Как компания I`m coffee запустила сеть мобильных и стационарных кофеен
В 2012 году тюменский предприниматель Дмитрий Наумчик вместе с партнером решил организовать мобильную кофейню. Вложив в бизнес около 300 000 руб., он успешно закрепился в одной из самых маржинальных ниш. Сегодня Наумчик не только владеет сетью передвижных и стационарных кофеен, но и консультирует начинающих бизнесменов.
О студенческих бизнес-увлечениях, маржинальности стаканчика кофе и влиянии кризиса Дмитрий Наумчик рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Первые попытки
Я родился и вырос в Тюмени, где в 2012 году окончил государственный университет по специальности «Безопасность жизнедеятельности». После окончания вуза я два года работал инженером в строительной сфере, но меня всегда тянуло в предпринимательство. Запущенная четыре года назад сеть кофеен I`m coffee — не первый мой бизнес.
Собственным делом я пытался заняться с 19 лет. Сначала хотел открыть тренажерный зал (потому что сам в то время очень увлекался спортом), потом рекламное агентство, но все эти проекты оказались неудачными. Наверное, в большей степени из-за отсутствия опыта. Стартовые инвестиции на тренажерку я искал в различных региональных фондах поддержки, но неизменно получал там два ответа: «вы не подходите нам по возрасту» или «предоставьте нам залог». То есть на требующийся мне миллион рублей я должен был найти залог в два миллиона. Собственно, на этом с идеей открытия спортивного бизнеса пришлось расстаться. Рекламное агентство прожило дольше: в данном случае вопрос с первоначальными инвестициями мы решили за счет собственных сбережений. Начинали дело вчетвером, но в итоге каждый стал тянуть одеяло на себя, мы погрязли во взаимных претензиях, и бизнес не взлетел. Но, как говорил Уинстон Черчилль, «успех — это путь от неудачи к неудаче».
Главный секрет успеха
Идею запуска мобильных кофеен мы с моим партнером подсмотрели на Украине, где подобные проекты в то время набирали популярность. Запуск аналогичного бизнеса в Тюмени больших сложностей не вызвал: мы приобрели прицеп, а кофейное оборудование получили бесплатно от поставщиков. Взамен мы должны были закупать у них определенный объем продукции. На старт в конце 2012 года мы потратили примерно 300 000 руб., часть из которых взяли в кредит. Вложения удалось окупить всего за три месяца. Так все пошло-поехало, и вот в нашей сети I`m coffee уже 15 кофеен по России, которые продают примерно 1000 стаканчиков кофе в день. Продвигаемся в основном через социальные сети. Были попытки рекламироваться на радио, телевидении, интернет-порталах, но это было не очень результативно.
Секрет эффективности кофейного бизнеса — в его маржинальности. На один стаканчик кофе накрутка может доходить до 1000%.
Так, например, себестоимость большого стакана капучино — 33 руб. (молоко, эспрессо, стаканчик и крышка). Розничная цена напитка — 109 руб. Плюс дополнительная продажа сиропа и сопутствующих кондитерских изделий. Высокая маржа особенно важна сейчас, в кризис, она позволяет удерживать цены на прежнем уровне и при этом оставаться в большом плюсе. Для нас сейчас главное не спугнуть клиентов, поэтому мы не повышаем цены. Средний чек по кофейне у нас примерно 110 руб.
Самой сложной проблемой на старте стал поиск точки для нестационарной продажи кофе, ведь во многих проходимых местах размещение передвижных торговых объектов попросту запрещено. Поэтому приходится как-то выкручиваться, например, располагаться на частной территории.
В результате мы пришли к решению развивать собственные стационарные точки, так у нас появились две кофейни в Тобольске и две в Тюмени. И еще три проекта сейчас в стадии строительства. С постоянными точками в целом проблем меньше, хотя в бизнесе, чтобы избежать сложностей, нужно вовремя звонить, договариваться и заранее решать все вопросы.
Конкуренция
Сейчас мы все силы бросаем на развитие сети, запускаем новые точки в разных городах, пытаемся работать под разными брендами, создавая искусственную конкуренцию. Четыре года назад мы были в нише одними из первых. Сейчас мобильные кофейни — достаточно популярный бизнес, помимо местных стартапов на рынок заходят федеральные франшизы. Конкуренция достаточно высокая, но места игрокам пока хватает: чем больше кофеен, тем активнее клиенты покупают кофе.
Наше главное отличие от конкурентов — сильная и слаженная команда, примерно 30 человек. Конкурировать пытаемся и ценой, ведь в нашей сети стоимость напитков ниже средней по городу. Несмотря на кризис, который сильно ударил по нашему рынку (кофе в России не производится, и, как следствие, падение рубля сильно поднимает закупочные цены), для клиентов стоимость кофе в I`m coffee остается неизменной.
Интерес к кофейному бизнесу среди предпринимателей большой, это довольно интересный сегмент. Поэтому сейчас я стараюсь быть не только участником рынка, но и независимым консультантом в этой области. Меня привлекают проекты, где я могу помогать своими компетенциями и знаниями, а не просто деньгами.
Главный совет, который я даю начинающим предпринимателям — не бросать. Даже если что-то не получается, надо все равно продолжать стараться и идти вперед. Ведение бизнеса можно сравнить с возрастом, когда маленький ребенок учиться ходить: он падает, встает, снова падает, но упорно продолжает стараться. Так и в бизнесе. Ну и несколько более практичных советов: не стройте бизнес с друзьями, не занимайте деньги в банке под бешеные проценты и не ждите, что кто-то сделает работу за вас.
Автор: Мария Остроумова