История успеха. Виталий Китаев: От стартапа до реализации – 2 года
Правительство активно диктует курс на развитие и внедрение инноваций во все секторы экономики России. Оценить эффективность работы государственных программ поддержки, а также поделиться опытом создания инновационного бизнеса, мы попросили генерального директора ООО "ПРОзрение" Виталия Китаева - участника выставки "Малый бизнес Санкт-Петербурга", прошедшей в рамках Форума субъектов малого и среднего предпринимательства в прошлом году.
– Виталий, расскажите немного о вашей компании: когда и кем она была образована, и как Вы пришли к мысли начать именно этот бизнес?
– ООО «ПРОзрение», или Oriense, зарегистрировано в ноябре 2012 года. Учредителями компании, разрабатывающей высокотехнологичные устройства помощи слепым и слабовидящим людям, стали три человека: я – инженер робототехники, Константин Жуков – специалист в области компьютерного зрения и Владимир Буняков – начальник лаборатории телевизионных информационно-измерительных систем ЦНИИ РТК.
Что касается идеи – создания «навигатора» для слабовидящих и незрячих людей, – то она возникла гораздо раньше.
В 2006 году к Владимиру Бунякову, который уже тогда работал в ЦНИИ РТК и занимался компьютерным зрением, обратился друг, незрячий от рождения, и попросил сделать для него устройство, которое помогло бы ему «видеть» и свободно ориентироваться в окружающем мире. К сожалению, в то время технологии не позволили создать что-то реальное, но идея будущего устройства Oriense возникла…
Позже, в 2010 году, в лаборатории появился Константин Жуков, который в качестве своей диссертационной работы выбрал создание программного обеспечения для устройства.
Что касается меня, то я попал в лабораторию с Жукову и Бунякову в 2012 году, будучи студентом. Идея создания «навигатора» для слепых и слабовидящих людей меня заинтересовала, и я присоединился к команде ученых.
В апреле 2012 года мы приняли участие в конкурсе «Imagine Cup» и дошли до всероссийского этапа. Правда из Москвы вернулись без призового места, но со специальной наградой от компании «Intel».
В мае 2012 года мы попробовали силы на конкурсе БИТ («Бизнес инновационных технологий») и заняли второе место на «БИТ Северо-Запад». Призовая 1 000 долларов оказалась не главным: на мероприятии мы познакомились с партнерами стартап-акселератора «iDeal Machine».
После доработки прибора в рамках акселерационной программы мы получили 20 000 долларов от венчурного фонда «RSV Venture Partners». На эти деньги и был создан полноценный прототип прибора.
– Что он собой представляет и как работает?
– Это некое устройство, которое надевается на грудь человека и подключается к небольшому компьютеру, который можно повесить на пояс. Плюс небольшой пульт управления и наушники. Причем отмечу, что наушники надеваются не на уши, а на виски и с помощью вибрации стимулируют ухо, при этом оставляя слуховой канал открытым. Это очень важно, потому что именно слуховой канал является основным источником информации для незрячего пользователя.
С помощью сенсора мы получаем так называемую «карту глубины» (изображение, на котором интенсивностью цвета обозначается дальность всех окружающих предметов от точки обзора). Система анализирует, как лучше всего обойти препятствие, формулирует словесное описание пути и озвучивает подсказку через беспроводные наушники. Такого функционала достаточно, чтобы человек чувствовал себя свободно, перемещаясь в помещении.
Сейчас мы работаем над добавлением алгоритма распознавания ям, а в дальнейшем планируем добавить такие функции, как распознавание купюр или чтение аудиокниг.
– Виталий, за сколько вы планируете продавать ваш чудо-прибор и каким образом?
– Предполагаемая цена прибора в рознице – 1 000 долларов. С одной стороны, это высокая цена, но с другой, это стоимость смартфона, которые многие незрячие люди покупают и активно им пользуются.
А продавать устройства Oriense мы планируем через уже существующие сети дистрибьюторов, специализирующихся на продаже медицинского оборудования для реабилитации, и через интернет-магазины товаров для слепых, а также реабилитационные центры, благотворительные и общественные организации.
Что касается зарубежного рынка, на который мы планируем выходить, то там наши приборы смогут покупать за счет средств обязательного медицинского страхования. Думаю, что со временем, и мы к этому придем.
Что касается конкуренции со стороны зарубежных производителей, то, на сегодняшний день, наша цена может быть более привлекательной. Например, одно известное нам устройство, созданное для слабовидящих людей, стоит две с половиной тысячи долларов. И при этом прибор рассчитан только на англоязычную аудиторию.
– И какова степень готовности прибора?
– Как я уже сказал, у нас есть опытный образец, который мы протестировали в Обществе слепых в Москве и Центре медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению в Санкт-Петербурге.
У незрячих людей прибор вызвал неоднозначное мнение, но они его не отвергли. Конечно, пока много нареканий: прибор довольно громоздкий – почти полностью закрывает грудь человека, но навигация работает хорошо. По этой причине мы считаем, что все проблемы решаемы, и сейчас над этим активно работаем. На октябрь 2014 года запланирован выпуск пилотной партии, и тогда же мы запустим устройство в продажу.
– Сегодня много говорят о поддержке производственного и инновационного бизнеса. Ощущаете ли Вы это на себе?
– Безусловно! Я считаю, что безвозмездные источники финансирования – такие, как грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий или второй транш инвестиций от венчурного фонда, – помогают нам успешно развиваться. А став резидентом «Сколково», мы сократили свои издержки за счет налоговых льгот…
– Виталий, поделитесь своими планами…
– Я уже упомянул, что выпуск полноценного устройства, объединяющего локальную и глобальную навигацию, намечен на осень 2014 года. А дальше – выход на европейский и американский рынки. Я и мои коллеги считаем, что эта ниша рынка пока свободна, а потому есть возможность для стремительного ее захвата и в России, и за рубежом.
Мне часто задают вопрос: «Почему другие компании, крупные и известные (например, «Самсунг»), у которых есть возможности и деньги, не выпускают приборы, подобные Вашему?»
Наверное, во-первых, потому, что прибыль будет не столь большой, а во-вторых, рынок не столь очевиден с первого раза. Просто потому, что незрячих людей мы видим не очень часто. На самом же деле целевая аудитория – очень большая.
По оценке 2011 года, 180 миллионов человек в мире – слепые. А это каждый 40-й человек, или от 1,5 до 2% населения любой страны. Это очень значительная цифра. А к 2020 году, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения, их станет 275 миллионов. То есть, прирост составит 4,8% в год. И это связано с тем, что население планеты растет. Таким образом, наша целевая аудитория – 20-25 миллионов человек. И даже если из них выделить 10%, которые купят наше устройство, то цифра получится очень значительная!
– Успехов!
Интервью провела Лейла Церетели
История о поддержке стартапа, конечно, с одной стороны, хорошая, но стоит отметить, что в мобильных устройствах есть условно бесплатные приложения, в-частности, распознающие купюры, предметы на столе, цвета вокруг. Гнаться за гигантами в производстве устройств, похоже, смысла уже нет. А вот сделать качественные русскоязычные приложения для слабовидящих было бы полезно.