Бизнес-идеи для женщин
Как показывает практика, бизнес — это прерогатива не только мужчин. Нередко успешными предпринимателями становятся и женщины. Они запускают производства, открывают частные школы и детские центры, создают мастерские, реализовывают экопроекты. О некоторых бизнес-идеях для женщин мы расскажем в этой статье.
В марте Комитет по развитию женского предпринимательства «Опора России» совместно с Агентством Стратегических Инициатив (АСИ) опубликовал результаты третьей волны оценки индекса женской предпринимательской активности Women Business Index. Опрос показал, что материальное благополучие является основным стимулом к предпринимательской деятельности для 33% женщин. Другие названные стимулы — желание реализовать бизнес-идею и приносить пользу (27%), наличие стартового капитала (12%).
Развивая бизнес, женщины-предприниматели чаще всего привлекают неформальные займы у близких (43%) и берут потребительские кредиты (36%). Большинство женских компаний ориентировано на внутренний рынок, лишь 5% опрошенных бизнесвумен работают с другими странами. Мешают развивать экспортную деятельность такие факторы, как локализованность бизнес-модели, отсутствие спроса и высокая конкуренция.
В целом, говоря о развитии бизнеса, женщины-предпринимательницы демонстрируют оптимистичный настрой. Большинство рассчитывает на рост оборотов (37%), почти четверть опрошенных собираются расширить штат сотрудников и повысить им зарплату (22%). При этом 49% респондентов все же заявляют о нелегком финансовом положении бизнеса, а именно — о падении оборотов.
По словам первого вице-президента «Опоры России» Александра Бречалова, доля женщин от общего числа предпринимателей в России составляет на сегодняшний день 34%. И если верить социологам, то более половины женщин, которые работают по найму, хотели бы начать свой бизнес.
10 бизнес-идей для женщин
Контур.Журнал регулярно публикует бизнес-истории женщин, которые успешно развивают собственное дело. Десять наиболее интересных идей мы приводим в этой подборке. Многие из них можно реализовать с минимальным бюджетом, а некоторые даже с нуля.
1. Онлайн-школа
Эта бизнес-идея может быть интересна женщинам-педагогам, которые хотят достойно монетизировать свои знания. Конечно, для этого нужно обладать хорошими организационными навыками, отлично ориентироваться в современных методиках и разбираться в детской психологии. Еще один важный навык — это интерес к новым технологиям в образовании. И если в обычных школах эти технологии реализовать очень сложно, то в своем бизнес-проекте — вполне.
Елена Соколова из Новосибирска, будучи учителем начальных классов, запустила школу репетиторства «Умничка» с нуля, начав со skype-занятий с детьми, которых она хорошо знала. Со временем спрос на ее услуги возрос настолько, что ей пришлось привлечь в проект еще несколько учителей. Сейчас ее школа функционирует как полноценный образовательный проект, но только в онлайне.
2. Танцевальная школа
Танцевальные школы в последние годы стали серьезной альтернативой обычным детским центрам. Они также конкурируют на рынке дополнительного детского образования со школами роботехники, спортивными школами и другими досуговыми учреждениями.
Чтобы отличиться на этом рынке, предпринимателю придется искать необычный формат. Обычно все специализируются на определенных направлениях в танцах. Например, Ксения Шумихина из Центра хореографии «Счастье» делает ставку на боди-балет и джазовые разминки. В интервью нашему журналу она рассказала, с какими сложностями она сталкивалась, продвигая свой бизнес, и каких результатов достигла.
3. Фитнес-центр
На рынке фитнес-услуг женщины-предприниматели занимают лидирующие позиции. Конкуренция достаточно высока. Но для тех, кто выходит с необычными форматами, есть еще незаполненные ниши. Причем варианты здесь могут быть разными.
Некоторые открывают фитнес-центры без тренажеров. Нет, это не йога-центры, а залы с петлями TRX. Большие плюсы такого бизнеса — это низкий порог входа и быстрая окупаемость. Один из успешных примеров запуска фитнес-центра с тренировками на петлях — это проект Яны Архиповой из Новосибирска «Я на фитнес».
4. Детский центр
Открытие детского центра — востребованная тема до сих пор. Преимущество такого бизнеса в том, что предприниматель, решившийся уйти в сферу дополнительного детского образования, может получить значительные льготы от государства. А минус — в долгой окупаемости и высокой конкуренции. Кроме того, в этом направлении появилось немало сетевых игроков, которые уже заработали определенный вес и могут масштабироваться за счет узнаваемого бренда.
Чтобы стать заметным на рынке, нужно постараться занять свободную нишу, придумать оригинальное предложение. Например, некоторые региональные проекты пробуют ставить мюзиклы с детьми. Это свежий формат, который нравится и родителям, и детям. Оксана Собинина из Мурманска придумала другой формат — студию анимации «Яркое настроение», в которой снимает с детьми настоящие мультики. При этом на запуск проекта предпринимательница потратила всего 150 000 руб.
5. Диетические десерты
Кто, как не женщина, лучше разбирается в десертах? И кто, как не женщина, больше заинтересован в том, чтобы эти десерты были полезны для здоровья и не вредили фигуре? Идея диетических десертов сейчас активно развивается на фоне общего интереса к здоровому и рациональному питанию. И продвинутые предприниматели придумывают очень интересные продукты.
Победив в конкурсе «Мама-предприниматель» и получив грант на развитие бизнеса, Анастасия Талышкина запустила компанию BEZMUKI, которая сегодня зарабатывает до 600 000 руб. в месяц. Ее фишка — низкокалорийные сладости без пшеничной муки, сахара и масла.
6. Натуральное мороженое
Распробовав за границей, в частности, в Италии, вкусное и качественное мороженое, многие предприниматели решили разработать собственную рецептуру и конкурировать с крупными и известными производителями, чье качество продукции устраивает далеко не всех потребителей.
Этот производственный бизнес не требует больших инвестиций, что, несомненно, является его большим плюсом. Даже в регионе производство натурального мороженого можно запустить за 100 000 руб. Еще этот бизнес можно масштабировать с помощью франшизы. Например, основателям компании
7. Творческая мастерская
Сегодня мастерская — это не просто место, где создаются оригинальные вещи, но «клуб по интересам», досуговое пространство.
Ирина Федорова свой бизнес начала без стартового капитала, с коллективной закупки качественных тканей. Сегодня она владеет творческой мастерской «Балкон с секретом», в которой создаются интересные вещи для дома и карнавальные костюмы.
Поначалу в мастерскую были завезены все машинки из дома. Сейчас каждый месяц мастерская ставит себе определенную цель: вкладывается в оборудование, освещение, новые машинки, модернизацию.
8. Онлайн-обучение для взрослых
Если вы обладаете компетенциями, которые могут быть полезны другим людям, то можете монетизировать их через онлайн-обучение. Именно так поступила Анастасия Нигматуллина, имея ценный PR-опыт. Полтора года назад она запустила серию курсов для молодых мам, предоставив им возможность получать новые профессии и повышать квалификацию.
Но прежде предпринимательнице удалось создать солидное сообщество во «ВКонтакте». На сайте mamarabotaet.ru открыт раздел вакансий с удаленной работой, и на сегодняшний день он является самым посещаемым разделом.
9. Кофе с собой
Кажется, российская публика за последние годы распробовала вкус настоящего качественного кофе. По стране открываются различные кофейные проекты, в частности, кофе-бары, где работают профессиональные и опытные бариста. На улицах уже даже некрупных городов появляются мобильные кофейни.
Люди привыкли покупать кофе с собой. Coffee to go как бизнес-формат особенно привлекателен для женщин, поскольку не требуют серьезных стартовых вложений и имеет много интересных примеров как в больших городах, так и в регионах. А успех холдинга Coffee Like только подтверждает тот факт, что на таком бизнесе можно хорошо зарабатывать. Об одном из региональных проектов под названием I`m coffee Контур.Журнал писал ранее.
10. Магазин подарков ручной работы
Магазины подарков ручной работы часто интересны не только гостям города или области, но и корпоративным заказчикам. Многие ищут небанальные варианты, а предложений на рынке не так уж и много. И те, кто развивает это бизнес-направление, могут неплохо зарабатывать. Одним из востребованных трендов в корпоративных подарках в последние годы стал фигурный шоколад под заказ, но и к нему заказчик уже привык.
Валерия Ермак открыла свой магазин подарков ручной работы «Ермак» в сентябре 2015 года, в самый сложный период в экономике для начала бизнеса. Магазин появился в торговом центре, что позволило оценить покупательскую способность. Выяснилось, что отдавать деньги за подарки, цветы, корзинки и все остальные сувениры в экостиле посетители торговых центров не готовы. И тогда предпринимательница полностью переключилась на корпоративных заказчиков, которые посчитали ее предложение уникальным среди тех, что уже существуют.
Кстати, еще одним интересным бизнес-проектом может стать интернет-магазин качественных товаров российских производителей. Сейчас не хватает онлайн-площадок, на которых был бы приставлен весь спектр товаров, которые могут интересовать покупателя. Успешные же проекты на этом рынке зарабатывают сегодня до 6 млн руб. в месяц. Например, ArgNord из Вологды, который ежемесячно продает 2 000-3 000 единиц товара.
Автор: Марина Крицкая