Соколова Светлана, салон красоты
«У нас, если ты решаешь создать какое-то новшество, сразу возникает масса неувязок и законодательных ограничений».
В бизнес люди приходят по-разному. Светлана Соколова — архитектор по образованию и парикмахер по призванию — стрижет людей уже тринадцать лет. Свой салон красоты ее фактически «заставили» открыть собственные же клиенты: мол, пора выходить на новый уровень. Как стать хозяйкой своего салона и где на этом пути разложены «грабли», она рассказала нам.
Салон красоты на старте
Помещение — 150 кв. м.
Общие вложения — 227 000 долларов.
Ремонт помещения — 75 400 долларов (около 500 долларов за кв. м).
Чистовая отделка, интерьер — 30 000 долларов.
Оборудование (парикмахерский зал, массажный, косметологический и педикюрно-маникюрный кабинеты, стойка администрации, холл и т. д.) — 74 200 долларов.
Подготовка и оформление разрешительных документов (официальные платежи) — 9 000 долларов. Из них примерно 2 500 долларов приходится на Роспотребнадзор. Среди обязательных «услуг» Роспотребнадзора: замер метеорологических факторов на рабочих местах, включая влажность воздуха и давление ртутного столба, разработка программ производственного контроля и направление на курсы по подготовке к аттестации по осуществлению производственного контроля за соблюдением санитарных правил.
Монтаж тревожной сигнализации — 1 600 долларов, абонентская плата за «тревожную» кнопку — 170 долларов.
Расходные материалы на три месяца — 10 800 долларов.
Прочие расходы, в том числе и непредвиденные — 26 000 долларов.
Справедливости ради стоит заметить, что открыться в полном смысле слова салону Светланы пока так и не удалось. Новенькое, «с иголочки», заведение с названием «На крыльях» простаивает без клиентов больше месяца: посетителей приходится отправлять восвояси прямо с порога, поскольку еще нет разрешения на работу. Обратный отсчет затягивается, и долгожданной команды «Старт!» все не следует. Более того, когда все было готово к открытию, неожиданно выяснилось, что, возможно, вообще придется съезжать из только что отремонтированного помещения, и это поставило под угрозу весь бизнес-проект. Однако — обо всем по порядку.
В индустрии красоты хороший мастер за несколько лет обрастает солидной клиентурой. Благодарные посетители давно предлагали Светлане и инвестиции, и помощь в организационных вопросах. Один даже помог договориться о встрече со столичным чиновником, отвечавшим за поддержку малого предпринимательства. Как вспоминает Светлана, к той встрече она готовилась, как к экзамену в студенческие годы. «Какая помощь нужна?», — спросил чиновник. «Помещение бы метров на восемьдесят», — ответила будущая предпринимательница. Скромность запросов искательницы, похоже, даже как-то возмутила столоначальника. В ответ он обещал помочь с помещением побольше и попросил подготовить бизнес-план.
Так получилось, что Светлана Соколова писала и оттачивала бизнес-план почти два года, поскольку подошла к вопросу со всей возможной серьезностью. Прочитала множество книг по управлению, маркетингу и бизнес-планированию. С самого начала она хотела делать бизнес по всем правилам. «Как только на горизонте появлялось очередное подходящее помещение, весь бизнес-план приходилось переделывать заново — под конкретные условия», — вспоминает Светлана.
Поиск помещения действительно оказался ключевым моментом запуска предприятия. Не особенно помогли запросы в территориальные агентства по развитию предпринимательства (ТАРПы). Оттуда приходили однотипные ответы: все помещения распределяются на конкурсной основе, а ваш проект не носит социального характера. «Участие же в конкурсах представлялось для меня крайне сомнительным мероприятием. Так что искать помещение пришлось самой», — говорит Светлана.
В конце концов ей повезло — осенью прошлого года она обнаружила подходящее по размеру и местоположению помещение на первом этаже жилого здания на западе Москвы, которое можно было взять в субаренду. При заключении договора арендатор сразу предупредил ее: со следующего года здание перейдет из федеральной собственности в собственность города, поэтому в дальнейшем придется перезаключать договор субаренды. Впрочем, арендатор отметил, что волноваться не стоит, потому что основные условия договора не изменятся.
На самом деле процедура перехода собственности от «федералов» к «муниципалам» не столь безболезненна. И это на собственной шкуре ежегодно узнают тысячи столичных арендаторов и субарендаторов. Только в 2007 году почти 490 тысяч квадратных метров жилых и нежилых помещений в Москве станут муниципальными.
Не подозревая о трудностях, Светлана в начале ноября прошлого года с головой бросилась в проект. Раньше в помещении располагалось почтовое отделение, поэтому его состояние и планировка были соответствующими. «Мы перелопатили все нормы и требования к парикмахерским и салонам красоты. Для меня очень важно, чтобы все сразу было сделано по правилам», — подчеркивает Светлана. Разнообразные проверяющие стали являться один за другим, чуть только начался ремонт. Первым пришел участковый: «Что за шум и стройка на объекте, и есть ли у рабочих московская регистрация?» Роспотребнадзор приехал посмотреть проект и дать предварительное разрешение на размещение объекта (не бесплатное, конечно). Пришлось делать специальный свет, как того требовали «медики». Потребовалось проводить специальную вентиляцию. Из первоначального плана вычеркнули отдельные элементы, воплотить в жизнь которые, досконально соблюдая все нормы, оказалось невозможным. Например, совсем отказались от солярия. Для него потребовалось бы помещение с окном и отдельной вентиляционной системой. «Впрочем, из-за отсутствия солярия я не переживаю, — говорит Светлана. — Скоро вообще примут правила, по которым в солярий можно ходить только с разрешением врача».
Ремонт удалось завершить за три месяца. Были проложены все необходимые коммуникации, проведена перепланировка, закуплено и установлено оборудование, через арендодателя были совершены (или начаты) все согласования с БТИ. Без вывески не поработаешь, а регистрировать ее — отдельная история, которая затягивается на несколько месяцев. Поэтому пришлось пойти апробированным столичным бизнесом путем: повесить вывеску и ежемесячно платить штрафы в пять тысяч рублей вплоть до получения заветной бумажки. В отличие от регистраторов, инспекторы административно-технической инспекции (АТИ) работают четко и приходят к владельцу заведения чуть ли не в тот же день, когда несанкционированная вывеска появляется над входом.
К февралю Светлана набрала персонал, и все было готово к работе. Но… в марте здание перешло в собственность города.
О том, что собственник поменялся, Светлане, как субарендатору, дали понять самым недвусмысленным образом. Многие предыдущие согласования оказались недействительными, в пакете представленных документов обнаруживалась нехватка то одной, то другой бумажки. «Я не знаю наверняка — может быть, что-то где-то не успели, недооформили, но обо всех действиях мы исправно ставили в известность все соответствующие службы. Я была уверена, что проблем с документами возникнуть не должно», — поясняет Светлана.
Как говорит юрист Виталий Механтьев, в вопросе собственности много нюансов, а процесс передачи имущества всегда вызывал немало вопросов. «Например, новый собственник может по-другому смотреть на предназначение помещений, которые к нему переходят. Да, это не должно касаться арендаторов, но, к сожалению, по закону не так. Поэтому в подобной ситуации можно посоветовать только выполнять требования властей».
Кульминацией всех согласовательно-разрешительных мытарств стало то, что очередные проверяющие от города многозначительно намекнули: вполне возможно, только что отремонтированное Светланой помещение будет выставлено на конкурс, чтобы определить арендатора «в честной борьбе». Самой же хозяйке салона не возбраняется тоже подать заявку — на общих основаниях. Заслуги в приведении помещения в божеский вид и вбуханные в проект деньги (227 тысяч долларов) — не в счет. Светлана была в шоке, поскольку денег на участие в конкурсе у нее уже не было. К счастью, в этом направлении события пока не разворачиваются. Пока.
Был еще один странный звонок из городских служб: «Сейчас придет электрик и выключит вам свет!» И электрик пришел. «Я поинтересовалась: на каком основании это делается? — рассказывает Светлана. — Тот ответил: мол, приказали отключить — вот и отключаю». В конце концов, свет все-таки дали. Но главный вопрос — получение разрешения на работу — до сих пор не улажен. А аренда между тем «капает», народ скучает на рабочих местах.
— Вроде бы уже почти не к чему придраться, — разводит руками Светлана. — Я совсем не против проверок и правильного оформления всех бумаг. Есть проблемы с внешним видом фасада и еще какие-то мелочи? Все это будет сделано в ближайшее время, дайте только открыться!
От многих «фишек» не открывшемуся салону пришлось отказаться еще до начала работы. Например, Светлана хотела, чтобы ее салон действовал до часу ночи: в столице немало людей, которые засиживаются в офисах допоздна, и такой режим был бы удобен многим. Но утвердить подобный график не очень-то просто. Ведь в салоне красоты работают фены, а они шумят! Не промышленные, конечно, а самые обыкновенные фены для сушки волос. «Если заведение находится в жилом доме, в самом деле, необходимо получить целый ряд разрешительных документов, — поясняет адвокат Вячеслав Богуцкий. — В частности, это разрешение милиции, всех главных по подъезду, главного по дому. Эти документы передаются в управу, которая принимает окончательное решение. В городском законе не сделано каких-либо оговорок относительно того, о каком именно заведении идет речь, будь то ресторан, компьютерный клуб, салон красоты или магазин автозапчастей. Не факт, что власти разрешат работать по такому графику, но впоследствии режим работы вполне может быть пересмотрен». Кстати, если бы салон располагался в отдельно стоящем здании, он мог бы работать даже круглосуточно.
— К сожалению, как только захочешь ввести какое-то новшество, чтобы создать себе конкурентное преимущество, сразу возникает масса неувязок и законодательных ограничений, — вздыхает Светлана.
Салон красоты все еще не работает, и сколько продлится получение документов, сказать трудно. Пока в нем был всего один клиент.
— Один мужчина просил, чтобы мы его постригли. Объяснял, что очень спешит на встречу с другом, которого не видел много лет. Я отказывалась и объясняла, что мы не работаем, — рассказывает Светлана. — Но он был так настойчив. У нас было столько проверок, что рисковать совсем не хотелось — вдруг это очередной проверяющий, например, из налоговой инспекции? Поэтому я постригла его — с условием, что не возьму за работу ни копейки. Мужчина недоумевал. Откуда ему было знать, что мы уже второй месяц не можем получить разрешение...
Запустили в столице новый бизнес и гордитесь своим проектом? Расскажите о трудностях и том, как их преодолевали, в новой рубрике «Московского Бизнес-журнала» — «Хроника старта»!
Не приходят только из ГАИ…
Проблемы небольших предприятий в Москве однотипны и не зависят от рода деятельности. Предприниматель Сергей, попросивший не называть его фамилии, рассказал, что уже несколько месяцев не может добиться разрешения на открытие ателье:
— Мы довольно быстро оборудовали и отремонтировали помещение и уже готовы были приступить к работе, но тут начались проверки. Сначала пришел участковый и потребовал деньги за то, что у нас работают сотрудники, у которых нет московской прописки. Все это обошлось нам в тысячу долларов. Мы многократно переоформляли бумаги, относили их во все инстанции, думали, что наконец сможем открыться. Затем пришла ревизия из нескольких человек, представлявших разные службы. Они не показывали ни документов, ни каких-то постановлений. Пришли, как к себе домой, и стали ходить по помещениям, которые мы занимаем. Осмотрев все, один из визитеров сказал: «Чтобы до понедельника вас тут не было!» Потом объяснил, что здание уходит полностью под жилье, и многозначительно заметил, что сам бы не отказался здесь жить. Потом выяснилось, что это начальник… местной службы криминальной милиции (!). В конечном итоге нас, конечно, никто не выгнал, мы разобрались с этой ситуацией. Но меня удивляет, почему милиция ходит «в гости» к бизнесу, вместо того чтобы заниматься расследованием преступлений. Может быть, именно это у них называется «профилактикой преступлений»? За все время к нам разве что из ГАИ не приходили. Хотя после всех испытаний я такому повороту даже не удивился бы. Мы, кстати, до того как выйти на столичный рынок, долгое время работали в Подмосковье — там всё было проще.