Как нужно назвать компанию, чтобы она приносила миллионы?
«Имя собственное» марки — это крючок, которым она цепляется за свою ступеньку товарной лестницы в сознании покупателя. В эпоху позиционирования главным маркетинговым решением является решение о названии продукта».
Джек Траут
Каждый бизнесмен в начале своей деятельности сталкивался с выбором имени для компании.
Некоторые из них подходили к делу с умом и неизвестной долей усердия. Некоторые – наобум, по принципу – что первое пришло на ум создателю.
Казалось бы – ну какие же здесь сложности? Однако это, на первый взгляд, незатейливое занятие – выбор имени для компании, не такой уж и простой момент, как может показаться начинающему. И весьма значительный, кстати.
А как Вы лодку назовете? Сплошь и рядом нашему взору встречаются различные названия организаций, магазинов, магазинчиков, марок и брендов. Ведь и у Вас так же, как и у меня, наверняка, некоторые из них вызывают вопрос типа: «почему именно это имя?», или улыбку. Иногда название раздражает. Чаще – просто не привлекает внимания. Идешь себе по улице – вывески, вывесочки, баннеры, штендеры. Одно и то же, в большинстве своем.
Ни один здравомыслящий предприниматель при создании бизнеса не намеревается затопить его, не успев отплыть от берега. Поэтому к названию лодки советую подойти с полной мерой ответственности и серьезности.
В любом случае у выбранного имени компании должно быть какое-то объяснение – например, оно может быть связано с родом деятельности – МостОблБыстроКачСтрой, например. Да, имя получилось не выговариваемое и несуразное. Зато кратко объясняет род деятельности, и даже плюсы выбора именно этой компании охватывает. Оно же – ключевые слова и тэги. Удобненько весьма получается. Подобные аббревиатуры широко ходили в советские времена. Чувствуете? Произнесите – МостОблБыстроКачСтрой. Сразу мысленно улетаешь в запамятованные уже ГлавДальСтрои , ТрестСанМонтажи и ПрочПолКонторы. Шучу, естественно. Хотя, впрочем, если Вы создаете какой-либо шедевр в стиле советских времен – почему бы не взять на вооружение. Например, ресторан в стилистике советской эпохи. «ГлавРест»! Звучит гордо… Хотя этот пример, я, конечно привела с целью показать, как не нужно делать, особенно, если вы затеваете небольшой проект – мелкий бизнес.
Или вот еще встречаются тяжелые случаи – Мясная лавка – ООО Бобик. Навевает грустные мысли. А если это название, например, ветаптеки – ООО Бобик, уже разум не вступает в конфликт с ассоциацией.
Но чаще всего встречаются вовсе не шедевры, а народно-массовые имена. Мода. Например, ООО Орион. Я не проверяла статистику, но сдается мне, что это одно из самых популярных названий для Обществ с ограниченной ответственностью. Точно так же, как бывает мода на девочек Сонь и мальчиков Данилов. Хорошо ли это? У упомянутых мальчиков и девочек есть фамилии и отчества. Тут вы можете сказать – у ООО есть ИНН и ОГРН, и будете совершенно правы. Только покупатель их не видит. В начале покупатель видит ИМЯ. Хотя вполне допускается, что вы планируете крупный и мелкий опт чем-то весьма распространенным, например, товарами для дома в широком ассортименте. В таком случае, ООО Элегия будет звучать вполне простительно. Но если вы настроены на бурное развитие и скорое процветание, и планируете вкладывать в этот рост 200% своих сил, то название, ассоциирующееся с ассортиментом, будет вам только помогать.
А как это делали некоторые из самых знаменитых?
Где то, и очень давно, я читала историю о двух молодых людях, которым бизнес в самом начале их деятельности давался с огромным трудом. Они и их семьи вынесли многие лишения. (То повествование, что мне довелось прочитать, было долгим и поучительным, жаль, не помню автора.) Нас в этой истории интересует один момент, а именно: компанию свою они решили назвать, используя метод сложения фамилий ее славных владельцев, соединив их известным всему миру значком &. Только они не как не могли решить – чья же фамилия должна быть первой. По этому поводу они бросали монетку, с условием, что тот, у кого выпал орел, именует первую часть названия по своему усмотрению. Девиду Паккарду в этот день особо везло, и ему выпала честь поставить свою фамилию во главе наименования фирмы, он решил иначе. Эта история про очень сильных бизнесменов, большой размах, американскую мечту и счастливую звезду. Hewlett-Packard (HP, произносится Хью́летт-Па́ккард, Эйч-Пи), чем занимается эта компания, я думаю, никому не нужно объяснять.
Вернемся в российскую действительность и проведем аналогию: ООО «Пупков и Косовороткина». Как, а? Красиво.
Конечно, некоторым из нас больше повезло с фамилией. Но если вы спустя время подумаете продать этот шедевр, то велики шансы на неуспех. Конечно, хочется надеяться на то, что Вам удастся создать великий бренд под Вашей фамилией, но все же, лучше не рисковать. Бывает еще, что любящие мужья называют магазины в честь любимых жен. Здесь может негативно сработать ассоциативный ряд – возможно, кто-то не любит Наташ, например. И принципиально не пойдет в магазин «Наташа». Или в каком-то другом магазине «Наташа» однажды очень не понравилось что-либо Вашему потенциальному покупателю, и всё – Ваша «Наташа» автоматически попадает в немилость. Название не должно раздражать.
Счастливые звезды Макдональда и господ Хьюлетта и Паккарда восходили много лет назад, в эпоху зарождения торговых марок и великих брендов Америки. Сейчас настало совершенно другое время.
Выбирая имя компании – думайте прежде всего о клиентах. Посмотрите глазами покупателя на наименование своего магазина или компании. Общайтесь с клиентами на их языке. Если ваша целевая аудитория – подростки, то название магазина, например, Смарт, очень удачно. Если же вы продаете диетическое питание для пожилых людей, то подобное наименование вызовет непонимание у ваших покупателей.
Проявите оригинальность. Пусть имя Вашей компании будет именем только Вашей компании. При правильном подходе, должном усердии и везении, возможно, это имя станет нарицательным. Долгое время многие из нас, намереваясь сделать копии документов, говорили: пойду отксерю (отксерокопирую). Так наименования самого знаменитого бренда в какой-либо области иногда становятся синонимами этой области.
Ну и напоследок: прежде, чем называть компанию на каком-нибудь иностранном языке, или красивым нерусским словом, не поленитесь, посмотрите, что оно означает. Что бы потом не возникли казусы, такие, как это было с одним красивым магазином итальянской обуви, который обладал недюжинной модной и дорогой вывеской с яркой подсветкой. Там значилось мягкое, и очень приятное на слух слово, на языке, очень похожем на английский: «Ingannare – магазин элитной итальянской обуви» - гласила вывеска. Можете погуглить итальянское значение этого слова.