Ажиотаж вокруг постаматов: ожидания и реальность

«Постамат – это не «вещь в себе», – говорит Надежда Романова, CEO PickPoint. – Их часто путают с вендинговыми автоматами или платежными терминалами, которые могут работать как самостоятельные единицы. Постамат – это «маленький винтик» в большой логистической цепочке, который самостоятельно не может привлечь к себе трафик».
Краткая история
Постаматы (почтоматы) появились в России 29 ноября 2010 года, когда компания PickPoint установила первый терминал в Москве. Практически одновременно с PickPoint в нашей стране стали работать две аналогичные компании – inPost (Польша), более известная под брендом QIWI Post, и компания LogiBox (Россия). Обе компании покинули российский рынок в 2014-2015 годах.
На текущий момент доставка в постаматы доступна интернет-магазинам через компанию PickPoint, которая сейчас обеспечивает 80% объема трафика заказов онлайн-ритейлеров через этот канал доставки. PickPoint объединяет сеть из 5400 постаматов по всей стране. Помимо постаматов своего бренда, PickPoint доставляет заказы через сети компактных постаматов QIWIBox, а также постаматов «Халва» и 5Post (проект X5 Retail Group).
Также в России работают сети OZONBox, BoxBot и Санкт-Петербургская компания TelePort.
Иллюзии инвесторов или из чего строятся эффективные сети постаматов
«Инвесторы очень поверхностно знакомы с нашим бизнесом, и из-за этого часто прибывают в иллюзиях относительно простоты вывода сети постаматов на уровень рентабельности», – рассказывает Надежда Романова.
• Первая иллюзия: заказы сами материализуются в постаматах.
Чтобы заказы попали в постамат, необходимо создать всю логистическую, информационную и сервисную инфраструктуры с учетом возможностей и пожеланий партнеров. И все это не в рамках одного интернет-магазина, а нескольких тысяч, каждый из которых требует индивидуальной интеграции. Здесь мы говорим об организации приема заказов со склада интернет-магазина или фулфилмент-оператора, обработке заказов и доставке товаров от сортировочного центра логиста по регионам, организации возвратов невостребованных и не подошедших заказов от покупателя обратно в интернет-магазин, приеме платежей и возврате финансовых средств онлайн-продавцам, организации онлайн-отслеживания доставки и контакт-центра для физических лиц.
А может быть все проще? Достаточно предоставить свою сеть постаматов другим логистам и ждать прибыль?
Такая модель не работает. Ушедшие с рынка inPost и LogiBox никогда не позиционировали себя как логистические компании. Изначально они были ориентированы на сторонние курьерские компании, и предоставляли им свои сети для «последней мили» – этапа выдачи онлайн-заказа покупателю. Однако логистические компании не были заинтересованы в использовании сторонних постаматных сетей. Эффективность любой логистической компании зависит от консолидации грузов на последней миле. Логисты развивают собственные каналы выдачи и устанавливают приоритет на их загрузку онлайн-заказами.
• Вторая иллюзия: железные ящики не ломаются.
Как и любая техника, постаматы периодически выходят из строя. Поддерживать в рабочем состоянии несколько тысяч постаматов сложно и при этом есть свои, не всегда очевидные, проблемы.
Для сравнения представим сломанный платежный терминал. Для пользователя не будет большой проблемой найти поблизости от него другой терминал и провести оплату. В случае с постаматом все не так тривиально: покупатель выбрал конкретный терминал для получения своего заказа на сайте интернет-магазина, и ожидает получения товара именно в нем, а не в соседнем. Никакие задержки, связанные с поломкой терминала, его не устраивают. Тут владелец постамата получает негатив и от покупателя и от интернет-магазина, в котором был сделан заказ. Индекс удовлетворенности пользователей падает, а следовательно снижается конверсия заказов.
Поддержка федеральной сети приводит нас к вопросу о выстраивании дистанционного сопровождения с привлечением сторонних организаций или собственных сервисных центров для бесперебойного функционирования постаматов.
Поэтому каждый постамат PickPoint мониторится в режиме реального времени по 30 параметрам, среди которых 5 критически важных, влияющих на возможность вложения и выдачи отправлений. Помимо них необходимо контролировать сервис по приему наличных и безналичных средств, наличие чековой ленты, подключение электропитания и доступа в интернет. Время реакции инженера PickPoint на критически важные событие системы мониторинга составляет не более 30 минут. В среднем работоспособность постамата PickPoint восстанавливается в течении 4 часов. Соблюдение требований SLA по работоспособности оборудования PickPoint составляет 99,2%.
• Третья иллюзия: куда ни поставь постамат – он всегда найдет своего пользователя.
Конечно, постамат можно поставить куда угодно, и десяток отправлений на него обязательно найдется.
Выбирая место установки постаматов нужно учитывать не только специфику населенного пункта и региона, но и локацию внутри здания. С одной стороны, это должно быть легко доступное место внутри помещения, а с другой стороны - комфортное для получателя, чтобы он мог спокойно оплатить заказ и забирать его из ячейки.
PickPoint использует разные типы локаций: в магазинах у дома, фитнес-центрах, в ресторанах быстрого питания, в жилищных комплексах, в торговых и бизнес-центрах. Каждая локация рассчитана на свою целевую аудиторию.
• Четвертая иллюзия: продуктомат (постамат с температурными режимами хранения продуктов питания) – это зачем?
«Где ставить продуктомат, и в чем его ценность для покупателя?» – это основные вопросы, которые задают себе участники рынка. После проработки проектов и запуска нескольких пилотов для e-grocery, у PickPoint появился актуальный вывод. Как и постамат, который должен принадлежать логисту, продуктомат должен стать частью инфраструктуры продуктового ритейла и принадлежать торговой сети. Это повлечет за собой изменение товарных полок или продуктовых матриц. В офлайн-магазинах могут лежать только топовые товары, пользующиеся высоким повседневным спросом. Продукты с редким и средним спросом будут храниться в распределительных центрах продуктовых сетей, и доставляться по заказу на следующий день.
В текущей бизнес-модели продуктоматы – это нишевый сегмент. Для перехода в массовый сектор модель должна поменяться.
Модификации постаматов
В России на сегодняшний день работает либо тестируется несколько типов постаматов. У PickPoint полнофункциональные постаматы, которые дают потребителю сразу несколько сервисов: выдача заказов, прием всех видов оплаты за покупку, возврат неподошедшего товара. А, например, Ozon Box не имеет опции приема платежей и может работать только на выдачу предоплаченных заказов. Яндекс пошел еще дальше и выпустил постаматы BoxBot без интерфейса с управлением через мобильное приложение. Однако, эта технология опережает пожелания рынка и проходит тестирование в Москве и Санкт-Петербурге в количестве 50 терминалов.
* * *
Посмотрим, как рынок будет развиваться дальше. Возможно, что следующим шагом в развитии постаматных технологий России станут роботы-терминалы, перемещающиеся по городу на колесах?