Аутсорсинг в логистике: цели, решения, перспективы рынка
На фоне тенденций к снижению издержек и стремления к повышению качества предоставляемых услуг, взгляды руководителей российских компаний на проблему выбора изменились. Организации с собственным производством и складскими мощностями, а также многие логистические операторы взяли курс на привлечение компаний, которые занимаются аутсорсингом логистических бизнес-процессов.
Каковы главные цели и задачи современных потребителей услуг «контрактной логистики»
Как представители продающего бизнеса, так и логистические операторы стремятся максимально приблизиться к позиции лидеров рынка.
Чтобы добиться успеха, компании пытаются оптимизировать бизнес-процессы, одна из целей которых – снижение издержек. Однако не всегда эти попытки приносят необходимый экономический эффект. Проблема в том, что компаниям не удается самостоятельно организовать грамотное управление фондом оплаты труда и распределить затраты на техническое оснащение. Ранее снизить издержки удавалось за счёт устаревшей техники и найма непроизводительного персонала из Средней Азии (зачастую оформленных по «черной» схеме). Но такой подход серьезно бил по качеству – второй основной «боли» компаний.
Реалии современного рынка более не позволяют использовать так называемый необучаемый персонал с большой текучкой – повсеместно внедряются системы автоматизации. К тому же усилившийся контроль со стороны государственных надзорных органов вынуждает уйти от практики зарплат в конверте.
Таким образом, изменения в федеральном законодательстве (ФЗ-116), желание достичь эффективного снижения затрат на ФОТ при найме легализованного обучаемого персонала, а также необходимость соответствовать потребностям клиентов на фоне увеличения объема привлекательных предложений по складской технике, привело к следующему: аутсорсеры переквалифицировались, накопили отвечающие требованиям рынка компетенции и активно влились в оптимизационные процессы.
Портрет современной аутсорсинговой компании
На сегодняшний день, аутсорсеры-логисты не позиционируют себя как полноценные логистические операторы, поскольку не имеют в собственности складских и транспортных мощностей и не являются их арендаторами. Кроме того, зачастую у них нет в своем распоряжении глобальных IT решений, таких как WMS, TMS, ERP системы. На первый взгляд может сформироваться мнение, что роль подобных организаций сводится к простому предоставлению рабочей силы в обход законодательства. Но это не совсем так.
Во-первых, многие современные аутсорсеры обзавелись партнерскими связями со специалистами в сфере логистики. В большинстве своем это бывшие сотрудники 3PL-операторов, обладающие большим практическим опытом предоставления комплексного сервиса. Во-вторых, стали активно рассматривать возможность самостоятельно заключать партнерские договоры, как с производителями складской техники, так и с ИТ-разработчиками.
Следовательно, аутсорсинговые компании новой формации обросли компетенциями в сфере организации логистических бизнес-процессов. Слияние этих двух факторов показало весьма позитивные результаты.
Потенциальные клиенты аутсорсинговых компаний, концепция лог-аутсорсинга
Даже организациям, имеющим свое производство и собственную логистику, требуется оптимизация затрат на содержание процессов без необходимости регулярно перекраивать технологию. Это относится также и к тем компаниям, которые пользуется услугами лог-операторов для организации работы небольших участков.
Ни для кого не секрет, что существенная доля логистических издержек – это расходы на технику, персонал, сопутствующие материалы и так далее. Поэтому, по большому счету даже логистические операторы нуждаются в оптимизации затрат на проводимые операции.
Таким образом, сформировалась новая концепция аутсорсинга. В результате симбиоза HR и логистических услуг аутсорсеры располагают технологиями, позволяющими грамотно интегрироваться в компанию клиента, добиться роста качественных показателей, обеспечить видимое снижение расходов на логистику и повысить прибыль.
Это:
1. Подбор и организация вахтовой рабочей силы из так называемых депрессивных регионов (с высоким уровнем безработицы и низким уровнем средней з/п).
2. Предоставление складской техники на период «пиковых нагрузок» заказчика (включая экипаж).
3. Внедрение опробованных на эффективность схем управления персоналом (посредством планирования и управления системами сдельной оплаты труда и снижения текучки).
4. Налоговая экономия.
Как видим, ключевыми моментами здесь выступают повышение качества услуг и экономия материальных ресурсов. Что касается размера оплаты пакета таких услуг, то компания-аутсорсер получает вознаграждение, складывающееся из экономии клиента при переходе на партнерство с внешним исполнителем.
Стоит отметить, что потенциал аутсорсинга логистических бизнес-процессов не ограничивается перечисленным выше. В перечень возможностей компаний-аутсорсеров входит также ряд сопутствующих услуг, расширяющих возможности сотрудничества. Зачастую именно они и являются «визитной карточкой» и конкурентным преимуществом каждой из компаний, а именно:
- со стороны компаний, имеющих опыт подбора IT-персонала – возможность осуществления «точечных» IT разработок, таких как настройка интеграции с системами клиента для проведения последующей аналитики (BI, Big Data) , разработка не сложных систем моделирования и т.д.);
- возможность доработки аутсорсером какой-либо идеи компании-клиента с предоставлением плана по ее внедрению (зачастую это бесплатное предложение, само собой, при условии, что реализация будет отдана аутсорсинговой компании);
- кроме логистики и IT, многие компании имеют в распоряжении и другие департаменты, что открывает широкие возможности взаимодействия между заказчиком и аутсорсером;
- поскольку аутсорсинг логистики предполагает плотную интеграцию с клиентом и накопление компетенций в мире клиента, в некоторых случаях представители аутсорсеров с большим желанием принимают участие в рабочих группах, занимаются аналитикой и проработкой различных решений, а также направляют экспертные рекомендации заказчику, что дает интересные результаты.
- в некоторых случаях, при достаточной интеграции с клиентом, такие компании не возражают против реализации более крупных проектов, как например, открытие и запуск складских мощностей под клиента, организацию контрактного производства и т.д, беря на себя весь процесс, от расчетов и планирования, до реализации и последующего управления объектом. Клиент же, в данном случае рассчитывается с компанией-аутсорсером, как со стандартным оператором – за оказанные услуги.
Анализируя опыт VENTRA в процессе реализации различных проектов, мы можем говорить о следующих результатах:
1. Сектор складской логистики – сокращение затрат на ФОТ и обслуживание техники до 25% (в совокупности).
2. Производственный сектор – сокращение издержек на участке производства до 18% (без учета стоимости сырья/материалов)
Перспективы рынка аутсорсинга логистических бизнес-процессов
На сегодняшний день можно перечислить не более пяти отечественных аутсорсинговых компаний, переквалифицировавшихся под требования развивающегося рынка. Однако даже эти компании пока пребывают на этапе становления, то есть окончательно не сформировали оптимальные пакеты услуг.
То обстоятельство, что рынок логистического аутсорсинга практически не занят, объясняется тем, что подобные услуги, а что самое главное, технологии и принципы оказания таких услуг, на данный момент недостаточно известны. Многие потенциальные клиенты, либо не до конца изучили все конкурентные преимущества, либо интерпретировали пакет услуг, как попытку кадровых агентств замаскировать услугу предоставления персонала.
Между тем, упомянутые компании уже имеют постоянную клиентуру, благодаря чему активно развиваются и совершенствуют свои возможности. Сейчас все они широкопрофильны, но, по моему мнению, в ближайшем будущем найдут свои «нишевые направления», и разделятся на складской и производственный аутсорсинг, а также на аутсорсинг в e-commerce.
Автор: Георгий Иващенко
Источник: New RetailОригинал: https://new-retail.ru/business/autsorsing_v_logistike_tseli_resheniya_perspektivy_rynka2746/
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий