Сделать миллиарды на том, что «сделать переезд чуть менее муторным»
Американцы любят переезжать. Раз в год каждый пятый житель страны как комета срывается с насиженного места, грузит пожитки и родню в огромный фургон и проделывает путь в сотни, а то и тысячи миль навстречу новой работе или чтобы просто поменять среду обитания. Ежегодно в США фиксируется до 20 млн переездов, а рынок сопутствующих услуг, называемых «мувингом»
Выходцы из Орландо Том Кэннон и его двоюродный брат Боб Кэннон сумели, как гласит слоган их компании BungoBox, «сделать переезд чуть менее муторным». С августа 2009 года они сдают в прокат специальные пластиковые контейнеры-коробки, с помощью которых можно быстрее и проще транспортировать бытовой (а впрочем, с тем же успехом и офисный) скарб.
Простая идея
Мысль использовать подобные контейнеры для перевозок пришла в голову Тому, потомственному предпринимателю, когда он подрабатывал грузчиком в компании, занимающейся утилизацией распределительных центров крупных корпораций. Остатки складских запасов запечатывались в большие пластиковые контейнеры, устанавливались на стандартные платформы с колесиками и загружались в фургоны, откуда их потом развозили по складам местных ритейлеров. Кэннона осенило: почему бы не использовать такой же подход и к частным перевозкам?
Оптимизм зашкаливал, пока не выяснилось, что Том не был первым: две небольшие компании на западе США уже сдавали аналогичные коробки в аренду. «Поначалу я расстроился, поскольку был уверен, что моя идея перевернет рынок, — вспоминал Кэннон. — Но после некоторых исследований и размышлений понял, что на федеральном и даже международном уровне эта идея по-прежнему может выстрелить и оказаться революционной». Том быстро привлек к делу своего кузена Боба, до того занимавшегося инвестициями в недвижимость и брокерскими услугами, а в новом проекте согласившегося взять на себя роль основного инвестора. Суммарные вложения в бизнес за первые два года составили около полумиллиона долларов — и все из личных накоплений. Рынок действительно с азартом воспринял предложение братьев: за три года BungoBox открыла 12 офисов в США и вошла в список быстрорастущих компаний Fortune 500.
BungoBox не просто сдает в аренду пластиковые контейнеры. Это было бы слишком скучно. Стартап стремится изменить сам способ переезда американцев с места на место. Способ этот, к слову, не менялся с 1890-х годов, когда производитель бумаги Роберт Гейр придумал делать из прессованного картона обыкновенные коробки. Вплоть до нового тысячелетия американцы, как и россияне сегодня, подбирали их у мусорных баков или на задних дворах супермаркетов. Но с распространением «зеленой» политики большинство магазинов перешло на полную переработку всей тары. Теперь будущие путешественники вынуждены платить за новые коробки в Home Depot, Lowe’s или брать их напрокат. Подобным бизнесом занимаются тысячи маленьких компаний по всей Америке.
«Владелец стандартного дома с тремя спальнями при переезде только за картонные коробки выложит около 195 долларов, — подсчитывает Том Кэннон. — И это без учета затрат на клейкую ленту и дополнительных расходов на транспорт: под картонные коробки вам потребуется более вместительный грузовик. Ну и не забывайте про низкую прочность картона: ваши коробки могут порваться, а вещи — выпасть и разбиться. К тому же перетаскивать их жутко неудобно».
BungoBox обещает сделать ту же работу за $105: аренда коробки на неделю обходится от $1,75 до $5 в зависимости от того, что нужно клиенту — ящик под кухонную утварь или вместительный гардероб. На переезд маленького дома с одной спальней потребуется около полусотни долларов, а большого с четырьмя спальнями — около двухсот. При этом BungoBox доставит заказанные по телефону или через Интернет коробки и дополнительную фурнитуру (ремни, колеса, тележки) к порогу дома или офиса, а через неделю заберет их — уже в новом месте. Обычно частные лица арендуют оборудование BungoBox на две недели и укладываются в промежуток от $150 до $250, а корпоративные клиенты переезжают две-четыре недели и платят от $500 до $2 000. Благодаря высокой марже и низким издержкам (каждая коробка благополучно переживает 200–400 переездов и окупается уже после четырех использований) компании удалось в первый же год выйти на точку безубыточности.
В активе фирмы, не успевшей закостенеть в прокрустовом ложе устоявшихся бизнес-процессов, — гибкость и скорость реакции на рыночные изменения. Так, компания нашла «противоядие» от сети Home Depot, начавшей торговлю в летний сезон похожими контейнерами из перерабатываемого пластика по цене от $7 до $15. Тем клиентам, у которых никогда не доходят руки распаковать вещи на новом месте, BungoBox готова продавать свои контейнеры за вычетом стоимости их аренды. Еще один конек, на котором компания может выехать (прежде всего на рынке США), — ставка на экологию. Каждый контейнер BungoBox спасает, по словам владельцев, шесть кубометров воды, четыре больших дерева, 923 киловатта энергии и 151 литр природного газа — и все это благодаря более длительному сроку эксплуатации. Ящик состоит из полностью перерабатываемого пластика — а доля переработки традиционных картонных коробок, по данным Американского агентства по защите окружающей среды, достигает лишь 50 процентов.
Элегантное исполнение
Важнейшая часть плана BungoBox — франчайзинг. Благодаря этой модели компания надеется за пять лет открыть 100 представительств в США и Канаде, став самым узнаваемым брендом среди компаний, обслуживающих переезды. Ну а в более отдаленных планах братьев — охватить все население страны по простой формуле «одна франшиза на каждый миллион жителей». Открыв на заемные деньги три офиса, Кэнноны запустили рекламу своей франшизы — и спустя месяц получили от потенциальных партнеров около сотни заявок со всех уголков страны и из-за рубежа.
«Мы открывали BungoBox, — говорят предприниматели, — в расчете на то, что уже через небольшой срок она станет успешной франшизой. Это наш главный принцип: быть настолько близкими к покупателям, что они смогут без проблем ездить куда угодно и полагаться на систему нашего оборудования. Франшизы для нас — самый быстрый и эффективный метод развития».
Запуск бизнеса по франшизе обходится сравнительно недорого: на склад, транспортную инфраструктуру и закупку нескольких тысяч контейнеров уходит от 75 до 130 тысяч долларов. Ныне большинство представительств расположены на юго-востоке страны, в родной для Кэннонов Флориде и соседней Джорджии. Однако экспансия идет полным ходом: недавно открылись офисы на другом конце США — в Колорадо и Аризоне.
Владелец одной из франшиз Грег Стейниг уверяет, что начал получать операционную прибыль — пусть и небольшую — уже с первого месяца работы: «Я подозревал, что дела пойдут неплохо прямо со старта, но был на седьмом небе от радости, когда один из первых клиентов заказал у меня шестьсот коробок — треть от всех, что у меня тогда были, — для переезда офиса. А корпорации постоянно куда-то переезжают». По словам Стейнига, каждую неделю «работает» примерно две трети находящихся на складе коробок.
Владелец другого представительства, Трой Маклин, тоже не сомневается в своем будущем: «В моем регионе каждый год совершается около полутора тысяч переездов, и мы рассчитываем по крайней мере на двести из них. А со временем, я уверен, будем контролировать 80% рынка».
Сегодня годовой доход BungoBox оценивается в полтора миллиона долларов, а ежегодный рост превышает 200%. Прибавьте к этому награды BIG Awards за лучший рост малого бизнеса в 2010 году и многочисленные призы за заботу об экологии — и налицо пример успешного дела, взращенного практически на пустом месте. Не случайно кумир братьев Кэннон — один из самых богатых людей мира, основатель Blockbuster Video Уэйн Хейзинга, сколотивший свой первый миллион как раз на уборке и переработке мусора.
Кстати, о мусоре. В России до сих пор продолжаются весьма утомительные и, увы, пока крайне непродуктивные споры о том, как следует изменить действующее экологическое законодательство, чтобы деятельность в этой сфере стала привлекательной для коммерческих операторов, и при этом избежать опасности возникновения новых «черных» и «серых» схем (которых в российском «мусорном» бизнесе предостаточно).
Статистика удручает. По оценкам, страна буквально завалена грудой мусора не менее чем в 100 млрд тонн! Средний уровень утилизации отходов производства не превышает 30%, а из отходов потребления в виде вторичного сырья извлекается лишь 2% от общего объема их образования: остальные 98% загрязняют окружающую среду.
Успех проекта братьев Кэннон, взлет упомянутого Уэйна Хейзинги и достижения тысяч других экологических проектов в США подсказывают: дело далеко не только в активности деловых людей, но прежде всего — в качестве системы государственного управления, прозрачности экосистемы предпринимательства и эффективности законодательства.