Как заработать на дождевых червях и стать владельцем верми-фермы
Биогумус (он же вермикомпост) – это натуральное удобрение, эффективность которого в создании плодородной почвы превышает действие других органических удобрений в несколько раз. Урожайность на почвах, удобренных вермикомпостом, увеличивается на 25-50%.
К тому же он не требует регулярного ежегодного внесения, так как лучше насыщает землю необходимыми для культурных растений питательными веществами – достаточно использовать его раз в 3-4 года.
Производство любой натуральной продукции можно отнести к социально ориентированному бизнесу. Ведь экопродукт не наносит вреда окружающей среде, да и сам процесс производства не загрязняет ни воду, ни воздух, а его применение приносит только пользу потребителям.
Бизнес план организации производства биогумуса
Для червей (обычных дождевых или калифорнийских) создается питательная среда и оптимальные условия для размножения, а отходы их жизнедеятельности, представляющие собой биогумус, реализуются в виде натурального удобрения.
Организацию бизнеса можно разделить на несколько этапов:
- Подготовка к запуску производства – подбор и обустройство помещения, приобретение сырья и самих червей, оборудование компостеров (ящиков, гряд или ям), организационные моменты по регистрации собственного дела и оформлению соответствующих документов.
- Цикл культивации – измельчение органического сырья и добавление его в компостеры по мере переработки (раз в 3-4 недели), ежедневное увлажнение питательной среды, при наполнении всего объема ящика (4 месяца с момента закладки) отсадка червей для нового цикла и отправка вермикомпоста на дальнейшую переработку.
- Приготовления к сбыту – сначала биогумус необходимо просеять, затем просушить и только потом приступать к фасовке. Также потребуется взвешивание и упаковка. На этом этапе возможно изготовление специальных смесей для посадки разных садово-огородных культур с добавлением торфа, песка, земли.
- Сбыт готовой продукции – поиск и привлечение покупателей с использованием различных маркетинговых инструментов.
Необходимые ресурсы для запуска верми-фермы
Для производства биогумуса необходимо место с возможностью создания подходящего микроклимата, сама популяция червей и сырье для переработки, которое послужит им кормом.
Компостеры могут быть сделаны в виде:
- деревянных или пластиковых ящиков;
- ям с забетонированными стенами и полом;
- ям с насыпными грядами, высотой не превышающих 35-45 см;
Именно на такой глубине ведут активную жизнедеятельность черви.
Само помещение, где будут находиться компостеры, должно быть оборудовано системой отопления и вентиляции. Кроме того, потребуется дополнительные площади под фасовку, упаковку и хранение готовой продукции.
Общая площадь верми-фермы определяется исходя из планового объема производства.
В среднем, с одного квадратного метра компостера за год можно получить от 300 кг готового удобрения. С учетом подсобных и складских отделений в помещении, площадью 100 кв. метров можно разместить компостеры на 40-50 кв. м., которые дадут за год 12-15 тонн биогумуса, что при цене в 10-20 рублей за килограмм принесет выручку в размере 150-300 тысяч рублей.
Больше площадь – большие объемы, а, соответственно, и больший доход.
Выгодней, конечно, найти более просторное помещение с уже имеющейся инфраструктурой, то есть с отоплением и вентиляцией, и потратиться только на размещение компостеров, а не нести все затраты на ремонт и подведение коммуникаций.
Статьи первоначальных затрат
Первоначальные вложения в бизнес включают в себя следующие статьи затрат:
Расходы на помещение
Ппокупка или аренда, а также его обустройство в соответствии со спецификой производства в зависимости от региона и самого объекта недвижимости – от 50 тысяч до 300-500 тыс. рублей.
Компостеры
Покупка готовых пластиковых, либо самостоятельное сооружение деревянных ящиков или оборудование ям с бетонными стенами – от 100 до 5000 рублей за каждый вермикультиватор площадью 2-3 кв. м.. То есть на 50 кв. метров нужно потратить 2500 – 125 000 рублей.
Приобретение колонии червей
За 1000 червей придется заплатить порядка 2-3 тысяч рублей, этого количества хватит для заселения 2 кв. м. вермикультиватора. Если вы планируете разбить вермикомпостирование на 50 квадратных метрах, то нужно потратить не менее 50 тысяч рублей на первоначальную популяцию.
Оборудование
Для сепарации, просушки, взвешивания и упаковки (весы, устройство для запаивания пакетов, механическое сито – «грохотка», стеллажи) обойдется в 30-45 тысяч рублей.
Рабочий инвентарь
Тачки или тележки, лопаты, ведра, вилы для рыхления, система полива, приборы для измерения температуры и кислотности субстрата – 20-50 тысяч рублей.
Покупка сырья (навоз и другие органические отходы)
Около 500-1000 рублей за тонну. Ежегодно нужно порядка 30 тонн на сумму в 15-30 тысяч рублей;
Единовременные регистрационные затраты
ИП или КФХ – 3-5 тысяч рублей в зависимости от региона, стоимости изготовления печати и открытия расчетного счета.
Итого капиталовложений: от 170 500 рублей до 805 000 рублей.
Перечень постоянных расходов
В бизнес-план мы также включили текущие затраты на осуществление деятельности:
- Коммунальные расходы (отопление, электроэнергия) – в год до 20-30 тысяч при централизованном отоплении, либо 10-20 тысяч при наличии дровяного или газового котла.
- Маркетинговые расходы (упаковка, реклама, этикетки, визитки, создание сайта и оплата хостинга, а также расходы на связь и интернет для общения с потенциальными клиентами и контрагентами) – 25-35 тысяч рублей.
- Фонд оплаты труда — даже если не нужны наемные работники и вы собираетесь справляться с обслуживанием верми-фермы самостоятельно, то вам, как самозанятому предпринимателю или главе КФХ придется отчислять страховые взносы в Пенсионный Фонд.
По состоянию на 2013 год фиксированный ежегодный взнос в ПФР достигает 36 тыс. рублей, в 2014 году он возрастет до 54 тысяч рублей.
- Приобретение сырья – 15-30 тысяч в год.
- Налоговые отчисления (ЕСХН — 6% от прибыли) – 3-10 тысяч ежегодно.
- Банковские комиссии за обслуживание счета и проведение операций по нему – 7-10 тысяч в год.
Итого текущих затрат: от 96 до 169 тысяч рублей в год.
Сбыт готовой продукции и взаимодействие с покупателями
Готовым продуктом верми-фермы является чистый биогумус, расфасованный в мешки разного объема, а также смеси для посадки растений.
Побочный продукт – самих червей, можно предлагать рыбакам, зоомагазинам, птицефабрикам для производства мясо-костной муки, а также продавать их непосредственно как производителей экологически чистого удобрения.
Оптимально продавать продукты деятельности дождевых червей, а не часть поголовья, участвующего в создании удобрения.
В перечень потенциальных покупателей можно включить такие группы потребителей, как:
- дачники и владельцы приусадебных участков;
- любители домашнего цветоводства;
- органические фермы, садовые питомники и КФХ, основным видом деятельности которых является тепличное хозяйство или выращивание овощей и ягод в открытом грунте.
Каналы сбыта
Чтобы добраться до целевой аудитории и представить ей свой продукт, придется использовать несколько каналов сбыта.
Прямые продажи: доставка образцов продукции в садовые товарищества с предложением приобрести биогумус.
Директ-маркетинговые мероприятия:
- посещение тематических мероприятий для фермеров или дачников с презентацией своего товара;
- участие в специализированных выставках-ярмарках для цветоводов, дачников и огородников;
- рассылка коммерческих предложений сельхозпроизводителям и фермерам региона.
Дистанционная продажа:
- поставка в магазины, специализирующиеся на продаже зоотоваров, товаров для рыбаков и для дачников;
- реализация продукции верми-фермы через интернет-магазин.
Ваша задача не просто произвести и продать вермикомпост, прибегнув к рекламе, а культивировать среду потребления этого органического удобрения в своем регионе.
Разъяснительная информационная работа должна вестись постоянно: вы должны личнорассказывать всем покупателям о преимуществах эко-удобрения, иллюстрировать эффект от его применения, потратиться на буклеты и брошюры, публиковать статьи для собственного сайта и для профильных СМИ.
Вы должны стать экспертом в своем деле и доказать клиентам выгоду от использования биогумуса.
С этой целью можно создать экспериментальную площадку, например, небольшую тепличку при вашем производстве, где все желающие могут увидеть это удобрение в действие.
Расчет рентабельности и окупаемости верми-фермы
При реализации запланированного объема в 15 тонн биогумуса ежегодно, доходсоставит от 150 до 300 тысяч рублей, а прибыль – от 66 тысяч до 204 тысяч рублей.
Выручку можно увеличить, как минимум, вдвое, производя не чистый биогумус, а его смесь с другими субстратами, тогда доход возрастет до 300-600 тысяч рублей, а прибыль до 131 – 504 тыс. рублей.
Рентабельность составит 150-170%, а окупаемость достигает 1,5-2 года.
Риски проекта и методы их компенсации
Разведение дождевых червей как бизнес потребует солидных капиталовложений, а первую выручку можно будет получить только через 4-5 месяцев после закладки компостеров.
Предприниматель должен понимать рискованность таких вложений и создавать определенную подушку безопасности в виде запаса сырья и средств для разрешения непредвиденных ситуаций.
Минимизация затрат
Для повышения рентабельности стоит задуматься о минимизации затрат по ряду статей расходов.
Помещение не обязательно покупать или снимать. Можно найти пустующую площадь на своем дачном участке, либо в гараже или обсудить возможное место с родственниками и знакомыми. Этот путь подойдет для тех, кто желает начать с малого и планирует начать свое дело с минимальными оборотами.
Если же без обширных производственных площадей не обойтись, нужно рассматривать помещения колхозных ферм и хозяйств для долгосрочной аренды, либо возведение ангара каркасного типа.
Для воспроизводства червей необходима стабильная температура в 15-24 градуса, если они калифорнийского происхождения то не перенесут снижения температуры до 10 градусов. Поэтому потребуются расходы на поддержания тепла в помещении.
Их величина зависит и от стоимости энергоресурсов, и от выбранного типа отопительных приборов, и от площади помещения.
Можно полностью избежать затрат на помещение, если выбрать сезонное производство
В теплое время года можно использовать участок на открытом воздухе, но с навесом, защищающем от атмосферных осадков. А на время холодов оставлять червей в компосте, тщательно утеплив место их зимовки.
Как сэкономить на сырье
Можно сразу не приобретать крупную партию червей, а купить всего лишь 1-3 тысячи особей и самостоятельно наращивать их поголовье.
Да и на компостерах можно сэкономить, сделав насыпные гряды сырья, которые останется лишь защитить от пересыхания подходящим укрывным материалом.
Сырье – очень важный аспект для беспрерывного производства удобрения, ведь для ваших тружеников органические отходы являются едой и без нее они могут погибнуть.
Регулярность поставок играет определяющую роль, как и состав сырья.
Подходящей пищей для червей станет свежий кроличий или козий навоз, полуперепревший свиной навоз и навоз КРС, опилки не хвойных деревьев, пищевые отходы, солома, опавшая листва.
Нельзя резко менять рацион питания, поэтому и логистика должна быть продуманной.
Минимизировать издержки по этой статье затрат позволит наличие собственного сырья.
Окупаемость бизнеса будет выше, если объединить его с другими направлениямисельскохозяйственного производства и встроить вермикультивирование в деятельность уже существующего хозяйства. Например, по кролиководству или разведению коз.
Идеальная структура будет практически замкнутая: использование навоза имеющихся животных для получения биогумуса, который идет на удобрение в теплицы и на выращивание кормов для животных.
По мизерной стоимости можно приобретать то сырье, которое является отходами у других производителей – опилки и навоз. Потратиться придется в основном на доставку.
Регистрация предпринимательской деятельности
Не стоит торопиться и с такими затратами, как регистрация ИП, ведь это автоматически запустит механизм взимания налогов и страховых взносов, невзирая на отсутствие выручки и прибыли у новоиспеченной фермы.
Расчетный счет также стоит денег – за его обслуживание банк взимает по 500-1000 рублей в месяц в зависимости от условий договора.
Лучше в период запуска верми-фермы вкладываться в привлечение клиентов и формировать базу заказов.
Тонкости производства удобрения
Оптимальное время для закладки вермикомпста – начало лета, ведь не придется тратиться на отопление и до наступления зимы можно успеть заготовить две партии готовой продукции.
Продажи хорошо пойдут с осени, а их пик придется на весенние посадки рассады – к этому моменту вы должны наладить каналы сбыты и коммуникации с потенциальными клиентами.
Даже если не удастся продать весь запас готовой продукции в сезон, ничего страшного — он может спокойно храниться в течение 2-3 лет. Но вам и не нужно столько, достаточно дождаться следующего года и начала дачного сезона.
Риски утраты поголовья вашей верми-фермы можно полностью нивелировать четким соблюдением рекомендаций по выращиванию червей и их кормлению. Благо, не требуется особых санитарно-ветеринарных мероприятий и никакие зооэпидемии им не грозят.
Само здание фермы можно застраховать от пожаров и повреждений, а вот заботу за колониями червей и поддержанием оптимального микроклимата придется взять на себя.