Бизнес-план риэлторского агентства. Как открыть агентство недвижимости
Как правило, о том, как открыть агентство недвижимости, задумываются те люди, которые уже работали в этой сфере, имеют опыт и собственную базу данных. Спрос на услуги риэлторов растет, несмотря на сложную экономическую ситуацию, а денег для открытия такого бизнеса надо не так уж и много. Это приводит к постоянному появлению все новых агентств недвижимости. Что ждет новичков? Что включает в себя бизнес-план риэлторского агентства? Сколько потребуется денег, и окупятся ли вложения? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.
Регистрируем бизнес
Начинающий предприниматель должен зарегистрировать ИП (индивидуальное предпринимательство) или ООО (общество с ограниченной ответственностью). Выбирая ИП, вы платите только единый фиксированный налог. А плата за каждый заключенный договор – это агентское вознаграждение. ОКВЭД (классификация видов деятельности) в данном случае 70.3 «Предоставление услуг посредника, которые связаны с недвижимостью».
Как только вы получите свидетельство о регистрации, вам следует встать на учет в отделении налоговой инспекции. Если вы занятой человек и у вас нет времени посещать все инстанции, обратитесь к посреднику, заплатите ему, через несколько дней просто получите на руки все документы.
Разрабатываем прайс-лист и прочие бланки документов
Бизнес-план риэлторского агентства желательно составлять не самостоятельно, а при поддержке знающих о опытных людей, работающих не один год в этой сфере. Дабы иметь неоспоримое конкурентное преимущество, надо не просто найти подходящий для клиента вариант, но сопровождать его «от» и «до».
Это вселяет доверие. Как только вы открываете свой бизнес, не стоит демпинговать ценами, то есть делать их гораздо ниже рыночных. Потребители начинают думать, что эту услугу легко осуществить, а ваш доход только понижается. Клиенту надо доходчиво объяснять, что входит в услугу, каких усилий это стоит риэлтору и т.д.
Набираем сотрудников
Кто бы ни помогал вам составлять бизнес-план риэлторского агентства, знайте – сотрудников набирать желательно только по знакомству. Если нет такой возможности, придется размещать объявление в специализированные СМИ, обращаться за помощью в кадровые агентства.
Кстати, есть бесплатный сайт для агентства недвижимости (и не один), неплохо дать о себе знать и там, многие риэлторы просматривают такие ресурсы в поисках работы. Количество сотрудников – дело индивидуальное. Порой один человек со своей базой данных заменит десяток «специалистов».
Кроме того, придется нанять на работу и бухгалтера, и редактора сайта (если таковой будет), и менеджера, и водителя, и юриста (не обязательно, но желательно).
Арендуем офис
Конечно же, выбирать помещение стоит не в промышленном районе города, а в месте с хорошей транспортной развязкой. Офис должен быть достаточно просторным и уютным, чтобы вмещать в себя всех сотрудников и клиентов.
Последние должны чувствовать, что здесь их не обманут и не возьмут с них лишнего. Поэтому сделайте хороший и стильный ремонт, но не вычурный. Не забывайте, что нужно будет приобрести и всю необходимую технику (столы, стулья, компьютеры, факс, телефоны и т.д.)
Реклама для агентства недвижимости
Это довольно затратный, но очень важный пункт. Реклама агентства недвижимости должна быть размещена во всевозможных газетах, журналах, на специализированных сайтах. Если вы собираетесь купить в газете место на последней страничке для своей рекламы, то лучше вовсе этого не делать.
Что может подумать человек о престижности такого риэлторского агентства, которое не может позволить себе объявление на первой полосе? Ничего хорошего. Также неплохо было бы сделать наружную рекламу на улицах, транспорте и т.д.
Никто не отменял так называемое сарафанное радио. Это, пожалуй, лучшая реклама всех времен, поэтому не стоит забывать о достойном обслуживании каждого клиента.
Читайте также: Открытие агентства недвижимости. Что для этого нужно?
Формируем базу данных
С этого начинается процесс работы любого риэлторского агентства. Для пополнения базы продавцов и покупателей используют метод так называемого «псевдочастного» размещения объявлений. В чем его суть?
Пишется объявление типа «Молодая семья снимет/купит квартиру недалеко от метро…» и расклеивается где только можно. Начинают поступать звонки, ваше дело – заносить все в базу. А поскольку продавцы ничего не должны платить агентству, то они охотно соглашаются на то, чтобы информация была размещена в агентстве.
А вот сформировать базу данных покупателей гораздо сложнее. Здесь используют метод рекламы-фантома. В специализированных газетах размещаются объявления о продаже хороших квартир по неимоверно низким ценам.
Главное – зацепить возможного покупателя и наладить с ним контакт. Конечно, в разговоре агент скажет, что именно эта квартира, к сожалению, продана, но есть и другие варианты. Риэлтор возьмет номер телефона, уточнит нужные критерии для поиска квартиры, вот и весь секрет.
Бизнес-план риэлторского агентства. Финансовая часть
Итак, основные пункты расходов мы обсудили, теперь укажем более конкретные цифры:
- аренда офиса – 15000-20000 рублей;
- закупка необходимого оборудования – примерно 80000-100000 рублей;
- программное обеспечение – приблизительно 30000 рублей;
- реклама – 5000-15000 рублей ежемесячно;
- оплата коммунальных услуг – 5000 в месяц.
Работа агентов, как правило, оплачивается сдельно. Вознаграждение составляет 30-60% от всей комиссии за удачно выполненную сделку.
А что можно сказать о прибыли? Средняя стоимость услуг риэлтора – 3-6% от общей суммы сделки. Если в фирме есть 5 сотрудников, то доход может составлять примерно 200000 рублей ежемесячно. При благоприятном стечении всех обстоятельств бизнес окупится через 3-6 месяцев.
Что ожидает начинающего предпринимателя?
Как показывает статистика, 2-3 сделки в месяц для одного риэлтора – это практически недостижимо. Дело не в профессионализме сотрудника, а в том, что многие сделки не совершаются в одночасье, а длятся месяцами. Это еще один момент, от которого зависит срок окупаемости бизнеса. Небольшая компания окупится за вышеуказанный срок, а крупной могут потребоваться даже годы.
Еще вам придется столкнуться с бешеной конкурентностью. Сегодня много не только агентств недвижимости, но и риэлторов-одиночек, которые не хотят ни на кого работать, а трудятся самостоятельно (хотя и недолго). За каждого клиента вам придется вести самую настоящую борьбу, ведь людям спокойнее обращаться в уже раскрученные агентства, а вам только предстоит заработать себе имя. Поэтому еще раз напоминаем – не стоит экономить на рекламе, на вывеске и т.д.
Корпоративная культура
Однако даже если вы активно делаете всевозможные вложения, это еще не залог успеха. Немаловажная задача для руководителя – грамотно сформировать слаженный и дружный коллектив. Если вам повезло собрать команду опытных и высококлассных риэлторов, не расслабляйтесь, их надо еще будет суметь удержать.
Не секрет, что есть масса случаев (это касается любого бизнеса), когда работники переходят на сторону конкурентов или же регистрируют собственную компанию. Согласно статистике, практически 80% работников уходят к конкурентам из-за того, что их руководство не выполняет своих обещаний (например, не выплачивает премий) или же не ценит сотрудников, наивно полагая, что они и так никуда не денутся.
Если риэлтор решил уйти для того, чтобы начать свой бизнес, удержать его практически невозможно. Попробуйте поднять оклад и повысить его в должности. Сделайте всех в коллективе равными, пусть каждый сотрудник знает, что его ценят, уважают, что его решение всех интересует.