Вам сие будет в пищу
Никто не будет спорить с тем, что принудительная регламентация вроде бы сугубо частных, интимных страниц нашей жизни становится трендом. Следом за ограничениями в пище духовной (будь то неугодная оперная премьера или крамольные разговоры в библиотеке) вот-вот воспоследуют требования о соответствии духовным принципам и хлеба насущного.
Если принципы питания в исламе и иудаизме давным-давно кодифицированы кашрутом и халялем, то православные россияне вроде бы были достаточно свободны при выборе того, что поставить на стол. Не ешь скоромного в дни поста, а кровяную колбасу – никогда. Вот в принципе и все, если речь идет о повседневных продуктах, а не какой-нибудь экзотике из мира насекомых.
Но, видимо, время предъявило новые требования. По крайней мере председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак уже более полугода вынашивает идею о необходимости введения системы добровольной сертификации «Православный стандарт», а в последние дни эта тема вновь попала в список актуальных новостей.
По его мнению, во главу угла должны быть поставлены экологичность и безопасность товаров, а также их способность оказывать «положительное влияние на духовное и физическое здоровье людей». В связи с этим особое доверие общественного деятелея вызывает продукция, произведенная в монастырских хозяйствах.
Дополнительные требования к продуктам, претендующим на православное потребление, еще прошлой осенью озвучил заместитель главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Роман Богдасаров. По мнению священника, «если в стоимость православного продукта будет заложена взятка или откат недобросовестному чиновнику, это тоже выводит его из категории православных продуктов». Таким образом, даже непорочная картошка, попади она на прилавок в результате коррупционного сговора, может стать табу для верных прихожан. Только вот как узнать об этом?
«Фонтанка» решила наведаться в торгующие едой православные интернет-магазины, применив к ним презумпцию духовной невиновности. Заодно мы посетили кошерные и халяльные торговые площадки – коллектив нашей редакции многонационален. В расчет принимались интернет-магазины, торгующие в Санкт-Петербурге или доставляющие заказы в наш город.
Знакомство с ассортиментом православного интернет-сектора повергло нас в смертный грех уныния. Никакими особыми изысками порадовать себя не удастся. Нет ни мяса, ни сыра, ни благословленной к употреблению колбасы. Зато потребителю в больших количествах предлагаются различные виды муки, макарон, каш, растительного масла (преимущественно оливкового, по стоимости процентов на 5-10 дешевле, чем на «обычных» сайтах). В большой чести у православных чай – и торговцы, видимо, полагают, что тут-то за ценой не постоят. Особенно если прибегнуть к актуальному брендированию. Например, перед нами стограммовая пачка травяного чая из кипрея (иван-чай) с добавлением медовых гранул. Товар украшает профиль Александра Сергеевича Пушкина. Просят православные торговцы за это великолепие 550 рублей. Если погуглить, то точно такой напиток можно найти на «светских» сайтах и по 440 рублей, и по 380. Для справки: иван-чай относится к дикорастущим полусорным травам, на нем весьма охотно пасется скот. В Ленинградской области его тьма-тьмущая, но если вам самим его собирать и сушить лень, то можно прикупить его в том же Интернете по 100 руб. за 100 граммов, а мед добавить по желанию. Недалеко от «пушкинского» чая ушел другой, «Столбушинский» – 100 граммов смеси иван-чая с чабрецом стоит 440 рублей.
Православным специалитетом является сбор из 16 трав по рецепту настоятеля Тихорецкого монастыря отца Саввы. Противораковая слава этого напитка шагает по всей России. На этикетке отмечены требования автора рецептуры: исповедь, покаяние, исправление жизни, причастие. За 104 грамма чая просят 320 рублей.
Остальное – по мелочам: постный шоколад (150 руб. за стограммовую плитку), разнообразные джемы и конфитюры (если пересчитать, выходит чуть более 1000 руб. за килограмм), много меда по доступным ценам. Не забыть бы про еще один специфический продукт: в продаже можно найти «Дивеевские» сухарики – скромный пакетик стоит 40 рублей. Сухарики эти не простые, а освященные в чугунке преподобного Серафима Саровского. Чугунок хранится в избушке старца и служит не только для освящения сухариков: среди паломников существует благочестивый обычай надевать этот чугунок на голову, что помогает от головной боли и прочих обстояний.
Кошерные интернет-магазины предлагают куда большее разнообразие, чем православные. Разумеется, абсолютно бессмысленно искать там священные сухари, а вот кошерным вином для запивки разжиться можно. Вообще, кашрут весьма замороченная система. Помимо особых правил обработки пищи, очень важно, чтобы все процедуры осуществлялись только иудеями. «С момента доставки винограда на винодельню, к ягодам и продуктам, получаемым из них, могут прикасаться только евреи, «соблюдающие субботу». То есть энолог-француз, скажем, не может притронуться к ним, без того, чтобы получаемый продукт не утратил кошерности», – просвещает один из магазинов и предлагает израильские и итальянские вина по цене от 495 рублей за полусухое до 1 682 руб. за бутылку игристого.
Помимо вина, в кошерных магазинах есть мясо. Но требования кашрута самым неблагоприятным образом сказываются на стоимости: за килограмм филе цыпленка просят 559 рублей, чуть дешевле филе курицы – 468 руб. Фарш из индейки обойдется в 632 рубля. Самая доступная позиция по говядине – ребрышки по 429 рублей, дороже всего придется заплатить за филейный край – 1034 руб. Самым дешевым говяжьим полуфабрикатом признаны мозги – всего 400 руб. за килограмм. Те же 400 рублей придется отдать за килограмм бараньей грудинки, бескостное мясо колеблется у отметки в тысячу рублей. Бараньих мозгов в кошерных магазинах обнаружить не удалось.
И наконец-то колбаса. Никакой свинины, одно только духовно одобренное сырье. Увы, конфессиональные особенности отбросили свою тень даже на всеобщее достояние – докторскую колбасу: 350-граммовый батончик будет стоить 280 рублей, если доктор прописал кошерное питание. Среди других предложений – пастрома из индейки (682 рубля за килограмм), подмосковные кошерные сардельки (690 руб.), французский кошерный рулет (850 руб.).
И, конечно, кошерная лавка не была бы самой собой, если бы не предложила покупателям что-то необыкновенного. Дорога к духовному пряма и безоблачна: купи пакетик сухариков для супа (полкило за 490 руб.), или жевательную резинку «Орбит» (550 руб.), а то и жвачку Hubba Bubba со вкусом кока-колы (250 руб.) или «Доширак» (220 руб.) – и получи записку в Стену Плача бесплатно! Текст записки нужно послать по указанному электронному адресу. Для полной гармонии не хватает только мацы, но и она сыщется в Сети: 250 руб. за килограммовую упаковку. Личный опыт свидетельствует – чудо как хороша с кефиром или прослоенная творогом с зеленью!
Лучше всех в гастрономическом смысле живется мусульманам: халяльные магазины подкупают самым широким ассортиментом и умеренными ценами. Свежая говядина колеблется в цене от 320 до 450 руб., баранина – от 360 до 400 руб. За килограмм куриного филе попросят 250 рублей. Широкий выбор замороженных полуфабрикатов и колбасных изделий – от 140 до 1380 руб. за килограмм, причем в ассортименте есть конина, суджук и прочие мусульманские вкусности. Если уж речь зашла о лакомствах, то можно побаловать себя и настоящей узбекской халвой (400 руб. за кг), и восточной пастилой из граната и яблок (60 руб. за 150-граммовую упаковку). А еще огромный выбор так любимой на Востоке лапши – лагманной, бесбармачной и т.д.
Своим опытом с «Фонтанкой» поделилась Светлана, владеющая одним из халяльных магазинов:
– Мусульманскому магазину очень трудно раскрутиться: нам нельзя торговать ни табаком, ни спиртными напитками. Мы существуем уже три года, помимо интернет-магазина у нас работают уже три обычных. Конечно, слово «халяль» отпугивает посетителей – многие из наших клиентов по полгода ходили мимо, прежде чем решились зайти. А в самом начале одна из муниципальных депутатов даже написала запрос, может ли в Петербурге быть наша вывеска. Но теперь все хорошо, а из общего количества наших посетителей половину составляют немусульмане.
Некоторые проблемы возникли после запрета на ввоз турецких продуктов, пользовавшихся спросом. Светлана уверяет, что положение спасла локализация производства: нашлись производители, которые наладили в России производство ставших дефицитными продуктов.
И еще одно наблюдение, печальное. Проклятый сыр – а, вернее, его отсутствие – напоминает нам о том, что человеческий век полон скорби. Нам не удалось обнаружить в конфессиональных интернет-магазинах, доступных в Петербурге, сколь-нибудь внятного предложения. Разве что один из кошерных магазинов торгует адыгейским и голландским сыром отечественного производства (530-600 руб.). Этот продукт как сквозь землю провалился – если мы говорим о хорошем качестве. Неудивительно, что за него многие готовы и душу продать. Последней надеждой был сыр "Монастико", производство которого наладила братия Валаамского монастыря: говорят, даже итальянцы восхитились достигнутым результатом. Увы, в Интернете его найти не получилось. Представитель фермерской сети, которая торговала этим сыром «в реале», сообщила, что поставки сыра прекратились и, может быть, возобновятся осенью. Оставалась лавка Валаамского монастыря на петербургском подворье, но после вопроса о сыре связь резко прервалась. Сверившись с календарем, "Фонтанка" увидела, что сегодня начинается Петров пост. Горько.
Но нам, независимо от конфессиональной принадлежности, есть чем заесть эту горечь. В Сети можно купить так называемые «шоколадные книги»: наборы конфет, которые украшены тематически: маковками да молитвами, минаретами и полумесяцами, готическими соборами да картинками-витражами, а также звездами Давида и менорами. Наборы соответственно именуются православными, мусульманскими, католическими и иудейскими коллекциями и стоят 1 685 рублей. Но положение опять-таки неравное: если католический и православный набор весят по 375 граммов, то мусульманская и иудейская коллекция тянут на 425 и 435 граммов соответственно. Вот и думай теперь, во что верить.
Автор: Евгений Хакназаров