Интервью со Снегурочкой, которая пришла в профессию в кризис, а ушла из нее руководителем эвент-агентства.
До того, как разразился финансовый кризис 2008 года, Елена Нефедова семь лет работала в рекламном агентстве. Как и многих других, кризис заставил ее переквалифицироваться: Елена выбрала профессию Снегурочки, и не прогадала – творческая реализация принесла сначала деньги, а затем начала понемногу удовлетворять карьерные амбиции. Недавно бывшая Снегурочка открыла собственное агентство праздников и мероприятий Viva. Сегодня Елена Нефедова рассказывает RB.ru об особенностях новогодней профессии.
- Елена, как и почему вы вдруг решили стать Снегурочкой?
- Я проработала в рекламных агентствах семь лет, придумывала рекламу, писала тексты и слоганы. Жизнь была размеренной и можно даже сказать сытой. Но неожиданно наступил кризис, причем кризис в самом буквальном смысле этого слова. Нечем было платить по кредитам, зарплату не выдавали - говорили, что денег нет. Плюс ко всему, меня еще лишили водительских прав за выезд на встречную полосу, когда я опаздывала на очередное собеседование. Я продала машину, погасила кредиты и начала продолжать рассылать резюме на должность "копирайтер". Но копирайтеры в разгар кризиса никому не были нужны - половина рекламных агентств обанкротились. Поиски работы ни к чему не привели.
У меня оставалось 50 000 рублей. Я даже во сне думала о том, как заработать деньги! И однажды утром я увидела первый снег за окном и подумала, что ведь скоро Новый Год... люди будут себя развлекать, чтобы хоть как-то отвлечься от черных мыслей о кризисе. А я еще с детства мечтала быть Снегурочкой - в красивом платье, с длинной, пушистой косой. В общем, я решила, что можно заработать в Новый Год, устраивая поздравления для детей и взрослых. Я всегда была артистичной, даже поступала как-то во ВГИК и ГИТИС, но работать Снегурочкой ни разу не приходилось. Тем более, у меня не было Деда Мороза, костюмов, сценариев, а самое главное - понимания, как и что надо говорить.
- Как удалось втянуться в профессию? Подготовка была трудной?
- Так совпало, что в это самое же время я познакомилась с мужчиной, у которого до кризиса был свой бизнес, но ему пришлось все закрыть, потому что ничего не продавалось и не покупалось. С четкой уверенностью в том, что случайных знакомств не бывает, я рассказала ему свою идею. Он выслушал меня и сказал: "Окей, это мысль! Только у нас ведь нет костюмов, нет рекламы, как о нас узнают?"
После долгих дебатов мы решили сделать свой сайт, купить костюмы, я взялась писать сценарий для детей и взрослых. Мы решили ориентироваться на детей и офисы. И та, и другая аудитория нам показалась лояльной – дети есть дети, а в офисах под новый год пьянствуют, а значит придираться особо не будут.
- И что было дальше? В какой срок удалось все успеть?
- За неделю я сама сделала простенький и убогий, как мне сейчас кажется, сайт на "народе". Цены подсмотрели у конкурентов и сделали средний ценовой минимум, потому что люди хоть и любят "подешевле", но слишком заниженные цены всегда вызывают подозрения и наталкивают на мысль, что это "шарашкина контора", а "вон тот мужчина совсем не Дед Мороз"! В середине ноября мы только закончили сайт. Осталось написать сценарий и купить костюмы. Как сейчас помню, костюмы были самые дешевые - около 3500 руб. за комплект, но смотрелись мы потрясающе! Наверное, сказывалось желание заработать уже хоть какую-то денежку, так как финансовые потоки беспощадно иссякали. Мы устроили фотосессию - фотографировались в квартире в костюмах и в тапочках.
Вообще в дальнейшем я заметила, что русский человек, как сорока, - чем красивее и ярче, тем лучше! И не важно, что у Снегурочки может быть украинский акцент или она шепелявит – главное, красиво! Так выбирает актеров большинство населения. Им неважно, какой сценарий, какие игры будут, им важно знать, когда передавать подарок и деньги Деду Морозу. Этот вопрос задавали чаще всего.
- А что было с рекламой? Вы просто продвигали сайт? Или были другие инструменты?
- Реклама - это самое сложное! Конкуренция в кризисный год была сумасшедшая! Это сейчас я понимаю, что в тот год большинство менеджеров точно также, как и я, пошли в смежные професси, в культ-массовый сектор, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь. Во время кризиса одна часть пошла в таксисты, другая в Деды Морозы. Так вот на рекламу у нас денег не было. Мы печатали на принтере объявления и расклеивали их по всему району. Руки в клее, пальцы замерзшие, ходили как зомби по всем домам, остановкам. Мне было невероятно стыдно! Я, с двумя высшими образованиями, клею на заборы и дома объявления. Самое смешное то, что клеили мы поздно вечером, чтобы не привлекать внимание, а рано утром, часов в 5 утра, все объявления срывали дворники. Эффективность получалась нулевой!
Заканчивался ноябрь. Мы обклеили все Химки и Куркино. Звонков по-прежнему не было. Вложены деньги в костюмы, в принтер, который тоже пришлось купить. Но интернет сделал свое дело – люди читали наши объявления на бесплатных порталах. Начались первые звонки.
-А Снегурочка красивая?
-Конечно!
-А у Деда Мороза голос грубый?
-Да! Как у настоящего Дедушки Мороза.
-А мешок большой у вас, а то мы сыну будем дарить самолет - влезет он в мешок?
-Запихнем, не переживайте!
-А можно Снегурочка разденется в конце поздравления?
-К сожалению, мы такую услугу не предоставляем.
-А на фото - это вы?
-Да.
-А сколько лет вы этим занимаетесь?
-Ооо, уже очень давно! Лет пять, наверное...
Врать приходилось беспробудно! Если бы только клиенты знали, каких нереальных трудностей нам стоило быть этими самыми сказочными персонажами!
- Репетировали долго? Или сразу экспромты?
- Одно дело написать сценарий - его я придумала сама, добавила веселые игры, как для взрослых, так и для детей. Я тренировалась на детях друзей и когда видела, что им нравится, оставляла конкурс в сценарии. Самым сложным было выучить этот сценарий. Дело в том, что у моего Деда Мороза была черепно-мозговая травма, и он страдал реальным склерозом! Он не мог запомнить целые фразы, он даже забыл слова из песенки "В лесу родилась елочка". Представляете? Дед Мороз со склерозом! Пришлось придумывать для него "волшебный свиток", с которого он читал весь текст и стихи. Как говорится, хочешь жить - умей вертеться.
- А как прошел дебют?
- На первом заказе у меня от страха дрожал голос. Это была "дорогая" квартира и публика была соответствующая. Я очень волновалась, но если учесть, что я не очень-то люблю детей, то с ролью доброй Снегурочки я справилась блестяще! Дети были в восторге, родители очень благодарны.
Тогда, кстати, случился и первый курьез во время представления, который потом оказался самым распространенным. В песне "В лесу родилась елочка" есть очень трудная фраза "Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит". Эту фразу не помнит никто и никогда! Поэтому получалось так - сначала все дружно и бодро в хороводе затягивали песню, многоголосье стояло такое - закачаешься! А на этой фразе наступала полная тишина, и только мой тоненький голосок допевал эти строчки. А потом песня возобновлялась с новой силой.
- А какие еще были курьезы?
- Пару раз мой Дедушка Мороз давился своей бородой – краснел и задыхался прямо по-настоящему. В первый раз мне было страшно - длинные волоски бороды, уж не знаю как, попали ему в горло, он долго кашлял, а я подыграла и сказала, что Дедушке пора сходить за подарками, чтобы он смог прокашляться. В другие разы мне было уже до ужаса смешно смотреть на это, я из последних сил сдерживала смех, глядя, как он давится собственной бородой. После этого мы стали брызгать ее лаком для волос.
Несколько раз ошибались квартирами и офисами, потому что клиенты называли не тот номер дома или подъезда. Вы даже не представляете шок людей, когда с порога им Снегурочка, широко улыбаясь и жестикулируя, говорит: "Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, мамы, папа, бабушки, дедушки, соседушки.." Немая сцена....
-Ой, а мы не заказывали Деда Мороза..
-Извините, с Новым годом!
И если в квартирах эти ошибки выяснялись довольно таки быстро, то в офисах иногда успевала проходить половина выступления.
- А как в офисах проходили представления?
- В офисы мы ездили чуть реже, чем в квартиры. Все офисные работники воспринимают Деда Мороза и Снегурочку как что-то развлекательно-пошловатое. Не знаю почему, но у всех мужчин было желание сесть к Деду Морозу на колени и выпить с ним водки. Выпивать предлагали ВСЕ! Абсолютно все! В каждом офисе, на каждом заказе. Когда передавали Дедушке Морозу деньги, подмигивали и говорили: "Ну чо, может выпьете с нами за Новый год?" Мы придумали гениальную фразу, которая действовала на всех безотказно: "Спасибо, но мы на работе". И офисные работники сразу успокаивались. Потому что работа (а тем более в кризис) - это святое!
Для офисов мы придумывали смешные подарки. Когда Дедушка Мороз доставал из красного мешка банку с огурцами и упаковку презервативов со словами "Плодотворного вам Нового года! ", все воспринимали это совершенно нормально, если не сказать на ура.
- Сколько удалось заработать за праздники?
- Разброс цен у нас был от 2000 до 6 000 рублей, в зависимости от дня поздравления, чем ближе к Новому Году – тем дороже. В тот год мы смогли набрать всего 20 клиентов, и за общее время работы 12 часов мы с Дедом заработали примерно по 40 000 рублей. Я считаю, что это был неплохой заработок с учетом того, что был кризис, и мы сами получали от выступлений удовольствие.
- А что было в следующем году?
- На следующий год я уже занялась полноценной организацией новогодних поздравлений. Создала новый сайт, вкладывала деньги в его раскрутку. За полтора месяца он вошел в топ "Гугла" и "Рамблера". Мы ввели новую услугу - стриптиз в исполнении Деда Мороза и Снегурочки, это была не наша инициатива, идею подсказал сам рынок. Сама я, конечно, уже не выступала в роли Снегурочки, а занималась организационной работой, набирала на эти роли актеров, принимала звонки. Офис я не снимала - в этом не было необходимости. Затраты на рекламу и раскрутку сайта составили около 25 000 рублей. В итоге чистая прибыль за 10 дней работы составила 350 000 рублей.
- Как пришла идея открыть агентство, и как сейчас развивается стартап?
- Создание агентства стало естественным продолжением новогодней темы. Работать только на новый год не эффективно. Есть свадьбы, дни рождения, юбилеи и прочие праздники. От знакомой я узнала, что центр занятости московской области может выделить субсидию на развитие собственного бизнеса. Я написала бизнес-план, защитила его и получила от государства невозвратную субсидию в размере 58800 рублей - это 10 минимальных окладов труда. На эти деньги я создала новый сайт, закупила кое-какой реквизит.
Сейчас я только в начале большого пути. Конечно, я не жду манны небесной и планирую активно работать. Есть идея предлагать какие-то эксклюзивные услуги - например, Дед Мороз в окно или Дед Мороз в оленьей упряжке прямо к дому (эта дорогая опция востребована в коттеджных поселках). Цены за этот год также подросли – в среднем на 1500 рублей. По бизнес-плану в следующем, 2012 году, агентство планирует выйти на годовой оборот в размере 10 млн рублей. И я надеюсь, что новый год Дракона поможет испепелить своим пламенем всех наших конкурентов. Шучу, с конкурентами, конечно, надо дружить.