Что будет с малым бизнесом: прогнозы на 2019-й
Несмотря на меры поддержки, малый бизнес в России по-прежнему находится в сложной ситуации: послабления и льготы с одной стороны дополнялись дальнейшим усилением налоговой нагрузки, бумажной волокитой и прочими ограничивающими факторами. Чего ждать малому бизнесу в 2019-м году, рассказали эксперты.
Анна Ермолаева, заместитель директора банка «Восточный» по МСБ и региональному корпоративному бизнесу — Директор департамента развития продуктов и процессов МСБ:
В 2018 году были разработаны мероприятия на ближайшие пять лет, которые призваны стимулировать малое предпринимательство в стране. Среди них: упрощение регистрации и отчетности, получение налоговых льгот и каникул, расширенный доступ к госзаказам, расширенный доступ к муниципальному имуществу (льготная аренда), помощь в выставках, обучении специалистов, льготные условия по кредитам для региональных представителей.
Ежегодно в России выделяются крупные суммы на развитие как новых, так и существующих малых предприятий. Так, для развития малого бизнеса в России на 2019 год Минэкономики предлагает сформировать новые, еще более лояльные программы по льготному финансированию. Эти программы будут касаться лизинга, кредитов, налогов и. т. д. Государственные программы помогают уменьшить финансовою нагрузку на бизнес и поощрение малой предпринимательской деятельности. Банки стараются не отступать от государства и развивают работу с сегментом МСБ, предлагают комплексное обслуживание клиентов, включающее в себя расчетное обслуживание и финансирование, также банки стараются предложить предпринимателям максимум услуг (расчетные, бухгалтерские, регистрационные услуги), чтобы максимально облегчить деятельности клиентов МСБ. Сегодня банк не просто кредитная организация, оказывающая финансовую поддержку предпринимателям, банки становятся комплексным поставщиком решений для бизнеса, предоставляя в режиме витрины—маркетплейса сервисы и услуг для бизнеса.
Государственные программы помогают уменьшить финансовую нагрузку на бизнес и поощрение малой предпринимательской деятельности.
В 2019 году продлены надзорные каникулы, введено страхование вкладов юридических лиц в банках, продлены субсидии субъектам МСБ. Малому бизнесу предоставят возможность использовать в качестве своего юридического адреса тот адрес, который был предоставлен банком при открытии расчетного счета. Также компании, отнесенные к субъектам МСП, в качестве юридического смогут использовать адрес, предоставленный отделением почтовой связи. Это позволит отказаться от регистрации по массовым адресам, а также сэкономить на аренде офисов. Сколько будет стоить новая услуга банков и почты, пока что не сообщается. Соответствующий федеральный закон планируется принять до 1 января 2020 года. Вступает закон о самозанятых. Самозанятых отнесут к субъектам малого предпринимательства с предоставлением соответствующих льгот и преференций. С 1 марта 2019 года в рамках НК РФ будет установлен новый режим налогообложения для самозанятых граждан. Самозанятые не будут сдавать отчетность и платить взносы. При этом они станут сообщать в ИФНС обо всех продажах и услугах с помощью специального мобильного приложения. С 1 сентября 2019 года будут введены штрафы за осуществление деятельности без получения статуса самозанятого. Вместо налогов и страховых взносов они будут уплачивать единый платеж. Размер платежа составит 4% с годовой выручки. Все это будет способствовать развитию малого бизнеса в РФ и делать его более привлекательным и доходным.
Конечно малый бизнес сейчас в упадке. Зависимость от крупных поставщиков сырья, диктующих свои условия и требования клиентов поставки с обязательной отсрочкой платежа привело к тому, что бизнес стал уходить в тень. Очень не хватает оборотных средств, а банки, которым ЦБ выдал льготные ставки для оказания льготных кредитов малому бизнесу, расставаться с ними не спешат. Малые предприятия в зоне социального предпринимательства, испытывают дополнительные сложности, так как бизнес, организованный любым благотворительным фондом для поддержания деятельности, уже почему-то перестает считаться малым. Закон о малом бизнесе очевидно устарел.
Однако, многое было сделано в 2018 для продвижения малого бизнеса среди больших госзаказов. Обязательные закупки и льготные тендеры. Если бы ситуация была более прозрачной, то законодательная база радовала бы. Много принято мелких законов в поддержку народных промыслов, появилось много грантов для социальных проектов, но общее состояние духа выглядит подавленным. Идут сокращения рабочих мест перед новым годом.
Чтобы преодолеть кризис малого бизнеса в 2019 году, недостаточно говорить, что нужно увеличить количество малых предприятий и самозанятых. Очень важно запустить госпрограмму развития территорий и поддержки локального бизнеса. Нужно создать реальные налоговые каникулы в самых запущенных городах, было бы здорово выделить семейные бизнесы в льготные категории, важно принять закон о социальном предпринимательстве с вытекающими льготами, чтобы дать возможность организовать множество рабочих мест для социально незащищенных людей. Ожидается армия трудящихся предпенсионного возраста, которые еще не до конца оценили нововведения 2018 года в пенсионной реформе, и они создадут свою напряженность в компаниях малого бизнеса.
Пессимизм достиг такого уровня, что даже если все законы срочно заработают, то все равно малый бизнес еще какое-то время будет идти по наклонной.
Мне кажется, пессимизм достиг такого уровня, что даже если все законы срочно заработают, то все равно малый бизнес еще какое-то время будет идти по наклонной. Думаю, что несмотря на желание государства увеличить долю малого бизнеса в ВВП страны, малые предприятия будут закрываться быстрее, чем открываться. И такая глобализация меня не радует. Наверное пройдут годы, прежде чем ситуация станет достойной и позитивной и все необходимые законы будут приняты и заработают.
На втором месте стоит проблема поиска инвестиций. Сегодня есть масса площадок в сети, где можно выгодно продать свою бизнес-идею и получить стартовый капитал. Однако, в силу очень высокой конкуренции, здесь действительно нужно представить нестандартную идею и правильно ее подать. В тренде сложные технологичные решения: печать на кофе, умные изделия для дома, автоматизированные помощники в быту и так далее. Что касается кофейной сферы, то тут рынок по-прежнему растет и является перспективным для вхождения. На первое место выходит концепция и атмосфера, дизайн и персонал. Сегодня уже сложно удивить покупателя редким сортом кофе или оригинальной подачей. Нужно включать общение и особенную атмосферу.
В 2018 году количество индивидуальных предпринимателей в стране превысило отметку в 6 миллионов.
В 2018 году количество индивидуальных предпринимателей в стране превысило отметку в 6 миллионов. И цифра с каждым месяцем растет. Видимо, на это большое влияние оказывает поддержка со стороны государства. Возьмем даже налоговые каникулы, для тех, кто впервые встал на учет. Также государство субсидирует малый бизнес. Сегодня можно получить средства на погашение процентов по кредитам, платежей по лизинговым сделкам и расходов на организацию ярмарок и фестивалей. Еще снижается уровень бумажной волокиты. Для малых предприятий есть возможность предоставлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной схеме.
Если уйти от государственной поддержки, то безусловным трендом 2018 года стали высокие технологии. Сегодня очень много решений появилось в сфере виртуальной реальности, дронов, криптовалюты и 3D-печати. Несмотря на то, что, например, снизилась стоимость криптовалюты в 2018 году, все же эта сфера продолжает развиваться. То же можно сказать и о ресторанном бизнесе.
Несмотря на то, что эксперты говорят о перенасыщении рынка, в 2018 году только в Санкт-Петербурге было открыто несколько тысяч заведений в преддверии ЧМ по футболу. Меняется направленность бизнеса: уходят в прошлое этнические рестораны, на их место приходят современные кофейни и ПП-столовые.
Если говорить о государственной политике в 2019-м, то, конечно, предпринимателей не радует налоговая нагрузка в размере 30%. Но здесь, кстати, можно получить субсидию в 18 000 рублей ежемесячно. Опять же НДС в размере 20% останется для благотворительных организаций. Самые популярные сферы — интернет-бизнес, интернет вещей и различные технологичные решения. Основной упор будет сделан на сферу криптовалюты и интернет-маркетинга. Сфера общественного питания также будет переживать изменения. Изменятся форматы заведений. На первое место выйдет мобильный фастфуд, кофейни и пп-столовые, где гостям будут предлагать полезную пищу. Много игроков появится в сфере доставки продуктов с фермы на стол. Компаниям нужны поставщики полезных овощей и фруктов в связи с повальным увлечением натуральным питанием. Увеличится число ферм, возможно, это будут отдельные участки, обслуживающие конкретный ресторан или сеть. Будет продолжаться волна франчайзинга.
В 2019 году большое распространение получат франшизы под ключ.
В 2019 году большое распространение получат франшизы под ключ, которые предлагают максимальный пакет услуг для будущего предпринимателя. Вход в бизнес будет варьироваться от минимальных вложений до крупных проектов. Большие холдинги будут по-прежнему предлагать инвестиции для перспективных стартапов, что откроет массу дверей для начинающих бизнесменов, у которых есть интересные идеи, но пока не хватает средств для их воплощения.
Несмотря на то, что что-то можно сделать бесплатно или недорого, если сложить все вместе, то получается очень большое отвлечение ресурсов, которых у малого бизнеса традиционно нет. Еще один неприятный момент — закон о предпенсионерах. Это снова повышенный риск для малого бизнеса, в случае претензий отбиться им будет сложнее.
Все эти факторы усилятся в 2019 году, пока предпосылок к смягчению законодательства нет. Кроме этого вырастет НДС, что вызовет дополнительную нагрузку на малый бизнес. В целом общий тренд выглядит так, что в большинстве случаев заниматься малым бизнесом становиться просто не интересно — риски высокие, а доход становиться сопоставим с зарплатой в крупной компании. Это значит, что часть предпринимателей будут закрывать компании, остальные будут стремиться расти и укрупняться. В итоге мы увидим то, что сейчас есть, например, в ритейле в Санкт-Петербурге — практически весь рынок заняли крупные сети, малому бизнесу места нет, со всеми вытекающими последствиями.