Юрий Мороз: Бизнес - это возможность быть Творцом!
Имея восемнадцатилетний опыт предпринимательской деятельности, создав за это время более тридцати организаций и тщательно проанализировав все этапы создания и развития как организации, так и (в первую очередь) этапы внутреннего развития самого предпринимателя, он разработал не имеющую аналогов систему подготовки предпринимателей. Так все-таки - кто же он, Юрий Мороз? О нем и о способах правильного ведения бизнеса Вы можете узнать из следующего интервью.
- Скажите, когда и где Вы родились?
Юрий Мороз: Родился я давно. В Карагандинской области. И давайте сразу даже на примере этого вопроса я постараюсь объяснить свой подход к бизнесу. Или подход Школы Своего Дела (ШСД).
Я считаю вопросы вроде этого праздными. Что получит читатель, узнав это? Как ему поможет это в жизни? А если не поможет, то, значит, информация эта ненужная. А раз ненужная, значит, вредная. Время потрачено - пользы нет.
- Хорошо, возможно, более интересен вопрос, где Вы учились?
- В школе учился. Кстати, мне повезло. Я в первый класс пошел во вторую смену. Благодаря этому уроки делал утром, когда родители были на работе и они привыкли, что я все делаю сам и вплоть до десятого класса никогда не спрашивали, сделал ли уроки и тому подобное.
И кроме этого, мне повезло с первой учительницей. Это был пос. Топар Карагандинской области. Я пришел в школу, уже хорошо умея читать и считать. А в то время это было редкостью. И я сидел на задней парте, читая детские книжки, а учительница меня не трогала, не дергала, когда класс буквы изучал.
Вот так сидя на задней парте и читая книжки, я и закончил все десять классов.
Учебники тогда выдавали заранее, и я все учебники прочитывал летом, до школы. А потом слушал невнимательно или вообще не слушал то, что рассказывал учитель.
А потом я учился в МВТУ им. Баумана. Аналогично. Пропускал все что можно. До 90 процентов пропусков занятий. Готовился к экзаменам по книгам, самостоятельно.
Жалко было тратить свою жизнь на работу переписчика конспекта преподавателя под его диктовку.
Фактически на изучение предмета я тратил 3 дня перед экзаменом. Не блистал, как в школе (в школе меня посылали на олимпиады практически по всем предметам), но зато и не тратил много времени на учебу.
- Какие у Вас увлечения? Чем Вы вообще занимаетесь помимо работы?
- Ну, во-первых, то, что я делаю, не работа. Я бы уже давно реализовал мечту миллионов. Ну например, возможность жить на каком-нибудь экзотическом острове. Чтобы вести проект Школы Своего Дела
ШСД - не работа. Это мое увлечение. Вы бы стали спрашивать у Сальвадора Дали, какое у него хобби? Развлечение? Понятно, что самое большое наслаждение мы получаем от творчества. Вот им я занимаюсь.
- А как начиналось Ваше дело-хобби?
- Первые звонки начались еще в МВТУ имени Баумана. Я задумался над простыми вещами. Зачем люди стараются получить в вузе хорошие оценки, если распределение (тогда еще было распределение) зависит не от оценок?
В МВТУ учились и москвичи, и люди из регионов. Мои родители были строителями. После Карагандинской области я еще учился в Сургуте, а закончил школу в г. Печора (Коми) . И приехал в Москву я из Печоры.
Так вот, на четвертом курсе москвичи забегали, стали говорить о каких-то тетях и дядях из министерств. И стало понятно, они туда (в эти министерства) и распределятся. А я поеду в какой-то почтовый ящик (вуз-то оборонный), в какой-нибудь Урюпинск. И это практически не зависит от оценок.
Так если моя дальнейшая жизнь больше зависит от наличия или отсутствия связей, то при чем тут вообще предметы, оценки, лабораторные работы и прочее?
Я начал спорить с ребятами из общежития, мол, откройте глаза, посмотрите, что вы за оценками гоняетесь, не в них же дело. Меня никто не понял.
Я потерял стимул к обучению и доучился только потому, что простая логика мне подсказывала: все же оставшиеся два с лишним года до конца вуза лучше прожить студентом, чем солдатом. Тогда с этим было строго, в советское время откосить от армии было практически нереально.
А в армию я все-таки пошел, но уже офицером-двухгодичником. И по своей воле. Это было лучше, чем распределение. Кстати, в армии я с удивлением, чувствовал себя как рыба в воде. Намного лучше, чем кадровые военные. Но это отдельная история.
- Расскажите немного о том, как всё начиналось? Когда, почему и зачем Вы создали Школу Своего Дела?
- Началось все с большого экзистенциального кризиса. Или вопроса, на который я никак не мог найти ответ. Чем отличаются мои сотрудники от меня? Я иду и делаю что-то, договариваюсь, решаю вопрос, проблему. Идет сотрудник (я ему еще даю подробные инструкции) и не решает вопрос. Я спрашиваю, что он делал, оказывается, он делал ПО-СВОЕМУ. У него не получилось, и даже еще одну проблему создал своим «творчеством», и он отвечает - а я думал ...
Снова и снова я вижу, что сотрудники не могут сделать то, что могу сделать я. А время - начало девяностых. Никаких профессионалов в бизнесе еще нет, все одинаково некомпетентны - что я, что мои сотрудники. Но они не могут сделать то, что могу сделать я, а я никак не могу понять - ПОЧЕМУ?
Вот с этого вопроса все и началось. И с тех пор я в этом разбираюсь. И, честно говоря, разобрался.
- Расскажите, какими были Ваши первые проекты, если не секрет?
- Первый проект. Это была разработка и продажа программного обеспечения для компьютера АГАТ. Был такой советский аналог Эппла-2. Наши умельцы сделали аналог, один в один, за исключением монитора. Все эппловские программы шли на Агате, только ничего на мониторе не изображалось.
В результате пользователи получали девственно чистый компьютер, ни одна программа на нем не шла и никто программ для Агата не писал, кроме нас и еще одной московской фирмы. Рынок был пуст.
Одна из программ, которую мы разработали в кооперативе, - текстовый редактор. Называлась она важно – «Система Документ». Я потом, пересев на Ворд, долго ностальгировал, ну до чего же удобная была программа!
И кроме этого, у меня был КАМаз, и он занимался перевозкой грузов и закупкой и реализацией сельхозпродукции. Вот такая диверсификация. Овощи и программное обеспечение.
- Расскажите про цели, задачи и стратегии ШСД?
- ШСД представляет себе несколько этапов. К сожалению, многие бросают обучение, достигнув целей (которые они расценивают как значительные), но это только начало.
Собственно, так происходит и в боевых искусствах. Там тоже все выглядит в виде пирамиды.
Начинают заниматься тысячи, черный пояс (первый дан) получают хорошо если сотни, второй дан - десятки, выше уже единицы. Так и в ШСД.
Практически все, кто начинают учиться, увеличивают свой доход в несколько раз. Если не бросают - создают бизнес. Если не перестают учиться, обеспечивают рост доходов в десять и более раз в год. Если не перестают учиться, доводят свой бизнес до масштабов российского, сеть филиалов и так далее.
В это время эго, гордыня очень часто овладевают учеником.
У меня со многими, ранее успешными учениками, довольно плохие отношения. Они считают, что уже знают, умеют не меньше меня. Ну что же, время все расставит по своим местам.
Оно и ставит. Мои наблюдения показали, что успеху в бизнесе больше всего препятствует гордыня. И если у предпринимателя взыграла гордыня - его падение и разрушение его бизнеса - неизбежно. Это лишь вопрос времени.
- Как Вы оцениваете Вашу аудиторию и кто в основном её составляет?
- Обычные показатели не работают в ШСД. Может человек начать учиться в ШСД или нет, не зависит от возраста, образования, уровня доходов, места проживания и так далее.
Даже если у вас совсем нет денег, то 9 тысяч рублей, которые нужны, чтобы НАЧАТЬ обучение в ШСД, в наше время, можно заработать, где бы вы не жили, например, через Интернет.
От чего же зависит? От банального.
Ищет человек возможности что-то сделать или причины - не делать. И ВСЕ!
- Какие дальнейшие планы у Вашей компании?
- Мы активно растем. Сегодня тираж нашей рассылки - а рассылка это основное средство коммуникации в ШСД с потенциальными учениками - около 2 млн. подписчиков.
За последние несколько лет тираж рассылки вырос с 16 тысяч подписчиков до 140 тысяч, а теперь уже два миллиона. И мы не собираемся снижать темпы.
Кстати, при умении общаться с людьми, даже через Интернет, можно многое сделать.
Я несколько лет прожил в Карелии, в глухой деревне, где было десять домов, и всего в трех из них зимовали. И тогда рассылка у меня была 16 тысяч подписчиков. А на семинары в Карелию приезжало до восьмидесяти человек. И я провел больше 100 семинаров от Владивостока до Евпатории, где собиралось 30-50 человек.
И этот эффект давала рассылка всего тиражом 16 тысяч. Легко посчитать, какую аудиторию теперь я могу собрать при желании.
Но мне уже не важно количество. Я работаю над качеством. И семинары теперь проводятся не для всех желающих подписчиков, а только для тех, кто уже учится на Интернет-курсе ШСД. Эти люди сами себя отобрали.
И если они выполняют задания, то есть показывают, что у них есть воля к действиям, то вот они и могут приезжать на семинары.
С теми, кто готов только обсуждать, говорить, общаться, но не действовать, мне неинтересно.
- Есть много разных проектов, которые учат, как правильно построить свой бизнес. Скажите, как Вы относитесь к своим конкурентам?
- Конкурентов у ШСД нет. Никто, повторяю, НИКТО не учит тому, как создать бизнес с нуля. Есть какие-то попытки копировать меня, но вы сами понимаете, разницу между копией и оригиналом.
И потом они не понимают, что в ШСД есть много ступеней. И то, что они видят, и то, о чем говорится в рассылках, это лишь первая начальная ступень. Остальным рассказывать о следующих ступенях, если не пройдена на практике первая - нет никакого смысла.
- На Ваш взгляд, состоявшийся предприниматель – что он из себя представляет?
- Во-первых, на мой взгляд, предприниматель прежде всего, это не экономист, не финансист, не менеджер (их всех можно нанять) - а изобретатель. Он изобретает новые ходы - в продажах, производстве, организации работы фирмы и так далее.
Вот эту смекалку, творчество предпринимателя практически никто не видит. Видят деньги, недвижимость, дорогие автомобили, а то, что они появились в результате творчества, - это вообще мысль еретическая.
И чем смелее идеи предпринимателя - тем больше его критикуют. Вы не представляете, как в свое время критиковали Форда. Это теперь он исторический герой. Но не тогда.
- Как Вы считаете, что нужно человеку, чтобы достичь многого в жизни?
- Личный опыт. А не книжные знания. А получить опыт достаточно легко. Надо просто окунуться в жизнь. Вы стеснительны - идите поработайте рекламным агентом. Вы плохо разбираетесь в компьютерах - возьмите аванс за разработку сайта. Любой опыт, которого у вас нет, вы можете получить при желании.
Пусть не с первого раза, но получится. А книжки можно читать бесконечно - они умений не прибавляют.
- Я знаю, что Вы ещё пишете книги. Скажите, как возникла идея написания Вашей первой книги, и, кстати, что это была за книга?
- Первая книга называлась «Бизнес. Пособие для слабоумных». Написана она была в 1996 году. Я тогда жил в Волгограде и всем своим знакомым, родственникам, друзьям, рассказывал свое понимание бизнеса. Кстати, большинство из них стало предпринимателями. И я планирую сделать серию небольших интервью с ними.
Когда мне надоело повторять одно и то же разным людям, я написал книгу.
Изобретение. Как сэкономить свое время.
Самый первый тираж был 100 экземпляров. Я раздал его. И ждал реакции. Реакция была нулевая. Как я теперь думаю, просто не поняли.
- Скажите, что в Вашем понятии означает слово бизнес ?
- У этого слова есть несколько смыслов. Например, американский. Уважаемая, одобряемая людьми и государством деятельность.
Российская народная. Это люди - которые как-то нечестно становятся богатыми.
Российская государственная - это деятельность, смысл которой в создании рабочих мест и уплате налогов.
В последней точке зрения предприниматель лишь средство, - его интересы как человека не приветствуются. Плюс к этому, любому богатому человеку сегодня завидуют и простые люди, и чиновники. И не любят его за то, что он богат.
Хотя он виноват лишь в том, что не пугается ничего, когда другие продолжают бояться. Возможности - они доступны для всех.
Достаточно почитать рассылки ШСД (см.
А с точки зрения предпринимателя бизнес - это возможность свободно распоряжаться своим временем. Это возможность купить то, что хочешь или путешествовать, куда хочешь.
Это возможность не абстрактного творчества, на бумаге или холсте, а в жизни. Придумать что-то, а потом сделать это и понимать, что если бы не ты, этого вообще не было, - это быть Творцом.
Бизнес - это возможность быть Творцом!