Forbes выяснил, какой информационный климат создали вокруг себя крупнейшие российские бизнесмены
Деньги любят тишину. Если где-то на земном шаре эта мысль и находит подтверждение, то точно не в нашей стране. Обладатель самого крупного состояния в России, совладелец Facebook и «Металлоинвеста» Алишер Усманов за 2011 год упоминался в газетах, журналах, телеэфире и популярных блогах около 10 000 раз. Сам он не приложил к этому никаких усилий, возразите вы. Однако это не так. Собственные слова обладателя $18-миллиардного состояния приводились в самых значимых открытых источниках почти 2000 раз.
Источник:
Мы решили изучить, как ведут себя олигархи в информационном пространстве и как отражаются их дела в медийном зеркале. Специально для Forbes компания «Медиалогия» провела исследование популярности первой сотни крупнейших российских бизнесменов в СМИ. Компания проанализировала количество упоминаний каждого участника списка в 2011 году в более чем 8000 источниках (телеканалы, печатная пресса, информагентства, электронные СМИ) и в 1000 наиболее влиятельных блогах (на платформе «Живого журнала»). Ключевым показателем исследования стал индекс информационного благоприятствования (ИИБ). Он рассчитывался для каждого бизнесмена на основе анализа количества ссылок на материалы в СМИ, влиятельности цитирующих ресурсов, характера упоминания (позитивно, негативно, нейтрально), роли героя в публикации, наличия прямой речи, иллюстраций, экспрессивности заголовка, заметности сообщения (его объем, номер страницы, тираж, посещаемость).
В итоговой таблице представлены основные данные о каждом богатейшем – размер состояния, количество цитат в прессе и упоминаний в блогах, а также показатель ИИБ.
Что касается
В среднем олигархи первой сотни упоминались в 2011 году чуть более 2000 раз. Наиболее близок к среднему показателю Александр Мамут (№40 списка богатейших россиян).
Самый популярный в прессе персонаж — Михаил Прохоров — в минувшем году оттянул на себя пятую часть общего внимания, которое пришлось на всю сотню миллиардеров. Первые десять богатейших бизнесменов, суммарное состояние которых составляет чуть более трети (37%) от совокупного состояния сотни, получили почти половину адресованного этой сотне внимания прессы. Состояние каждого из десяти наиболее редко упоминаемых бизнесменов не превышает $2,4 млрд, а самый редко упоминаемый участник списка, бывший топ-менеджер экспортной дочки «Газпрома», ныне частный инвестор Мегдет Рахимкулов, упомянут всего в 17 сообщениях.
Прохоров же оказался и самым общительным бизнесменом списка (более 16 000 его цитат за год). Каждая третья цитата участников сотни принадлежит ему. Половина первой десятки богатейших входит и в десятку
Семь участников сотни за год не сказали СМИ ни слова. Пятеро из них специализируются на инвестициях и финансах, а двое входят в крупнейший российский частный банковский холдинг «Альфа-Групп».
В целом в минувшем году пресса была настроена относительно богачей преимущественно нейтрально или позитивно. Три четверти все откликов прессы о богатейших носят чисто информационный характер и не имеют очевидной окраски. А общее количество положительных откликов в полтора раза превышает количество критических (без малого 30 000 против чуть более 20 000 соответственно). На деньгах критика не сказывается: совокупное состояние первой десятки
Ни одного позитивного отклика не получили два участника списка, а ни одного отрицательно — 17 бизнесменов. Лидеры по негативным и позитивным откликам прессы в значительной степени дублируют друг друга — в первой десятке мы насчитали шесть общих героев.
Федеральные телеканалы уделяют богатейшим россиянам сравнительно мало внимания. Из «Золотой сотни» только половина удостоилась упоминания хотя бы один раз, общее количество упоминаний составило 1700, а цитирования удостоилась за год всего треть списка. Абсолютный рекордсмен — тот же Прохоров, он обеспечил 38% упоминаний и более половины цитат. По сравнению с печатной прессой и электронными СМИ позиция ТВ выглядит более уравновешенной — количество положительных откликов превышает число отрицательных всего на 5%.
Значимость героев в
Блогеры в целом более нейтральны по отношению к состоятельным соотечественникам, чем журналисты, — 85% их откликов не дружественны и не враждебны. Однако оставшаяся часть блогерской аудитории более склонна к критике, чем традиционная пресса: общее количество отрицательных откликов, касающихся богатейших россиян, почти вдвое превышает число положительных. При этом почти 40% участников «Золотой сотни» за год не удостоилась ни одного критического отзыва, а ни одной похвалы от блогеров не получили чуть менее трети. Интерес блогеров к прямой речи российских миллиардеров сравнительно невысок — их цитаты приводят лишь в каждом восьмом сообщении. Прямая речь Прохорова, самого популярного персонажа медийного мира по итогам 2011 года, составила 60% всех приведенных в блогах цитат первой сотни российских бизнесменов.
По результирующему показателю —
26/04/2012