Как правильно провести анализ конкурентоспособности перед началом бизнеса?
Чтобы преуспеть в малом бизнесе, вы должны видеть ваших конкурентов так же ясно, как собственную будущую компанию и клиентов. Зная действия соперников, вы сможете понять, что лучше предлагать и как грамотно выйти на рынок.
Чтобы преуспеть в вашем малом бизнесе, вы должны знать о конкурентах почти столько же, сколько о вашей собственной компании и клиентах. К сожалению, многие владельцы малого бизнеса делают ошибку, дожидаясь, пока конкурент откроет магазин через дорогу, и жалеют средства на то, чтобы узнать, с кем и чем они столкнулись.
Анализ конкурентоспособности позволяет вам определять ваших конкурентов и оценивать их соответствующие сильные и слабые стороны. Зная действия ваших конкурентов, вы сможете лучше понять, какие изделия или услуги вы должны предложить, как найти рынок сбыта для них и определить место вашего бизнеса на рынке.
Анализ конкурентоспособности - непрерывный процесс. Вы постоянно должны собирать информацию оконкурентах. Просматривайте их веб-сайты. Читайте литературу об их изделиях. Достаньте и оцените их изделия. Наблюдайте, как они представляют себя на выставках. Читайте о них в торговых публикациях вашей отрасли промышленности. Поговорите с вашими клиентами, чтобы видеть, что они думают об изделиях или услугах ваших конкурентов.
Следующие этапы помогут вам научиться лучше анализировать ваших конкурентов:
Этап 1: Определите ваших конкурентов
Этап 2: Анализируйте их сильные и слабые стороны
Этап 3: Рассмотрите возможности и угрозы
Этап 4: Определите ваше положение на рынке
Этап 1: Определите ваших конкурентов
Каждый бизнес имеет конкурентов, и вы должны потратить время, чтобы определить, к кому ваши клиенты могут обратиться, чтобы получить необходимые им изделия или услуги, аналогичные предоставляемым вашей фирмой. Даже если ваша продукция или услуги являются действительно новаторскими, вы должны прикинуть, что еще вашим клиентам необходимо, чтобы выполнить свою задачу. Например, вы собираетесь открывать веб-сайт, который предлагает онлайн-лото. Вашими конкурентами были бы другие сайты с лото, другие игровые сайты, зал с лото на вашей улице и любые другие виды коммерческой деятельности, которые конкурируют за те же самые деньги, полученные от организации досуга.
Начните с рассмотрения ваших первичных конкурентов. Это рыночные лидеры, компании, которые в настоящее время доминируют на вашем рынке. Это, вероятно, те, с кем вы столкнетесь в поиске новых клиентов. Если вы - флорист, это были бы другие флористы по соседству. Если вы - компьютерный консультант, это были бы другие консультанты с той же самой специализацией.
Затем ищите ваших вторичных и косвенных конкурентов. Это виды коммерческой деятельности, которые не могут идти нога в ногу с вами, но нацелены на тот же самый общий рынок. В примере с флористом это может быть маленький местный магазин, торгующий только розами, национальная служба поставки цветов, цветочный отдел вашего местного универсама или магазин уцененных товаров.
Наконец, изучите потенциальных конкурентов. Это компании, которые могут продвигаться на ваш рынок и с которыми вы должны быть готовы конкурировать. Например, вы – владелец независимого киоска по продаже замороженного йогурта; вы должны быть готовы конкурировать со всеми, кто имеет лицензию на этот продукт по стране, даже если они еще не находятся на вашем рынке.
Этап 2: Анализируйте сильные и слабые стороны
После того, как вы выяснили, кто ваши конкуренты, определите их сильные стороны и узнайте, какова их уязвимость. Что заставляет клиентов покупать у них? Цена? Качество? Обслуживание? Удобство? Репутация? Сосредоточьтесь на “воспринимаемых" сильных и слабых сторонах так, как на фактических. Восприятие клиента может на самом деле быть более важно, чем действительность.
Хорошая идея - сделать этот анализ сильных/слабых сторон в форме таблицы. Запишите названия каждого из ваших конкурентов. После этого начертите колонки, внося в список каждую важную для вашей торговой специализации категорию (цена, ценность, обслуживание, местоположение, репутация, компетентность, удобство, персонал, реклама/маркетинг или другие категории, соответствующие вашему типу компании). Как только вы начертили эту таблицу, оцените ваших конкурентов, и убедитесь, что вставили комментарии относительно того, почему вы дали им такую оценку. Вы могли бы даже обозначить сильные стороны красным, а слабые - синим, так что вы можете сразу определить положение каждого конкурента.
Этап 3: Рассмотрите возможности и угрозы
Сильные и слабые стороны – это часто факторы, которые находятся под контролем компании. Но когда вы оцениваете ваших конкурентов, вы также должны исследовать, насколько хорошо они готовы иметь дело с факторами вне их контроля. Их называют возможностями и угрозами.
Диапазон возможностей и угроз широкий. Это могут быть технологические события, регулирующие документы или судебный иск, экономические факторы, или даже возможный новый конкурент. Например, магазин, оказывающий услуги по печатанию фотографий, должен знать, насколько хорошо его конкуренты готовы иметь дело с появлением цифровой фотографии. Или компания, которая продает в Сети, должна анализировать, насколько ее конкуренты готовы иметь дело с проблемами Интернет-безопасности.
Опять же, эффективный способ сделать это – создать таблицу, внося в список ваших конкурентов и внешние факторы, которые будут воздействовать на вашу отрасль промышленности. Тогда вы будете способны сказать, насколько они могут иметь дело с возможностями и угрозами.
Этап 4: Определите ваше положение на рынке
Как только вы выясните сильные и слабые стороны ваших конкурентов, вы должны решить, как противопоставить вашу компанию конкурентам на рынке. Часть этого может быть очевидна из результатов вашего анализа, но стоит также внимательно рассмотреть, как работает ваш бизнес.
Один из самых эффективных способов сделать это - проанализировать возможности/угрозы/ сильные/слабые стороны вашего бизнеса. Оцените вашу компанию в тех же самых категориях, в каких вы оценили ваших конкурентов. Это даст вам еще более ясную картину того, насколько ваш бизнес соответствует конкурентной окружающей среде. Это также поможет вам определить, какие области вы должны улучшить и какие характеристики вашего бизнеса вы должны использовать в своих интересах, чтобы получить больше клиентов.
Суть: ищите пути усовершенствования своих сильных сторон и используйте в своих интересах слабые стороны ваших конкурентов.