Что нужно делать вместо составления бизнес-плана
Представьте, вы открываете бизнес или планируете развивать в свое компании новое направление. С чего нужно начинать? Многие скажут, что с составления бизнес-плана. Но многие успешные предприниматели сходятся во мнении, что этим шагом можно и нужно пренебречь. Почему?
Как минимум, потому что в 90% случаев на деле все идет в разрез с бизнес-планом. При этом на создание бизнес-плана у вас уходит много сил, времени, а часто и денег. А ведь конкуренты могут уже начать действовать, пока вы занимаетесь планированием. Особенно это актуально для малого бизнеса.
Что делать вместо составления бизнес-плана? Ниже мы приводим три рекомендации, которые позволят вам более эффективно использовать то время, которое вы бы потратили на составление бизнес-плана.
Сконцентрируйтесь на людях, а не на идеях
Козырь классной команды – отличные идеи, которые рождаются регулярно. При этом идеи не появляются сами собой. Они формируются в головах людей. В головах членов вашей бизнес-команды. Соответственно, этим людям, которые генерируют идеи для того, чтобы вы начали зарабатывать больше, и уделяйте внимание.
При этом команда должна быть «разношерстной». Посмотрите на то, как начиналась Apple. У руля стояли два Стива – Джобс и Возняк. Первого можно назвать провидцем, который предвидел, что нужно рынку, но никак не продвинутым технарем. Стив Возняк, напротив, был отличным технарем, но плохо понимал рынок и желания клиентов. Но они, как идеи, которые рождались в их головах, отлично дополняли друг друга, что и привело к бизнес-успеху.
Действуйте, а не стремитесь к перфекционизму
Ошибка многих предпринимателей – затягивание момента вывода нового продукта или услуги на рынок. Вместо этого начинается доработка и совершенствование товара. Попытки довести его до совершенства. Это правильно?
Нет. Пока вы будете думать и совершенствовать продукт, который еще даже не опробован потребителем, конкуренты выведут на рынок аналог. Пусть он будет сырой и не такой идеальный, как у вас. Но даже с ним конкуренты сумеют захватить существенную часть рынка, и после этого вам будет тяжело с ними тягаться.
Что тогда делать? Действуйте! Если ваш продукт готов, пусть он и не идеален, то смело выводите его рынок. Кто знает, может быть он не идеален лишь для вас, но никак не для покупателей. Кроме того, вы всегда можете устранить недоработки в следующей версии.
Думайте над развитием, а не над планированием
У многих компаний есть детальный план работы. Вроде бы в их бизнес-плане все идеально. У них построена, по крайней мере, на бумаге, идеальная финансовая модель. И на этом все заканчивается. В жизнь все эти вещи, столь красиво изложенные на бумаге, не воплощаются.
Значит ли это, что о подобной работе стоит вовсе забыть и не загадывать на будущее? Отнюдь. Смотреть в будущее, конечно, нужно. Но это должна быть определенная стратегия, которая при этом не отнимает много времени в ущерб бизнесу.
Так, куда лучше поработать с клиентами, чем тратить дни на детальную проработку бизнес-плана, который вы все равно не воплотите в жизнь от и до.
Сергей Семенов, по материалам журнала Inc