Как открыть магазин ручной работы. Личный опыт.
Открыть магазин ручной работы Татьян Политикова и Ольга Демко решили после того, как долго искали подарки своим близким, но так и не нашли ничего стоящего. Посовещавшись, оценив все за и против, они открыли магазин «Цацки». Он открылся не так давно, но покупателей там хоть отбавляй, особенно в праздничные дни. О «hand made» бизнесе, его перспективах и трудностях рассказала нам Татьяна Политикова.
- Скажите, как давно и почему вы занялись этим видом бизнесом? Чем занимались раньше?
- Сувенирами и подарками ручной работы мы занялись не так давно – летом 2010 года и рады этому. Магазин и собранные в нем работы приносят массу дивидендов. Не столько в виде звонкой монеты, сколько в количестве творческих людей, с которыми общаемся, и тех замечательных работ выставленных на витрине в ожидании своих будущих хозяев.
Раньше мы обе работали в сфере рекламы, это помогает нам в нынешней деятельности. То, что мы открыли этот бизнес, для нас логично выстроилось именно из рекламы, как и в рекламе необходимо много общаться, учитывать пожелания всех участников процесса и в итоге получить результат, в котором все довольны, а бизнес процветает. Причем процветает не потому, что в него много вложили, а потому, что он востребован самим рынком и людьми.
Но главное, что нас в этой работе двое. Ольга Демко главный вдохновитель и муза предприятия, можно сказать идеолог направления. Есть еще два продавца – Мария и Ксения, они делают максимум для того чтобы каждый покупатель, ищущий подарок или сувенир ушел не только с покупкой, но и с прекрасным настроением и душевным подъемом.
- Татьяна, расскажите, а откуда взялась идея открыть именно магазин изделий ручной работы?
- Идея родилась из собственных трудностей в поисках неповторимых и добрых подарков для близких людей. Однажды встретившись вместе, мы пожаловались друг другу на трудности в поисках подарков, в надежде, что все же найдем какие-то пароли и места, где можно купить неординарные и, что немаловажно, не китайские сувениры.
Удалось с большим трудом разыскать пару таких мест, но все же с китайским товаром. Так и было выяснено, что магазинов с яркими позитивными подарками почти нет. Зато есть масса людей умеющих делать неординарные вещи. Так что идея не случайна.
Дополнительно мы провели маркетинговые исследования и приняли участие в нескольких выставках «хенд мейд» (ручной работы) в Украине, и окончательно пришли к выводу, что потребитель нуждается в такой продукции, а мастера ищут открытый для широкого потребителя способ реализации своих работ. Таким образом, на территории своего магазина мы даем возможность встретиться всем заинтересованным лицам и обрести исполнение своих желаний.
Для Днепропетровска формат магазина «хенд мейд» новый, только начинающий зарождаться. Немногие ТЦ имеют в своем составе подобный магазин, потому что Днепропетровск является промышленным городом, достаточно долго тяготевшим к индустриализации и нивелированию творческого потенциала.
Только сейчас назрел явный потребительский спрос на персонализацию личности и товара. Потребительский спрос на этот сегмент рынка будет только увеличиваться, особенно в условиях кризиса, так как устав от ежедневной борьбы с экономическими и социальными проблемами человеку необходимо найти то, что будет согревать его душу. Товары категории «ручная работа» предметно доказывают, что в социальный аспект жизни любого человека входит и забота о душевном равновесии, а не только погоня за общепринятыми стандартами.
- Трудно ли было начинать? С чего вы начинали?
- Начинать всегда весело и интересно, правда при условии, что вам очень нравится то, что вы задумали реализовать. Это тоже своеобразный творческий акт. Очень интригующий процесс – знакомство с авторами, с их работами. Собственно это открытие новых горизонтов, масса позитивных чувств, открытие того, что было скрыто и, тем не менее, живет, развивается, обретает новые черты – новый прекрасный творческий мир.
Начинали именно с поиска авторов, это одна из важнейших составляющих нашей работы. Кстати, процесс поиска автора с оригинальными работами никогда не останавливается, мы даже не представляли, сколько талантливых креативных людей есть на Украине. Это было одно из самых приятных открытий.
- Расскажите у вас весь товар ручной работы? Сами вы делаете что-то?
- Открывая наш магазин главным в концепции создания магазина был упор именно на авторскую работу, без примесей производителей массовой поп-культуры. Но тут необходимо разобраться в терминах: авторская работа и ручная работа.
Мы сотрудничаем с Александром Литвиным, он автор мягкой игрушки. Он сам разработал концепт игрушек, придумал внешний вид работ, сконструировал выкройки, подобрал ткань. Но собирает он своих героев на швейной машине. Это однозначно авторская работа – не массовая, а индивидуальная, никто больше повторить не может ни его котов, ни панду, ни многих других зверушек, но ведь нельзя назвать это просто ручной работой.
Или вот серия «кукол-вуду», авторство Натальи Дубоделовой, кроме того, что она начинающий и уже известный дизайнер одежды, она занимается созданием таких любопытнейших работ. Никто кроме нее не сможет предложить такие сувениры, но они тоже сшиты с помощью швейной машины. А количество творческих затрат на такую куклу огромно, она сможет стать настоящим амулетом удачи для своего владельца, в нее вложен огромный заряд энергии творчества, радости и позитива!
Я увлекаюсь и декорированием в разных направлениях. В магазине почти нет моих работ, но с удовольствием занималась декорированием мебели для магазина и некоторых аксессуаров (дерево для заколок и брошей, тумбы, рамы для зеркал, и т.д.)
- Можете сказать, чего уже достигли за время вашей работы? Чем можете гордиться?
- Главным достижением на сегодняшний день можно считать наших покупателей и их улыбки в тот момент, когда они оказываются в стенах магазина. Это очень приятно – удивлять, радовать, приносить пользу и давать возможность каждому покупателю унести кусочек тепла к своим друзьям и знакомым. А гордость это наши авторы – совершенно неповторимые, неоспоримо талантливые, умеющие делать краски ярче, мир добрее, вызывать улыбку детской радости на лице взрослого серьезного человека и это только с помощью своих работ.
- Как у вас обстоят дела с конкурентами? Ведь различных магазинов подарков огромное кол-во?
- Очень спокойно относимся к конкуренции, она действительно двигатель процесса. Конкуренты очень положительный аспект в нашей работе, помогает придать собственному магазину индивидуальность, заставляет не останавливаться на достигнутом. Магазинов сувениров действительно очень много, но не будем забывать, что магазинов авторской работы не так уж и много пока.
Мы занимаем совершенно другую нишу – ручная работа и персональный подход к покупателю и автору. У нас можно заказать автору то, чего в природе нет, есть только в вашей фантазии и поверьте, вы получите блестящий результат из соединения вашего желания и способности автора придать вашей фантазии блеск своего таланта.
- Татьяна, что в вашей работе является главным?
- Главное в нашей работе это отделять зерна от плевел, в нашем случае это означает, что отбирая работы для магазина нельзя основываться только на собственном вкусе и предпочтениях. Такой тонкий лед, идя по которому надо найти такой вариант, при котором покупатели и авторы останутся довольны, и не станут заложниками диктата личных вкусов владельцев.
- Вы считаете этот вид бизнеса перспективным? Вам он приносит прибыль?
- Безусловно, это очень перспективный бизнес. Общемировая тенденция внимания к личности, желание подчеркнуть свою индивидуальность не столько деньгами, сколько отразить свой собственный мир в тех вещах, которыми владеешь, носишь, дает возможность утверждать, что «hand made» это один из самых перспективных видов деятельности. Что касается вопроса о прибыли, то пока о существенной прибыли говорить рано.
- Что пользуется спросом в вашем магазине больше всего?
- Броши из войлока, серьги, мыло ручной работы, роскошные палантины из валяной шерсти, тонкие, мягкие, неповторимые; сумки с ручной росписью и профессиональным пошивом, подушки. А также куклы в стиле «Тильда», ангелы, кролики и коты.
В таком магазине как наш, важно успеть купить понравившуюся вещь, их может быть одна – две штуки, это не конвейерная работа. Составляющие стоимости это такой очень деликатный вопрос. Есть наши затраты и есть авторский гонорар, а он не может быть одинаковым для всех, очень разные работы, разные техники, разная степень профессионализма автора.
- С какими трудностями сталкиваетесь в работе?
- Трудно только тогда, когда покупатель не может найти то, что ему хотелось бы или не может определиться, что из всего понравившегося ему забрать с собой.
- Много ли у вас клиентов?
- Никак не можем пожаловаться на отсутствие покупателей, работы расходятся в новые руки постоянно и это дает нам возможность обновлять ассортимент, а авторам дает вдохновение творить. За прошедшие 2 месяца работы появились и постоянные поклонники авторов представленных в магазине. Сейчас продумываем систему лояльности, чтобы нашим покупателям было интереснее делать выбор и уходить от нас с большим количеством подарков.
- Остается время на отдых? Скажите, пожалуйста, где предпочитаете отдыхать? Любите ли отдыхать заграницей?
- С отдыхом сейчас трудно, предполагаю выделить на это летнее время. Где отдыхать, в сущности, почти все равно, важны новые впечатления, временная смена места и окружения. За границей в этом смысле все происходит гораздо быстрее и ярче.
- Что бы вы пожелали тем, кто хочет заняться бизнесом?
- Желаю немного терпения, внимания и много удачи и драйва!
- Спасибо, Татьяна, желаем вам карьерного роста, благосостояния, успешности, реализации всех планов, выгодных вложений и стабильности.