Купить бизнес и не разориться: на что нужно обратить внимание
По вопросам покупки бизнеса лучше всего сразу обращаться за помощью к юристу и бухгалтеру. Потому что даже с малым бизнесом, как это ни странно, возникает много проблем. И покупателю нужно иметь четкое представление по ряду вопросов.
Принимая решение о покупке бизнеса, вы по сути выбираете два варианта: купить существующий бизнес или вложить капитал во франшизу? Какие преимущества и недостатки у этих вариантов?
Варианты покупки бизнеса
1. Покупка существующего бизнеса
Может быть удобным во многих отношениях выбором. Во-первых, это гораздо проще, чем создавать новое предприятие, поскольку стартовать придется с уже имеющейся материальной и финансовой историей, которую можно оценить. Эта история позволяет предпринимателю учиться на прошлых ошибках и успехах бизнеса. Уже наработана база сотрудников и клиентов, понятны эксплуатационные процессы.
В переходный период новый владелец может обучиться всему необходимому у предыдущего владельца.
Преимущества
- известная и отработанная схема работы;
- доступность обучения;
- полный контроль над стратегическим направлением;
- возможность проанализировать прошлые отчеты/историю.
Недостатки
- проблемы передачи собственности;
- сложности с деньгами на покупку;
- трудности с внедрением существенных изменений в компании;
- сложности с поиском новых возможностей;
- скрытые проблемы предыдущего владельца.
2. Покупка франшизы
Этот вариант — хороший компромисс между запуском собственного дела и покупкой существующего бизнеса. Обычно компании, продающие франшизы, снабжают новичка бизнес-планом, рекомендациями, проводят обучение, предоставляют скидки на продукцию.
У франчайзеров есть конкретная заинтересованность в том, чтобы их франчайзи больше продавали — они получают ежемесячные сборы. Поэтому они периодически помогают своим франчайзи по ряду вопросов.
В большинстве случаев покупатели франшизы имеют преимущество перед независимыми владельцами бизнеса, так как у них есть преимущество — узнаваемый бренд. Однако нужно признать, что у узнаваемости бренда может быть и темная сторона. Если фирма, предоставляющая франшизу на продажу, делают что-то, что приводит к отрицательным отзывам или скандалам на рынке, то страдают все франчайзи.
Преимущества
- постоянные рекомендации, консультирование;
- обучение, профессиональное руководство;
- понятная стоимость бизнеса;
- консультационное сотрудничество;
- доступ к другим франчайзи.
Недостатки
- эксплуатационные границы (географические, финансовые и т.д.);
- подводные камни в договорах.
Различия в показателях успешности франшиз и независимых предприятий малого бизнеса спорны. Нет никакого неопровержимого доказательства, что одно однозначно лучше другого. Многое зависит от предпринимателя и его деловой хватки.
Как покупатель, вы должны оценить каждое потенциальное приобретение по ряду его достоинств. И франшизы, и независимые компании терпят неудачи каждый день, и в то же время есть те, кто преуспевает с обеими бизнес-моделями. Ключевая мысль заключается в том, что перед покупкой франшизы или независимого бизнеса важно сделать хорошую домашнюю работу и полностью исследовать бизнес, прежде чем вкладывать в него капитал.
Общие рекомендации
Так как вы будете вкладывать существенное количество времени в развитие бизнеса, то вам нужно сосредоточиться именно на той сфере деятельности, которая вам интересна. Если вы не уверены в том, какой бизнес вы хотите развивать, пообщайтесь с владельцами малого бизнеса, возможно, у вас появятся какие-то идеи.
Большинство предпринимателей обычно строят бизнес вокруг хобби или каких-то увлечений. Купить такой бизнес у вас вряд ли получится. Но в любом случае бизнес, который вы приобретаете, должен быть из той отрасли, в которую вы можете погрузиться с удовольствием и получать удовлетворение от тех задач, которые перед вами стоят.
Во многих торговых и сервисных предприятиях клиенты имеют личные и деловые отношения с владельцем. Поэтому важно, чтобы продавец познакомил вас с клиентами, осуществил плавный и упорядоченный переход бизнеса от одного владельца к другому.
Также не забудьте заранее познакомиться с сотрудниками. Убедитесь в том, что те, кто занимает ключевые должности, готовы остаться в компании. За этих людей стоит держаться, потому что они, как правило, ежедневно общаются с клиентами и используют отработанные техники работы.
Часто малые предприятия работают без каких-либо установленных стандартов, что, безусловно, не является образцом поведения на рынке. Это может быть хорошо для существующего владельца, но новому однозначно не пойдет на пользу. Ему потребуется определиться с дальнейшим направлением развития, и конкретные руководства по вопросам политики и практики в компании ему в этом помогут.
Узнайте, какие навыки или лидерские качества наиболее важны для поддержания бизнеса. Если у вас их нет, то придется нелегко. Готовьтесь к долгому обучению.
Важный фактор, на который следует обратить внимание, — это наличие каких-либо расходов на будущие периоды. Как правило, они не включаются в согласованную цену покупки. Поэтому стоит заранее попросить продавца бизнеса составить список таких расходов — и тогда у вас не будет никаких неприятных сюрпризов при закрытии сделки.
Исследование рынка, включая оценку краткосрочных и долгосрочных прогнозов, важно при решении о приобретении бизнеса. Есть ли возможности для роста у этого бизнеса или сфера, в которой он работает, находится в состоянии упадка? Важно оценить отрасль с точки зрения потенциала, чтобы увеличить стоимость инвестиций.
Кроме того, не лишним будет провести исследование рынка в той географической области, в которой вы работаете, чтобы определить, есть ли у бизнеса перспективы. Учитывайте локальные тренды.
Покупатели малого бизнеса часто забывают о важности существующих деловых связей. Имеющиеся наработки по нетворкингу — это реальный актив, который может быть ценным источником клиентов и стратегических партнерств. Поэтому покупка бизнеса в отрасли за пределами имеющейся у вас сети потребует построения новой сети контактов с нуля, что может значительно сдерживать темпы роста.
Оцените свои финансовые возможности — некоторые отрасли требуют более крупных инвестиций, чем другие. Например, технологические разработки. А вот небольшие консалтинговые фирмы можно вести при минимальных затратах.
Чек-лист для оценки бизнеса
Если вы планируете купить бизнес, убедитесь в том, что у вас есть ответы на ряд важных вопросов. Они помогут вам понять, является ли этот проект стоящим для инвестирования.
- Почему действующий владелец хочет продать бизнес?
- Какой потенциал для роста есть у бизнеса?
- Если бизнес окажется в состоянии упадка, хватит ли вам ресурсов спасти его и сделать успешным?
- Каково финансовое состояние бизнеса? Знакомы ли вы с финансовой отчетностью, налоговыми декларациями за последний период?
- Видели ли вы копии всех действующих контрактов?
- Запланировали ли вы какие-либо промокампании для стимулирования сбыта?
- Запланировали ли вы PR-кампанию?
- Попадал ли бизнес когда-либо в эпицентр каких-либо расследований? Если да, то каков статус текущих расследований? Каковы были результаты по прошлым делам?
- Вовлечен ли бизнес в какой-либо судебный процесс? Если да, то на каком этапе этот процесс? Каковы результаты?
- Имеют ли владельцы, соучредители какие-либо долги, брали ли они кредиты? Если да, то о каких суммах идет речь?
- Сколько безнадежных долгов списывается каждый год?
- Сколько клиентов бизнес обслуживает на регулярной основе?
- На каком рынке работает бизнес? Где находятся ваши клиенты?
- Является ли бизнес сезонным? Зависит ли от этого прибыль?
- Есть ли у компании какой-либо ключевой клиент, который обеспечивает значительную часть продаж? Если да, то способен ли выжить бизнес без этого клиента? Чем больше клиентская база, тем легче вам будет пережить утрату любых клиентов. Если же бизнес существует главным образом для того, чтобы служить единственному клиенту, то утрата этого клиента может быть катастрофической.
- Как бизнес продает свои продукты или услуги? Используют ли его конкуренты те же самые методы? Если нет, то насколько эффективны те методы, которые используют конкуренты?
- Обладает ли бизнес исключительными правами на продажу каких-либо конкретных продуктов или услуг? Как были получены эти права? Есть ли у вас письменное доказательство, что действующий владелец бизнеса может передать эти права вам?
- Имеет ли бизнес патенты на какой-либо из продуктов? Какие именно?
- Как обстоят дела с поставщиками? Удовлетворяют ли они все потребности? Если бы потеряете нынешнего поставщика, как это отразится на состоянии бизнеса? В состоянии ли вы найти товары на замену, которые бы соответствовали качеству и цене?
- Есть ли риск, что какой-либо из продуктов может устареть и стать невостребованным?
- Какую долю на рынке занимает бизнес?
- С какой конкуренцией сталкивается бизнес? Может ли бизнес конкурировать успешно? Как меняется ситуация с конкурентами? Может быть, кто-то из конкурентов обанкротился?
- Имеет ли бизнес все необходимое оборудование? Нужно ли будет что-то докупать?
- Какова стоимость инвентаря? Будете ли вы в состоянии использовать его или он несовместим с намеченной производственной линией?
- Сколько сотрудников ведет бизнес? Какие позиции они занимают?
- Какие зарплаты выплачивает бизнес? Высокая это зарплата, низкая или средняя по рынку?
- Каковы показатели текучести персонала? Высокие ли они? Если да, то какова причина?
- Какие льготы и бонусы бизнес предлагает своим сотрудникам?
- Сколько времени топ-менеджеры были с компанией?
- Вызовет ли смена собственника проблемы с персоналом?
- Какие сотрудники являются ключевыми в компании? Готовы ли они остаться с новым владельцем бизнеса?
Автор: Марина Крицкая