Дмитрий Бабак: "Стартапер не должен стоять с протянутой рукой, а должен понять, что он может дать инвестору"
Стартапер не должен стоять с протянутой рукой, а должен понять, что он может дать инвестору, как доказать ему свою состоятельность, предоставить основания для вложений. По этому принципу в последнее время происходит фильтрация рынка, которая неизбежно должна привести к повышению качества реализуемых проектов.
Согласно принципу Абрахама Маслоу, людей можно разделить на три условных класса: те, кто достигает; те, кто ждет социальной поддержки; те, кто оправдывают свои неудачи. Успешный стартапер – человек из первой группы. Задача каждого человека провести точную аутентификацию в этой системе координат и, исходя из выбранной роли, развиваться. Люди из первой группы идут к цели упорно, невзирая на преграды. А они на первом этапе неизбежны. Так, например, история Resonant Arts начиналась с выкупа звукозаписывающей студии на окраине Москвы и отрицательного баланса в минус 1 млн рублей. Спустя три года компания представляет собой медиа-лабораторию полного цикла стоимостью 200 млн рублей.
Решив побеждать, стартапер должен выбрать отрасли, которые ему интересны, и позаботиться о трех условиях: обеспечить себя успешно реализованными кейсами, создать положительную репутацию в СМИ и профессиональном сообществе, определить свои потребности для коммуникаций с потенциальным инвестором. Обеспечив репутационный тыл, обзаведясь успешными кейсами и сформировав сценарий дальнейшего развития, стартапер точно понимает свою роль и потребности в инвестициях, а также роль инвестора. При таком раскладе инвестор видит в стартапере равного себе эффективного менеджера со схожими приоритетами, готового разделить ответственность за успех проекта, и с большей готовностью пойдет на сделку.
При этом, приходя на встречу с потенциальным инвестором, многие стартаперы допускают одну очень распространенную ошибку: слепо следуя цели заполучить поддержку по интересующему их проекту, они не видят других возможных точек соприкосновения с собеседником. Но разумный менеджер, встречая себе подобного, в 90% случаев найдет основания для сотрудничества, изучив интересы собеседника. Так, например, во время переговоров с соинвесторами Resonant Arts мы предлагаем не только прямые услуги (звукозапись, услуги анимационной студии, компьютерная графика), но поясняем, как и в каких областях мы можем быть друг другу полезны косвенно.
Люди из первой группы Маслоу не ослеплены одной целью, они могут и работают в условиях многозадачности, живут по принципу: если этот человек имеет схожую со мной систему ценностей, те же приоритеты, наши пути точно где-то пересекутся и следует из этого извлечь обоюдную выгоду. Именно выстраивание паутины коммуникаций с потенциально интересным собеседником выделяет эффективного менеджера и истинного лидера из толпы. С такими людьми хотят и будут сотрудничать инвесторы.
Важно понимать, что несоответствие описанным критериям не вычеркивает человека из рядов менеджеров, но переносит в другой класс. Эффективными менеджерами можно быть и на исполнительных должностях, понимая свое предназначение, свои способности и цели. Но уж если вы аутентифицировали себя в описанной классификации как успешный стартапер или соинвестор, не надо колебаться: работайте над собственной репутацией, подтверждайте свою эффективность, смело идите к поставленной цели, не отвлекаясь, но и не ограничивая круг точек соприкосновения с каждым потенциальным инвестором.