Как написать письмо инвестору, чтобы его дочитали до конца
Константин Синюшин и Роман Сидоренко, основатели частного венчурного фонда Тhe Untitled Venture Company, называют себя маргиналами. У них нет штата аналитиков, которые разбирают горы писем. Инвестировать они пока предпочитают в российский интернет и сами ищут, во что вложить деньги: из 12 проектов лишь два пришли в фонд самостоятельно.
На сайте фонда нет адреса электронной почты, но каждый день приходит как минимум одно письмо, говорит Константин Синюшин. Даже это единственное послание не всегда будет прочитано, уверяет он. В первую очередь потому, что по большей части стартаперы пренебрегают общепринятыми правилами деловой переписки, главное из которых — экономить время потенциального инвестора. Синюшин и Сидоренко рассказали о том, какие письма инвесторы обычно не читают.
— Мы не отвечаем на письма, в которых нет обращения по имени. Простой поиск в Google в первых же строках выдает имена и фамилии основателей фонда. Если стартапер не потрудился выяснить даже это, нам не о чем с ним разговаривать.
— Мы не отвечаем на письма, из которых понятно, что автор ничего не знает о фонде. Отсутствие предварительного исследования потенциального инвестора свидетельствует о том, что стартапер неаккуратен в делах. Если он так относится к поиску денег, значит, так же будет относиться и к собственному проекту.
— Мы не отвечаем на письма, которые что-то «предлагают нашему вниманию». В письме должно быть четко указано, что именно нужно стартаперу. Деньги — сколько, на что и на каких условиях. Если необходима помощь — должен быть сформулированный предельно четко вопрос. В идеале предполагающий краткий ответ, совсем в идеале — «да» или «нет».
— Мы не отвечаем на письма от «Васи Иванова». В письме обязательно должно быть резюме длиной в одно предложение, в котором содержится ключевая информация, релевантная тому, чем занимается стартапер. Не нужно писать, что вы окончили консерваторию по классу скрипки, если продвигаете проект социальной сети для лесбиянок-нудисток, живущих по соседству.
— Мы не отвечаем на письма, к которым прикреплены презентации и прочие документы не в формате PDF.
— Мы не отвечаем на письма от российских стартаперов, написанные на английском языке.
— Мы не отвечаем на письма, в которых нет плана действий стартапера до следующего раунда, плана коммерциализации проекта и (или) проверки гипотез. Важно: план должен быть изложен коротко, на одной странице.
Идеальное письмо инвесторам, по нашему мнению, выглядит так:
Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Я смотрела онлайн-трансляцию прямой линии с вами два дня назад, и она произвела на меня большое впечатление.
Меня зовут Сара Джессика Паркер, и я делаю новый сервис «Росэстрада», объединяющий граждан, которые столкнулись с плохим качеством исполения эстрадных песен. Мне нужно $1,5 млн, чтобы вывести его на мировой рынок. Предварительная оценка стоимости проекта — $6 млн. Я получила коммитмент от Джастина Бибера и Стаса Михайлова на сумму $500 000 и планирую закрыть раунд до конца этого месяца. Следующий раунд в размере $5 млн планирую привлечь через год, удвоив к этому моменту оценочную стоимость проекта.
У меня есть опыт в создании онлайн-проектов, мой последний удачный проект — телевизионный сериал «Секс в большом городе».
В настоящий момент «Росэстрада» — это работающий проект, ему год, у него 100 000 ежемесячных пользователей и доход $50 000 в месяц. Вот ссылка:
Интересен ли вам проект?
Сара Джессика Паркер,
Телефон Скайп
Идеальное письмо от идеального стартапера. Да, уж, неудивительно, почему лишь два проекта пришли в фонд самостоятельно.
Грамотное и уважительное общение. Действительно, почему кто-то должен тратить на вас деньги, если вы даже не удосужились потратить время, чтобы изучить инвестора?
Инвесторы эти представляются дядями с большим самомнением. Может они и правы, но ведь и те на кого они обратили внимание сами, могли написать им такое же "неподходящее" письмо и не получить ответа. Так что все зыбко.