотечным бизнесом. Коммерческий директор, совладелец ООО «Троица» (на фото слева).
Вадим Новаковский
В бизнесе с 1989 года. До этого работал в аэропорту «Пулково» авиадиспетчером. Создал первый в «Аэрофлоте» кооператив, предлагавший прокат плееров и кассет во время полета. Затем занимался торговлей продовольствием, ипотечным бизнесом. Генеральный директор и совладелец ООО «Троица» (на фото справа).