Как получить банковскую гарантию?
Сегодня для того, чтобы участвовать в конкурсном производстве на получение государственных заказов одним из условий для компаний, выходящим на этот рынок, является получение банковской гарантии. В недавнем прошлом это не вызывало трудностей, так как этот документ мог представить практически любой банк. Но в единичных случаях такие гарантии приходилось срочно переоформлять в соответствии с требованиями заказчика, ища другую банковскую организацию.
Недавно принятый нормативный акт в этой области четко прописал список кредитных учреждений, которые могут выдавать банковские гарантии на законном основании исполнителям государственных контрактов. И этот список в силу сложивших обстоятельств разделился на две группы.
Кредитные учреждения, которые выдают банковские гарантии исключительно своим клиентам, и получить у них гарантию исполнителю, не пользующуюся продуктами таких банков чрезвычайно сложно.
Все остальные, которые, однако, требуют соответствия очень жестким правилам и критериям, что под силу не каждому победителю торгов.
Подготовительный этап
Следует оговориться, что такой документ лучше всего оформить заранее, в период подачи заявки на государственные торги, так как в противном случае будет слишком короткий период, чтобы успеть оформить нужные документы.
На этом этапе необходимо проанализировать текущее состояние своей компании самостоятельно до похода в банк и взглянуть на нее глазами специалиста кредитного учреждения. В этом нет ничего сложного, и дополнительных специфических знаний не потребуется.
Длительность работы организации. Этот показатель рассчитывается с момента регистрации компании или получения свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ. Одно из требований банков, чтобы этот период был более полугода. Это требование очень жестко отслеживается, и в противном случае получить гарантию не представляется возможным.
Общие годовые обороты организации. При анализе этого показателя следует учитывать, что банки не будут оформлять гарантии на сумму, существенно превышающую годовой оборот.
Убыток. Этот финансовый результат деятельности не должен присутствовать в бухгалтерской отчетности. Исключения должны быть железно обоснованы, например, сезонностью. Кроме того, наличие убытка допускается лишь в одном из квартальных отчетов. Тогда как в годовом – убытка не должно быть.
Аналогичные выполненные контракты. К рассмотрению этого показателя банки не так строго подходят, но многие предпочитают работать с профессионалами, у которых уже был подобный опыт. Иначе может последовать отказ банка от предоставления гарантии или затребование пояснений по этому поводу.
Как было упомянуто выше, существует перечень банков, в которые можно обратиться за получением банковской гарантии. Этот список Министерство финансов каждый месяц обновляет на своем сайте, доступном для общего пользования. Можете воспользоваться одним из списков банков. Но также можете воспользоваться и следующими советами.
- если банк, в которым открыт расчетный счет вашей компании, есть в списке, то самый простой способ – обратиться за получением гарантии к нему;
- проанализировать гарантии других участников торгов на предмет наименования банков;
- на сайте, где проходят торги, есть список банковских гарантий, который можно также изучить;
- обратиться в специальную компанию, занимающуюся подобными услугами.
Способы получения гарантии
Традиционный. Таким способом пользуются банковские организации, которые не предлагают другие продукты в данной области. Кроме того, такая процедура будет обязательно проводиться при обеспечении в крупных размерах (более 20 миллионов рублей) или для установления лимита обеспечения сроком, как правило, на год.
Ускоренный. Сумма обеспечения по гарантиям, выдаваемым ускоренным способом, не велика и составляет не более 10 – 15 миллионов рублей. Однако, при этом получить банковскую гарантию можно в течение недели.
Электронный. При наличии электронной цифровой подписи, документы в банк на получение гарантии можно представить и в электронном виде. Срок рассмотрения такой заявки будет составлять около 4 рабочих дней. Однако банки особо не стремятся развиваться в этом направлении, и сумма обеспечения составит не более 5 миллионов рублей.
Некоторые условия банков для получения гарантии.
При не очень хорошем состоянии финансовых дел организации банки могут потребовать внести залог или открыть депозитный счет. Во всех остальных случаях обычно этого не требуется.
Банки могут потребовать открытие расчетного счета. Однако не во всех случаях выдвигается такое требование. Как правило, это касается значительных сумм обеспечения более 15 миллионов рублей.
Многие банков при выдаче гарантий требуют поручительство владельцев компании. В принципе это требование обосновано при отсутствии залога.
Последовательность действий
Порядок получения гарантии от банков можно условно разделить на две части.
Первоначальный анализ компании банковскими работниками. Обычно этот анализ проводится в течение 1 часа. Итогом этого этапа рассмотрения заявки на получение гарантии является определение вероятности, что компания получит гарантию, а также выбор возможного способа и сопутствующих ему процедур. Именно в этот момент будет обозначена стоимость услуг по предоставлению гарантии, в последствии уплачиваемая банку.
Сбор полного комплекта подтверждающих документов. Это более длительный этап, длящийся более долгое время в зависимости от варианта выдачи гарантии. В частности, при ускоренном способе он составляет 3 – 5 дней. В течение этого времени сотрудники банка более проводят более детальный анализ документов, в результате которого составляется перечень критериев и условий, при которых гарантия будет выдана и принимается решение.
Для того чтобы провести первоначальный анализ компании, претендующей на получение гарантии, необходимо предоставить следующее:
- небольшая характеристика об организации и его деятельности;
- выписка из ЕГРЮЛ, полученная за месяц до подачи заявления в банк.
- бухгалтерская отчетность: как правило, это формы №1 и №2 за каждый отчетный квартал предыдущего года; при применении упрощенной системы налогообложения – эти документы может заменить декларация.
- подтверждение проводимых торгов, в которых компания желает участвовать.
В принципе, для первоначального анализа и принятия первоначального решения о выдаче гарантии этого комплекта документов достаточно. Более детальный анализ финансового состояния организации банковские служащие проводят на следующем этапе.
Все документы, составляющие полный комплект для удобства можно разделить на 4 части:
Юридические документы, к которым относятся свидетельства о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, о внесении изменений в ЕГРЮЛ. А также устав и паспорта всех владельцев компании, реестр акционеров и документы, уполномочивающие деятельность директора. И подтверждение из налоговых органов о текущей задолженности перед бюджетными и внебюджетными фондами, и об отсутствии просроченной задолженности.
Финансовые документы, к которым относится бухгалтерская отчетность. Для компаний, которые применяют общую систему налогообложения, это будет баланс по форме №1 и отчет о прибылях и убытках по форме №2. Для упрощенной системы – налоговая декларация и выписка из книги учета доходов и расходов. Индивидуальные предприниматели предоставляют налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ.
Также банки рассматривают документы о тендерных закупках, в которых участвует предприятие-исполнитель и под обеспечение которых оформляется гарантия. К таким документам относятся проект договора, протокол закупки и другие.
Кроме того, для увеличения шансов на положительный ответ банка необходимо представить справку о деятельности компании в произвольной форме, подтвержденную отзывами заказчиков о выполненных аналогичных работах.
В данной статье приведен далеко не полный список требуемых документов, потому что в различных банках существует собственный свод правил и реестр документов, необходимых для того, чтобы получить банковскую гарантию. Однако, в этом списке перечислены документы, которые банк потребует обязательно.
Кроме того, могут потребоваться ведомости бухгалтерского учета по различным счетам. А такие документы, как выписка из ЕГРЮЛ требуется при каждой тендерной закупке, так что есть смысл иметь «свежую» выписку всегда под рукой, чтобы потом сэкономить время на ее получение.
Помимо вышеуказанных документов обязательно заполнение заявления на выдачу банковской гарантии и анкет о финансовой деятельности организации. Некоторые компании, заполняя эти документы, испытывает трудности. Но то, что их нужно заполнять лишь единожды, является некоторым утешением. Поскольку впоследствии процедура значительно упрощается.
Последний этап
После того, как все документы собраны, остается только дождаться вердикта кредитной организации. И остается только внести оплату за услуги по предоставлению банковской гарантии и забрать оригинал в электронном виде или на бумажном носителе.
Кроме того, начиная с 31 марта 2014 года, банковские учреждения обязаны выложить информацию в общем доступе в реестре гарантий. Такой реестр имеется на сайте, где проходят закупочные процедуры по государственным контрактам.
После того, как информация появилась в этом реестре, остается только подписать договор о предоставлении банковской гарантии.