Приложения к бизнес-плану
Представьте себя на месте венчурного капиталиста, владельца инвестиционной компании, сидящего в роскошном кресле с дымящейся сигарой в руке. Ваше финансовое благополучие и ваш статус зависит от того, насколько выгодно вы инвестируете средства. Ваше кресло за несколько тысяч долларов, кабинет и офис, а может и все здание, в котором вы находитесь – все это результат вашего успеха.
Но кто обеспечил этот успех? Вы выгодно вложили деньги, но благодаря кому?
Ваша голова забита не формулами и расчетами эффективности инвестиционных проектов. Нет.
Вы думаете о людях. Вы думаете о тех, в чьи руки вы отдаете свои деньги, и кто выводит вас на вершину успеха.
Вот вы открываете очередной бизнес-план.
О, ужас! Что это?
Толстенная папка на две сотни страниц сплошного текста десятым шрифтом, усеянная графиками, формулами и рисунками.
Это бизнес-план? Нет! Это просто трата вашего времени!
Корзина инвестора никогда не бывает пустой, и специально для таких «гениальных» творений она подбирается соответствующих размеров.
Хотели денег на проект? А получили лишь расходы на печать и набор сотен тысяч бесполезных уже символов. Будь ваш проект самым гениальным и прибыльным, редкий инвестор будет смотреть дальше второй страницы.
Бизнес-план должен быть кратким и четким. В нем не должно быть переизбытка технической документации и информации. Лишь суть и основа, которая заставит инвестора думать о вас как о профессионале и раскроет его кошелек в вашу пользу.
Но куда деть всю информацию по проекту?
Для этого существуют приложения к бизнес-плану, которые включают всю дополнительную информацию по проекту. Это может быть:
1. Документация о предприятии:
- копии учредительных документов, свидетельства о регистрации;
- копии необходимых лицензий и сертификатов.
- Сюда же можно включить отзывы предыдущих партнеров о совместной с вами деятельности. Это повысит ваш рейтинг в глазах инвестора, если он все же решит с вами работать.
2. Документация о продукции:
- патенты;
- техническая документация (чертежи, фотографии, рисунки);
- отзывы пользователей;
- результаты испытаний опытных образцов.
3. Маркетинговая документация и подтверждение спроса:
- отчеты об исследованиях рынка;
- отчеты по исследованию конкурентной среды;
- заявки клиентов на поставки товара, предварительные договоры на поставку.
4. Производственная документация:
- технология производства;
- разрешения и сертификаты на производство;
- обоснование наличия или потребности в производственных мощностях;
- фотографии, чертежи оборудования, технологических циклов производства, отдельных ключевых работ.
5. Организационно-правовая документация:
- схема организационно-управленческой структуры предприятия;
- календарный график и механизм осуществления проекта;
- правовая документация по проекту (выписки из законов, нормативных актов);
- структура фирмы, штатные расписания, графики работы, должностные инструкции.
6. Финансовая документация:
- все расчеты, графики, прогнозы, таблицы, калькуляции и сметы не вошедшие в финансовый раздел бизнес-плана, но подтверждающие все итоговые расчетные показатели и цифры.
7. Использование методов снижения риска и его предотвращения:
- страховые свидетельства и договора;
- гарантийные письма и копии договоров.
В приложения вы можете включить любую информацию по проекту, которая может показаться нужной и важной. По просьбе инвестора он может ознакомиться с ней, но в бизнес-план эта информация включается лишь в общем виде.
Приложения служат как рабочая вспомогательная документация, и не стоит пугать инвесторов в самом начале большими объемами исписанной бумаги и незнакомыми техническими терминами.
Конечно, чем более детально вы стараетесь раскрыть суть вашего проекта, тем лучшее впечатление вы окажете. Но инвестора интересуют не технические данные, а ваш профессионализм, который должен быть выражен в умении заинтересовать и предоставить подробную информацию в самом бизнес-плане.
В случае реальной заинтересованности инвестора и во время презентации бизнес-плана вы можете воспользоваться некоторыми документами и материалами, которые вы возьмете из приложения к бизнес-плану для разъяснения непонятных моментов.
Размер приложения ограничен лишь актуальностью информации, а не количеством листов.
Не даром говорят, что краткость - сестра таланта, в данном случае - хорошего бизнес-плана.
Если ты еще получая высшее образование научился писать рефераты-курсовые-диплом, то написать четкий без воды бизнес-план труда не составит.
Главное - мотивация. Понимая "зачем", понимаешь и "как сделать"! А если сам плаваешь в своей идее, то и в документации будет вода.
Уже представляю себя на месте этого венчурного капиталиста, хорошо быть миллиардером!
Хорошая статья! Абсолютно согласен, что бизнес-план - основная суть, а все остальное, хоть и не менее важное, приложение к этой сути.