Lipton: от бакалейной лавки к мировой славе
Легендарная история жизни и развития торговой марки стоит за каждой чашкой чая Lipton
Lipton — крупнейший бренд чая, известный по всему миру. Сегодня Lipton объединяет несколько продуктов: традиционный листовой чай, чай в пакетиках и серию холодных напитков в бутылках.
История легендарного чая начинается в далекой Шотландии, в городе Глазго. Именно там 10 мая 1850 года и родился Томас Липтон. Совсем юным мальчиком Томас трудился закройщиком рубашек на швейной фабрике и помогал в бакалейной лавке своим родителям. Там он начал постигать основы предпринимательства и набираться опыта в бизнесе.
Без билета
Зима 1865 года обернулась для
Так продолжалось 4 года: до тех пор, пока молодой Липтон не устроился работать клерком в популярный бакалейный магазин в Нью-Йорке. По его словам, именно там были созданы предпосылки к развитию стратегии системы продаж и рекламного продвижения, которые он так успешно использовал в дальнейшем.
В 1869 году, весной, Томас возвращается в Шотландию.
Бакалейная лавка
В возрасте 21 года, имея за плечами хороший опыт в продажах и предпринимательстве, Липтон разрабатывает идею собственной бакалейной лавки. Он откроет ее два года спустя в родном городе Глазго с начальным капиталом в 180 фунтов. Молодой бизнесмен работал на всех должностях одновременно: он был и управляющим, и кассиром, и продавцом, и закупщиком.
Чтобы максимально снизить себестоимость товаров, он заказывал их непосредственно у производителей, минуя поставщиков. Несмотря на огромный функционал, за который он отвечал самостоятельно, Липтон был занят построением плана по привлечению новых покупателей.
Трудолюбие и целеустремленность начинающего предпринимателя хороши видны по тому, что уже через пару лет он руководил 25 магазинами в Шотландии. А креативность отлично проявилась в методах, которые он использовал для привлечения аудитории. Это были, в том числе, различные детали оформления магазинов: узоры из продуктов на прилавках, постеры, которые менялись каждую неделю, картинки на актуальные тематики и много другое.
Цейлон и Липтон
Идея чайного бизнеса родилась относительно спонтанно.
Цейлонские плантации кофе сильно пострадали от болезни, почти все деревья пришлось вырубить. На их место посадили чайные кусты. Не долго думая, Томас поехал в Цейлон и скупил 5500 акров плантаций чая.
Липтон стал применять новейшие методики и лично изобрел канатные конвейеры, по которым транспортировались корзины с только что собранными чайными листьями в места из последующей обработки.
Липтон уделял огромное значение упаковке — он первый, кто начал продавать чай в удобных маленьких коробочках, а не в развес, как было принято раньше. Упаковка помогала сохранить чайный лист от повреждений и продлить срок его хранения.
Следующим шагом стала узнаваемость бренда: коробки чая приобрели одинаковое изображение и цветовую гамму. Несколько лет спустя Липтон поставил на поток выпуск чая в пакетиках, а в 1910 году Lipton tea уже стал выпускаться вместе с известными ярлычками и инструкцией по завариванию.
Дальше внимательный предприниматель изучил и классифицировал чай в зависимости от крепости и создал специальную линейку для различных категорий потребителей, охватив тем самым весь рынок чая. Рост покупателей и торговых точек был настолько значительный, что Lipton очень быстро расширяла границы.
С плантации прямо в чашку
Один из первых рекламных слоганов Lipton звучал так: «С плантации прямо в чашку». Он был известен на всю Британию.
Компания традиционно трепетно подходит к своей рекламе и по сей день.
Мировой объем потребления Lipton составляет 4,5 млрд литров в год. Ежедневно по всему миру выпивается 205 млн чашек чая Lipton.