Скорая помощь стартаперу: где найти инвестиции для гениального проекта
Что же такое стартап? Стартап (от англ. start-up) - это только что созданная компания, находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес на основе либо новых инновационных идей, либо только что появившихся технологий (в качестве синонима часто используется выражение «венчурный проект»). Стартап-компания может возникнуть в любой отрасти экономики, а не только в сфере информационных технологий, как ошибочно полагают те, кто знаком лишь с самыми громкими стартапами, образовавшимися на ниве IT.
Из-за того, что в США, где появился этот феномен, стартапы чаще всего создаются студентами, такие компании порой называют «гаражными». Ведь именно в гараже в свое время зародились Apple и Microsoft. Обычными стартапами всего несколько лет назад были многие другие гиганты рынка, такие как Google, Facebook и LiveJournal, авторами которых стали никому неизвестные в то время молодые люди. Старается не отставать от широко распространившейся по миру тенденции и Россия. В нашей стране в качестве примеров успешных стартапов можно назвать социальную сеть «ВКонтакте», запущенную в 2006 году 21-летним студентом Павлом Дуровым, и сеть «Одноклассники», появившуюся примерно в то же время.
Как ни странно, своей популярностью стартапы обязаны крупным корпорациям, славящимся своей неповоротливостью в разработке и продвижении на массовый рынок новых идей. Между тем в основе каждого новообразованного стартапа лежит именно такая идея. Вторым залогом популярности таких проектов является молодость и увлеченность создателей, ведь средний возраст стартапера составляет 25 лет.
Чаще всего характерные особенности стартапа - это нехватка финансов и непрочное положение фирмы на рынке. Для развития небольшого бизнеса предприниматели берут кредит в банке под залог недвижимого или ценного движимого имущества или одалживают средства у родственников и знакомых. Однако для реализации крупных бизнес-проектов эти источники средств не подходят. Тогда на помощь приходит венчурное финансирование.
Любой инвестор знает, что наибольшие прибыли сулят именно «темные лошадки». Поэтому финансирование стартапов в России уже давно поставлено на поток. Сегодня инвестициями в стартапы занимаются так называемые бизнес-ангелы и венчурные фонды. Венчурные фонды распоряжаются долями ПИФов, которые вкладывают в молодые, но весьма перспективные начинания. Бизнес-ангелы - это частные инвесторы, самостоятельно определяющие объект инвестирования и вкладывающие в него свои личные средства.
Где же и как найти такого инвестора и, главное, заинтересовать его? Одним из самых продуктивных методов поиска инвесторов является networking — участие в отраслевых форумах и конференциях, в конкурсах стартапов и мероприятиях по венчурному инвестированию, в которых принимают участие большое количество компаний, желающих получить финансирование, и потенциальные инвесторы.
Примером такого мероприятия стала международная конференция Startup Village, прошедшая в мае в Сколково. В течение двух дней на этой площадке смогли пообщаться более 5000 молодых предпринимателей из России, стран СНГ, США, Швеции, Норвегии, Италии с одной стороны, и инвесторы, представители венчурных фондов и институтов развития, органов власти и СМИ — с другой. А в результате конкурса, проведенного в рамках Startup Village, победитель получил грант в размере 900 тыс. рублей.
Кроме того, привлечь инвестора для стартап-компании может помочь публикация объявлений на соответствующих форумах и сайтах. Также существуют биржи стартапов и организации, финансирующие венчурные проекты. К примеру, необходимую информацию и список потенциальных инвесторов можно найти на сайте ToWave.
Одной из компаний, специализирующихся на помощи стартапам, является консалтинговое агентство StartUp Access. Его основатели оказывают стартаперам помощь в запуске бизнеса, его дальнейшем развитии, привлечении инвесторов. Кроме того, они помогут в создании качественного бизнес-плана, разработке маркетинговой стратегии, дадут советы по построению прототипа и развитию продукта, а также эффективному формированию команды. Компания организует выездные бизнес-инкубаторы, которые проходят в Бостоне (США), где на сегодняшний день находится более 50 венчурных компаний, 12 клубов бизнес-ангелов, а также большое число индивидуальных инвесторов, которыми часто являются успешные предприниматели.
Впрочем, основатель StartUp Access Сергей Грибов полагает, что в плане поиска финансирования Россия сейчас более перспективна. «Деньги в России сегодня, на мой взгляд, поднять легче, чем в Америке, - считает Сергей. - Потому что на сегодняшний день в России довольно много денег, которые готовы вложить в стартапы».
С начинающими бизнесменами сейчас работают как частные, так и частно-государственные и корпоративные фонды (инвестируют в интересах корпораций-учредителей). Среди частных фондов, работающих в России, - «Финам Информационные технологии», «Атланта Старт», «Атланта Венчур», Baring Vostok Capital Partners, Kite Ventures и DFJ VTB Aurora. В число частно-государственных венчурных фондов входят Российская венчурная компания (РВК), Фонд Москвы под управлением «Альянс РОСНО УА», Фонд Перми под управлением «Альянс РОСНО УА», Фонд Красноярский под управлением «Тройки Диалог», Фонд Московской области под управлением «Тройки Диалог», «ВТБ Фонд венчурный» (совместно с РВК) и Фонд Санкт-Петербурга под управлением ВТБ УА. К корпоративным фондам относятся Intel Capital и Cisco Capital.
Впрочем, венчурные фонды, как правило, не интересуются новыми проектами на стадии идеи. Их привлекает относительно более продвинутая стадия, когда компания уже образована, обладает опытными образцами, пытается организовать производство и выход продукции на рынок. В отличие от фондов, бизнес-ангелы готовы инвестировать в идею и людей. Поэтому такого инвестора можно привлечь уже на первой стадии.
«Главное — не сидеть на месте и не расстраиваться после первых неудач, - подбадривает новых стартаперов Сергей Матиясевич, основатель компании Megavisor - облачного сервиса встраиваемых интерактивных 3D-образов. - Чем больше запросов вы сделаете, тем больше шансов. Не грузите людей сразу сложными графиками, детальными анализами рынков, которых не существует. Старайтесь не тратить много времени на людей, не принимающих решения (помощников младшего консультанта), добивайтесь встречи с главным. Будьте готовы к тому, что вас будут плохо понимать и вообще мало кто будет стараться вникнуть в суть вашего проекта».
В процессе активного поиска команда Megavisor находилась около года - общалась с экспертами, консультантами, различными акселераторами и инкубаторами, участвовала в конкурсах. «Решение пришло с неожиданной стороны: с реальными инвесторами нас познакомили наши коллеги-стартаперы, увидевшие в нашем проекте потенциал, так как испытывали прямую потребность в подобном сервисе», - рассказывает Сергей. В результате молодая компания сумела привлечь 2 млн долл.
И напоследок несколько советов. Не пытайтесь произвести впечатление на инвестора, изображая того, кем вы не являетесь. Лучше приходите на беседу с инвесторами с хорошо продуманной сметой и четким бизнес-планом. Не забудьте провести маркетинговое исследование и сумейте подтвердить его надежными источниками. Обзаведитесь надежной командой, готовой немедленно приступить к работе, поддержкой уважаемых людей и терпением. И у вас все получится.