Бизнес-идея: антикафе и коворкинг-центр
В сегодняшнем непостоянном мире меняется всё, даже методы организации труда и досуга. Слабых духом это повергает в уныние, а для всех остальных это – источник самореализации и дохода.
Слово «коворкинг» знают лишь немногие россияне. И очень жаль, поскольку этот тип деятельности как нельзя лучше подходит именно для российской действительности. Придумал его программист Бред Ньюберг в 2005 году, попытавшись совместить модели офисной работы и фриланса. У каждого из этих двух типов работы свои преимущества и недостатки. Офисная работа предполагает определённое пространство и коллектив сотрудников, а фриланс – полную независимость и свободу. У коворкинг-центра имеется и то, и другое. Он представляет собой обширное помещение, в котором «под одной крышей» трудятся представители самых разных профессий – переводчики, копирайтеры, программисты, художники и др. Каждый имеет своё пространство на территории коворкинг-центра, может свободно перемещаться по помещению, не мешая другим, и у него есть настоящие сотрудники, пусть они и занимаются совсем другими вещами. Коворкинг-центр может быть оборудован столами и стульями, диванами, а также сетью Wi-Fi, принтерами, сканерами, кухней. Работники регулярно вносят определённую сумму в зависимости от того, как долго они находятся в помещении, занимают ли отдельный стол, диван или какую-то их часть или же используют любое свободное место. Многие коворкинг-центры предоставляют для новичков бесплатный первый день работы.
Как видим, для организации простейшего коворкинг-центра достаточно иметь просто помещение, пусть даже и пустое: всё самое необходимое – мебель, принтеры – завести не составит труда, а остальное будет приобретаться в процессе развития точки. Единственное замечание, касающееся нашей страны: любое такое помещение должно быть отапливаемым.
Коворкинг-центр выгоден для тех работников, которые нуждаются в определённом помещении, но не в состоянии арендовать полноценный офис. Наличие «квази-сотрудников» может стать дополнительным плюсом – на работе можно общаться, заводить новые знакомства, заключать сделки. Правда, не для всех «свободных художников» и фрилансеров подходит такой стиль работы. Но большинство из них, несомненно, оценит это по достоинству.
Хотя коворкинг-центры – изобретение «западное», нечто подобное было придумано и российскими предпринимателями. Точнее, предпринимателем – зовут его Иван Митин. А придумал он такую штуку, как антикафе (его ещё называют тайм-кафе, тайм-клуб, «свободное пространство»). Сегодня такие точки общепита имеются во многих крупных городах России и стран СНГ. Суть антикафе в том, что каждый посетитель свободно перемещается по заведению, бесплатно берёт всё, что лежит на столах, сам делает себе напитки из разложенных компонентов. Оплата в антикафе идёт поминутно – скажем, рубль в минуту. Бесплатными являются также развлечения (скажем, игровые автоматы) и другие мероприятия, а иногда и принадлежности, удобные для коворкинга (Wi-Fi, принтеры, компьютеры). В общем, сфера деятельности посетителей – самая широкая. Время можно провести и весело, и с пользой, а всего этого времени будет столько, на сколько посетитель рассчитывает.
Первое такое заведение – «Дом на дереве» - Иван Митин открыл в 2010 году. Тогда предприниматель вообще планировал ввести свободную оплату – посетители оставляют столько денег, сколько сами пожелают. Но когда он открывал второе такое кафе, то столкнулся с высокой стоимостью аренды, поэтому и принял решение ввести фиксированную плату за посещение.
Интересно, что эта российская новинка пришлась по вкусу даже европейцам: в 2014 году первое такое заведение было открыто в Лондоне. Чопорные британцы проявили удивление и искренний интерес к антикафе. Так что в скором будущем можно ожидать открытие множества антикафе по всему миру.
А для нас, простых российских предпринимателей, важно другое. Как мы видим, средств для организации антикафе требуется больше, чем для открытия коворкинг-центра. Однако формат антикафе создатель может разрабатывать самостоятельно, также в зависимости от желания и возможностей (и своих, и целевой аудитории).